Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что означает благословение «Благословен Ты, Г-сподь, обучающий Торе народ Свой, Израиль»? В Талмуде приводится подробное объяснение.

«Сын дорогой для меня, Эфраим, если ребенок, приносящий радость; ибо каждый раз, когда Я говорю о нем, Я снова вспоминаю его. Поэтому жалел Я его, и милосердие стану проявлять Я к нему — слово Б-ra». В этом стихе слова «если ребенок» кажутся совершенно непонятными. Попробуем прояснить их притчей.

У одного великого раввина был очень способный ученик, и этот раввин обучал его, пока тот не стал выдающимся знатоком Торы. После этого ученик оставил его и уехал в другой город, в котором учился еще несколько лет, пока не стал разбираться в Талмуде как величайший законоучитель. И через несколько лет случилось так, что встретились они на одном постоялом дворе. Очень обрадовался его наставник и попросил хозяина подать в честь гостящего у него молодого раввина лучшего вина и всяческих деликатесов. Хозяин же удивленно спросил его: «Но ведь принято, чтобы младший годами почитал старшего. Почему же сейчас все наоборот?» Объяснил ему раввин: «Этот молодой человек — мой ученик; основу своих знаний он получил от меня, и именно я превратил его в великого мужа. Поэтому-то я так рад его видеть и поэтому не забуду его до конца своих дней».

То же самое можно сказать и в нашем случае. Когда человек занимается Торой, на самом деле его учитель — Сам Святой, благословен Он, потому что именно Он помогает ему понять слова Торы. Поэтому благословение на Тору, которое мы произносим каждое утро, завершается словами: «Благословен Ты, Г-сподь, обучающий Торе народ Свой, Израиль!» И есть еще стих, говорящий: «Я — Г-сподь, обучающий тебя, чтобы помочь тебе» (в этом стихе не сказано: «обучавший»). И более того: сами слова Торы, которые человек произносит, Святой, благословен Он, повторяет в вышнем мире слово в слово. Об этом говорится в трактате Хагига, 15: Говорит Святой, благословен Он: «Что же говорит Мой сын?» Похожий рассказ приводится в трактате Гитин, 6. Там говорится, что рабби Эвьятар и рабби Йонатан поспорили о том, чем на самом деле рассердила своего мужа наложница в Гивье. Потом рабби Эвьятар встретил пророка Элиягу и спросил его: «Чем занят сейчас Святой, благословен Он?» — «Он изучает историю с наложницей в Гивье», — ответил Элиягу. И что же Он говорит о ней (то есть: кто же был прав в моем споре с рабби Йонатаном. — Прим. пер.)Ъ На это Элиягу ответил, что Святой, благословен Он, изучая этот отрывок, говорит: «Йонатан, мой сын, вот что говорит; а Эвьятар, мой сын, вот что говорит. И то, и другое — истина». Здесь подразумевается, что, когда двое этих мудрецов изучали Тору и произносили каждый свое объяснение, Святой, благословен Он, также повторял их объяснения. (Так сказано в книге Нефеш га-Хаим.)

Стих имеет в виду именно это. Он говорит так: «Сын дорогой для меня, Эфраим. Однако в каком случае? Только если это — ребенок, приносящий радость» (речь здесь идет о Торе, которая также названа «радостью», согласно слову Писания: «И буду я радостью каждый день»), то есть если он знает Тору. А если ты спросишь: «А почему говорится именно об изучении Торы? Ведь другие заповеди тоже важны в глазах Б-га благословенного!» — на это отвечает Писание словами: «Ибо каждый раз, когда Я говорю о нем…» Это значит: с того самого момента, когда первый человек, Адам, стал изучать Б-жественную Тору и Б-г в это время как бы учил то же высказывание Торы, Я полюбил его великой любовью, как Своего ученика. Поэтому-то «Я снова вспоминаю его», и поэтому же «жалел Я его, и милосердие стану проявлять Я к нему — слово Б-га». Это означает:

«Я буду помнить его всегда, и милосердие Мое навеки пребудет с ним, что бы ему ни потребовалось».

Хомат га-Дат, 11


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»