Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Во время исхода евреи собирались есть хлеб в Песах?!

Темы: Песах, Чудеса, Маца, Хамец, Рав Натан Агрес, Исход из Египта

Отложить Отложено

Здравствуйте. В качестве подготовки к Песаху еще раз перечитала главу Бо, где описывается подготовка к исходу, и это вызвало у меня целый ряд вопросов.

Там говорится, что в ночь на 15 Нисана Б-г навел на Египет казнь первенцев и египтяне стали давить на евреев, чтобы ускорить их исход, т.к. боялись гибели. И сказано: «И взял народ свое тесто до того, как оно заквасилось, квашни свои, увязанные в одеждах свои, на плечах своих… И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, пресными лепешками (мацой), т.к. еще не заквасилось оно, потому что изгнаны были они из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе» (Шмот 12:34, 39).

1) Отсюда, вроде бы, ясно, что если бы не поспешный исход под давлением египтян, евреи подождали бы, пока тесто заквасится, чтобы испечь из него обычный хлеб. Но ведь еще до исхода квасное было строго запрещено им на всю неделю Песаха, как сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших, ибо тот, кто будет есть квасное, — душа та истреблена будет…» (там же 12:19). Причем запрет распространялся как на употребление квасного в пищу, так и на само владение им (как и сегодня). Неужели они хотели нарушить волю Всевышнего?!

2) А если предположить, что тесто замесили, чтоб сразу же испечь, но не успели, то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что, если не произойдет чуда, во время долгого перехода тесто обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет?

3) И действительно, как может быть, что тесто не успело закваситься? Ведь время выпечки мацы — 18 минут! Как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжечь костер и испечь мацу? При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо.

Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было. И как они определили, заквасилось тесто или они пригодно для мацы?

4) И еще, почему евреи названы здесь «народ», когда в соседней фразе их называют «сыны Израиля»?

5) В Пасхальной Агаде сказано: мы едим мацу в память о том тесте, которое вынесли из Египта и которое не успело закваситься. Но ведь заповедь о маце предшествовала исходу, как сказано (Шмот 12:8): «И пусть съедят мясо (пасхальной жертвы) в ту же самую ночь, жаренным на огне, с мацой и горькой зеленью будут есть его», а также повеление на поколения (там же 15) «семь дней ешьте мацу».

Извиняюсь за такой длинный вопрос, просто я совершенно запуталась. Заранее большое спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за замечательные вопросы. Только с помощью тщательного анализа текста Торы можно прийти к истинному пониманию. Эти вопросы подробно освещаются в книгах комментаторов, но давайте начнем по порядку.

Тот вопрос, который Вы задали первым, задают многие мудрецы. И отвечают на него по-разному. Разберем здесь две основные линии.

Рамбан и некоторые другие комментаторы отвечают, что, конечно же, евреи не собирались заквасить тесто, нарушив предписание. А слова «потому что изгнаны были они из Египта и не могли медлить» означают только то, что они вынесли из Египта тесто и испекли его в дороге или на первой стоянке, а не сделали этого, как подобало, перед исходом.

Согласно этому мнению, смысл стиха следующий: сам выход из Египта был настолько стремителен, что, даже выйдя за пределы страны, они успели испечь мацу, а не квасное. О чем и сказано в Пасхальной Агаде: маца напоминает нам о стремительности избавления (Абарбанель, Альших, Ор а-Хаим и другие).

Но тут возникают два Ваших правомерных вопроса:

1) Как действительно может быть, что тесто не успело закваситься? Ведь чтобы вывести за пределы страны несколько миллионов людей с множеством детей и скота, не хватит и целого дня, тем более восемнадцати минут.

2) Даже если предположить, что произошло чудо, как сами евреи могли изначально положиться на это и взять с собой тесто, которое вот-вот заквасится?

Действительно, исход из Египта произошел чудесным образом! Намек на это мы находим в Торе, в словах «Вас же Я НОСИЛ НА ОРЛИНЫХ КРЫЛЬЯХ и принес вас к Себе» (Шмот 19:4). Объясняет Раши (там же, 12:37, 19:4), что дважды их путь был сокращен с помощью чуда (кфицат а-дэрех — «прыжок пути»). Вначале евреи, разбросанные по всему Египту, собрались вместе в городе Раамсес, а затем, двинувшись оттуда в сторону пустыни, обнаружили себя за пределами Египта на расстоянии 120 миль (миля здесь— чуть больше километра), в месте, названном Суккот (Шалаши), т.к. там их укрыли, как шалаш, облака Славы Всевышнего. Именно в Суккот и были испечены пресные лепешки, т.к. тесто все еще не успело закваситься.

А как быть со вторым вопросом? Да и вообще, откуда взялись 18 минут, если часов еще не было? На самом деле, я совсем не уверен, что в Египте не было часов и измерения времени. Но, действительно, изначально время, необходимое для закваски, определялось расстоянием, а именно: время, за которое можно обычным шагом пройти милю (Шульхан Арух 459:2). А основываясь на данных, приводимых в Талмуде, косвенным путем установили, что это 18 минут (кстати, это только основное и самое «устрожающее» мнение, но есть и другие, например, 22.5 минуты и т.п.).

Но все это — только при условии, что тесто находилось в состоянии покоя, если же его постоянно месят и двигают — оно не заквашивается даже целый день (там же). Исходя из этого, Ор а-Хаим объясняет, почему евреи вынесли тесто, завязанное в одежды, на плечах, почему не поместили его на ослов, как всю остальную утварь? Ответ: они опасались, что тесто заквасится. Но если нести его на плечах и время от времени вымешивать, то такой опасности нет!

Итак, мы разъяснили позицию Рамбана и его единомышленников.

Но по мнению рабби Йешаяу де-Трани (Рид), рабейну Нисима (Ран), Хизкуни и многих других дело обстояло совсем по-другому. В Талмуде (Псахим 98 б) сказано, что квасное при выходе из Египта было запрещено всего на один день — день исхода 15 нисана. Талмуд делает этот вывод, основываясь на стихах Торы. А запрет квасного на семь дней и все остальные законы, приведенные там, относятся только к празднованию Песаха в будущем. Это следует из слов Торы (Шмот 12:14): «И да будет вам день этот (день исхода) в память, и празднуйте его как праздник Господу в поколениях ваших, вечным установлением празднуйте его. Семь дней ешьте мацу, а к первому дню устраните квасное из владения вашего…» и т.д. Все это — повеления на будущее, но в тот Песах запрет был только на один день.

Почему такое различие между первым Песахом и всеми остальными? Маараль из Праги (Гвурот а-Шем гл. 31) объясняет. Как известно, и первый, и последний, седьмой день Песаха являются праздничными (йом-тов) (Шмот 12:16). Святость первого дня связана с самим фактом исхода. Но все время, пока у Фараона была возможность броситься в погоню и вернуть народ, избавление не было завершено. Только на седьмой день, когда произошло чудо рассечения Красного моря и тотальная гибель египетского войска, избавление стало окончательным и еврейский народ обрел долгожданную свободу. С этим и связана особая святость седьмого дня (см. Раши к Шмот 14:5). Поэтому и пять дней между двумя праздниками обрели определенный уровень святости, стали холь а-моэд — «буднями праздника». Но, конечно, это случилось только после того, как седьмой день получил свою святость, стал праздничным, т.е. после чуда с рассечением морем и гибелью египтян. Но в первый Песах, во время исхода седьмого дня еще не было, а, следовательно, не было и холь а-моэда. Поэтому сам праздник длился только один день.

Так вот, эти комментаторы, опираясь на слова Талмуда, объясняют: когда квасное было запрещено на один день, речь шла только об употреблении его в пищу, но не владении им. Это следует из стиха Торы об однодневном запрете — там упомянуто только «не есть», не сказано «не владеть». Именно с этим моментом был не согласен Рамбан. Он считал, что даже без ясного указания само собой понятно: если Тора запретила квасное в пищу, это означает и запрет на владение, как во все следующие праздники Песах, где два этих запрета неразделимы (рабби Элияу Мизрахи, Шмот 12:34).

По крайней мере, если принять мнение этих комментаторов, вопрос снимается полностью. Да, если бы не поспешный исход под давлением египтян, евреи заквасили бы тесто, чтобы испечь из него хлеб, который будет разрешен им в пищу вечером (с выходом звезд начинается 16 нисана). А владеть квасным не было запрета даже в сам день исхода!

Но тогда возникает противоположный вопрос. Почему же тогда, придя в Суккот, они все же испекли мацу, а не квасное, как планировали изначально? (Есть, правда, объяснение, что тесто само испеклось на солнце, пока находилось на плечах у людей; возможно, это было чудо. Но упомянутые комментаторы так не считают).

Ответ на это мы находим в книге А-Ктав вэ-а-Кабала (Шмот 12:34). Там сказано, что сама Тора «намекает», почему была испечена именно маца: «и даже пищи не приготовили себе», т.е. изначально планировалось испечь квасной хлеб, чтобы есть в пустыне, а до вечера продержаться на чем-то другом. Но, т.к. исход был настолько поспешным, что пищу приготовить не успели, им оставалось только испечь мацу, чтобы есть сразу. Скорее всего, Всевышний «подстроил» это таким образом, чтобы заострить внимание народа на сверхъестественном, чудесном избавлении: тесто даже не успело закваситься!

А можно ответить и по-другому. Обратив внимание на то, что тесто еще не заквасилось, народ понял, что исход произошел как бы вне времени. В порыве благодарности Всевышнему за Его чудеса они проявили инициативу — «увековечили» этот факт тем, что испекли мацу, а не квасное. В любом случае, и по этому мнению маца напоминает о чудесном стремительном исходе из Египта, как сказано в Пасхальной Агаде.

Но, как Вы верно указали, само это утверждение непонятно. Ведь заповедь есть мацу в Песах евреи получили еще до исхода.

На этот вопрос революционный ответ дает Ор а-Хаим а-Кадош (там же 15). Он пишет, что заповедь о маце аналогична заповеди о пасхальной жертве (корбан песах). А о ней сказано в Торе (Шмот 12:26): «И когда скажут вам дети ваши: “Что это за служение у вас?” То скажите: “Это жертва песаха Господу, Который пропустил (пасах, отсюда название Песах) дома евреев в Египте, когда поражал египтян, а наши дома спас”». Т.е. Песах служит напоминанием будущим поколениям о милости Всевышнего к своему народу. Но ведь мы знаем, что это не только напоминание постфактум. Наоборот, Всевышний еще до исхода повелел принести пасхальную жертву и помазать этой кровью косяки и притолоку, чтобы в заслугу исполнения этой заповеди народ удостоился спасения (см. там же 21-25). Отсюда: Песах — это причина того, что Всевышний «пропустил» дома евреев, поражая египтян. И это же — напоминание об этом событии.

Это же относится и к маце! Всевышний хотел избавить Свой народ стремительно, для этого Он заранее повелел есть песах (пасхальную жертву) вместе с мацой, приготовление которой требует поспешности. И только благодаря заслуге исполнения этой заповеди (вместе с заповедью о пасхальной жертве) мы реально удостоились чудесного избавления. Получается, с одной стороны, повеление есть мацу было дано еще до исхода, но смысл его заключался в том, чтобы обеспечить стремительность исхода. Из-за чего тесто не успело закваситься. Поэтому маца служит и напоминанием о стремительности исхода, как сказано в Агаде!

И, наконец, хотелось бы понять, в чем состоит особое значение «стремительности», для которой была необходима маца, да и саму пасхальную жертву надо было есть «поспешно» (там же 12:11). Более того, о конечном избавлении (которого мы ожидаем) сказано: «Ибо не торопливо выйдете (из изгнания), и не бегом уйдете, ибо впереди вас пойдет Господь, и стражем позади вас — Б-г Израиля» (Йешаяу 52:12).

Этому есть несколько объяснений. Приведем здесь мнение каббалистов (разумеется, только в самых общих чертах). Дело в том, что вся цель пребывания в Египте заключалась в «спасении» частиц святости, которые затерялись в этой стране со времени греха Адама. Как только «выбирание» этих частиц, насколько возможно, было окончено, следовало как можно быстрее вывести евреев и эти частицы за пределы Египта, иначе «сила притяжения» вернула бы их обратно, а заодно — и сам еврейский народ. Как известно, квасное олицетворяет дурное начало, силы зла (см. Брахот 17а). То, что выход был настолько стремителен, что тесто не успело закваситься, говорит о духовном спасении евреев от колоссальных сил зла, в зоне которых они находились (Мальбим, Шмот 12:34). Но в будущем силы зла будут окончательно повержены, поэтому не будет необходимости избавлять наш народ поспешно.

Тогда проясняется и ответ на Ваш вопрос, почему в стихе о поспешном исходе евреи названы ам — «народ», а не «сыны Израиля», как в соседнем стихе. Обычно слово ам обозначает простолюдинов, находящимся на низком духовном уровне, а сочетание сыны Израиля относится к праведникам и мудрецам. Отсюда ясно, что основная духовная опасность угрожала именно простым людям, не очистившимся окончательно от «примесей» зла. Поэтому именно из-за них и ради них Всевышний сделал исход стремительным и поспешным. Чтобы каждый, даже самый простой представитель народа удостоился избавления!

С Б-жьей помощью, нам удалось найти ответы на все поставленные вопросы.

С уважением и пожеланием дальнейшего продвижения в учебе, Натан Агрес

Материалы по теме


В Суккот среди евреев принято проявлять особенное гостеприимство: Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за столом в его сукке каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцов, и подаст ему лучшие блюда. Ведь в наших книгах написано, что кроме гостей земных, каждый день праздника Суккот к нам в сукку приходят и небесные гости-ушпизин. Читать дальше