Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько лет евреи были в рабстве?

Темы: Египет, Гематрия, Хронология, Овадья Климовский, Египетское рабство, Исход из Египта

Отложить Отложено

В Торе в двух местах говорится, что евреи были в египетском рабстве 400 лет. Б-г сказал Аврагаму, что евреи будут в рабстве 400 лет, и после исхода из Египта тоже написано, что было 400 лет рабства. Нам в общине говорят, что евреи были в рабстве 210-230 лет, а 400 — это годы от Аврагама до исхода из Египта. Какие годы правильные? Владимир

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Владимир!

Спасибо, это очень верный вопрос, более того, в Торе упоминается еще одно число — 430 лет. Как это ни удивительно, «правильные» годы — и те, и другие, и третьи.

Вкратце эти «расхождения» объясняются так:400 лет прошло с рождения Ицхака, первого человека, признанного настоящим «потомством Авраама», до Исхода из Египта. Ицхак жил хоть и в Святой земле, но как гость. А 430 лет отсчитываются от того момента, когда Всевышний предсказал Аврааму, что его потомкам предстоит изгнание.

210 же лет — это время, фактически проведенное евреями в Египте — с момента ухода Яакова с семьей к Йосефу до Исхода.

Напоследок заметим интересную вещь: Яаков, отправляя сыновей в Египет за зерном и предваряя тем самым переселение всей семьи, говорит — רדו (рду), «спуститесь». Числовое значение слова רדו — 210. Яаков намекнул, возможно, сам того не подозревая, каков будет срок пребывания его потомков в Египте. Также во многих источниках, включая Агаду на Песах, упоминается слово קץ (кец), означающее «конец» (изгнания). Это же слово появляется и в стихе 41 12-ой главы, где говорится об окончании галута[1]. Интересно, что числовое значение слова קץ — 190. Евреи покинули Египет именно на столько лет раньше предсказанного срока (400 лет).

Более подробно и аргументировано см. на сайте статью «Годы египетского рабства».

С уважением, Овадья Климовский

[1] Цитируется с сайта Толдот:

И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день вышли все воинства Господа из земли Мицраима. И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день. Указывает (на то), что поскольку пришел конец — קץ (т. е. наступила пора избавления), Вездесущий не задержал их ни на миг, — пятнадцатого нисана ангелы-служители пришли к Аврааму, чтобы известить его (о рождении Ицхака), и пятнадцатого нисана родился Ицхак, и пятнадцатого нисана было предопределено (при заключении завета) между частями рассеченных животных (что потомки Авраама будут порабощены, а затем избавлены). (Раши)

Читайте: обзор по теме Кто такие евреи и что значит быть евреем

Материалы по теме

Какие основные причины египетского рабства?

Рав Яков Гельфман

Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?

Как евреи, привыкшие за сотни лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства?

Рав Яков Шуб

Ведь многие народы так и не смогли…

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.

Знаки Седера

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше