Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы уметь разговаривать — научись молчать»Раби Менахем-Мендель из Ворки

Сколько лет евреи были в рабстве?

Темы: Египет, Гематрия, Хронология, Овадья Климовский, Египетское рабство, Исход из Египта

Отложить Отложено

В Торе в двух местах говорится, что евреи были в египетском рабстве 400 лет. Б-г сказал Аврагаму, что евреи будут в рабстве 400 лет, и после исхода из Египта тоже написано, что было 400 лет рабства. Нам в общине говорят, что евреи были в рабстве 210-230 лет, а 400 — это годы от Аврагама до исхода из Египта. Какие годы правильные? Владимир

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Владимир!

Спасибо, это очень верный вопрос, более того, в Торе упоминается еще одно число — 430 лет. Как это ни удивительно, «правильные» годы — и те, и другие, и третьи.

Вкратце эти «расхождения» объясняются так:400 лет прошло с рождения Ицхака, первого человека, признанного настоящим «потомством Авраама», до Исхода из Египта. Ицхак жил хоть и в Святой земле, но как гость. А 430 лет отсчитываются от того момента, когда Всевышний предсказал Аврааму, что его потомкам предстоит изгнание.

210 же лет — это время, фактически проведенное евреями в Египте — с момента ухода Яакова с семьей к Йосефу до Исхода.

Напоследок заметим интересную вещь: Яаков, отправляя сыновей в Египет за зерном и предваряя тем самым переселение всей семьи, говорит — רדו (рду), «спуститесь». Числовое значение слова רדו — 210. Яаков намекнул, возможно, сам того не подозревая, каков будет срок пребывания его потомков в Египте. Также во многих источниках, включая Агаду на Песах, упоминается слово קץ (кец), означающее «конец» (изгнания). Это же слово появляется и в стихе 41 12-ой главы, где говорится об окончании галута[1]. Интересно, что числовое значение слова קץ — 190. Евреи покинули Египет именно на столько лет раньше предсказанного срока (400 лет).

Более подробно и аргументировано см. на сайте статью «Годы египетского рабства».

С уважением, Овадья Климовский

[1] Цитируется с сайта Толдот:

И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день вышли все воинства Господа из земли Мицраима. И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день. Указывает (на то), что поскольку пришел конец — קץ (т. е. наступила пора избавления), Вездесущий не задержал их ни на миг, — пятнадцатого нисана ангелы-служители пришли к Аврааму, чтобы известить его (о рождении Ицхака), и пятнадцатого нисана родился Ицхак, и пятнадцатого нисана было предопределено (при заключении завета) между частями рассеченных животных (что потомки Авраама будут порабощены, а затем избавлены). (Раши)

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше