Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем Йохевед отличается от остальных жен и дочерей сыновей Яакова?

25 февраля 2014 года, темы: Потомство, Египет, Яаков, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом. Подскажите, пожалуйста, в Берешит (46:26,27) сказано: «Всех душ, идущих с Яаковом в Мицраим, происшедших из чресл его, КРОМЕ ЖЕН сынов Йаакова, всех душ — шестьдесят шесть. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, — две души. Всех душ дома Яакова, пришедших в Мицраим, — семьдесят». То есть в Египет вошло 66 сыновей Яакова, и к ним прибавилось трое, которые уже были в Египте. Семидесятой считается (по толкованию Раши) Йохевед, которая родилась «меж стен». Вопрос: что значит «меж стен»? Из каких стен выходил Яаков, покидая землю Кенаана (ведь место, где он жил, не было огорожено)? И почему наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова упоминается женщина (Йохевед)? Чем она отличается от остальных жён и дочерей сыновей Йаакова? Почему она так значима, кто её родил, и какие есть о ней ещё упоминания? С уважением, Михаил

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Михаил,

Действительно, Раши объясняет, что в число «семидесяти душ» входит Йохевед, «родившаяся между стен». Тора упоминает о ней также в главе Пинхас (Бэмидбар 26:59), называя ее женой Амрама и дочерью Леви.

Комментарий Перуш Йонатан объясняет[1]: в тот самый момент, когда семья Яакова вошла в Египет и оказалась меж стен города, родилась Йохевед. То есть «меж стен» в самом прямом смысле. В те времена города обносились стенами — они защищали город.

Вы спрашиваете, почему женщина упоминается наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова, ведь в этом списке пришедших в Египет отмечены именно мужчины?

Кстати, есть и еще одна женщина в списке. Это Сэрах, которая упоминается среди детей Ашера[2]. Как видите, среди «семидесяти душ» названы две женщины. Возможно, Тора упоминает только их, потому что напрямую исключает из этого списка жён сыновей Яакова, как сказано[3]: «…КРОМЕ ЖЕН сыновей Яакова…» — нам сообщают, что жены в списке не учтены.

Но, с другой стороны, возникает логичный вопрос: неужели у сыновей Яакова не было дочерей, кроме них? А только сыновья, упоминаемые в списке?

Этот вопрос задает рав Нафтали-Цви-Йеуда Берлин[4] в своем комментарии на Тору Аамек Давар[5]. И отвечает: конечно же, и у сыновей Яакова, и у самого Яакова родилось еще много дочерей[6]. Но среди «семидесяти душ, пришедших в Египет» упоминаются лишь те, кто сыграл выдающуюся роль в развитии еврейского народа. То есть, те, кто представляет собой духовные корни нашего народа. Нацив сравнивает их с ангелами семидесяти народов мира.

Кроме сказанного: конечно же, роль Йохевед трудно переоценить. Ведь она была матерью Моше, Аарона и Мирьям, которых Всевышний избрал, чтобы вывести евреев из египетского рабства!

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Бэрейшит 46:27.

[2] Бэрейшит 46:17.

[3] В 46:27.

[4] Нацив из Воложина. См. тут о его сыне, р. Хаиме Берлине.

[5] Бэрейшит 46:7.

[6] О самом Яакове — это можно понять и из самой Торы, см. Берешит 37:35.

Материалы по теме