Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И сказал рабби Иеошуа бен Хананья: Бедняк дает больше богачу (принимая милостыню), чем богач бедняку (давая ее).»Ваикра Рабба 34:11
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Эсав, сын Ицхака, был известен своим аморальным поведением. В качестве положительного примера принято обычно называть его брата Яакова, который во всем следовал моральным принципам отца. Однако только ли один Эсав виноват? Была ли возможность предотвратить его духовное падение? Я считаю, что, безусловно, была. Если бы в детстве Эсав получил правильное воспитание, если бы его буйный нрав и воинственный характер нашли себе выход в рамках Закона, мы бы, вероятно, узнали о герое Эсаве, герое без кавычек. Эсав мог бы достичь высокого духовного уровня и стать продолжателем дела отца. Это спасло бы его душу от деградации.

Но, как известно, воспитание Эсава не достигло цели. Оно было слишком односторонним. А ведь союз, заключенный между Б-гом и Авраамом, предусматривал развитие талантов и наклонностей каждого человека. Для того, чтобы успешно исполнить свою миссию на земле, человек должен обладать богатым внутренним миром. Только тогда он сможет учить других и привлекать их к служению Всевышнему. Печать Божьего откровения должна лежать на любом занятии человека: ремесле, искусстве, науке, философии. Мы нуждаемся в людях с высоким уровнем самосознания в любых сферах жизни.

Но по причине одностороннего подхода к воспитанию еврейство потеряло не одного Эсава. Слишком многие воспитывают своих детей в узко понимаемых рамках религии. Их заботит только вдалбливание религиозных догм, а на развитие наклонностей и талантов детей они не обращают внимания. В результате дети, став взрослыми, отвергают догмы, ущемляющие их свободу. Тем более в наше время, когда мир бурлит новыми идеями и все получили равные возможности для самовыражения.

Люди старой закалки считают, что новый стиль жизни противоречит Торе. Они просто никогда не слышали, что Тора вовсе не запрещает мирские занятия. Запреты приводят к тому, что молодежь порывает с традициями, мешающими ей активно действовать в современном обществе. Если бы родители обучали этих молодых людей не только религиозным догмам, но и тому, как жить по Торе в современном мире, они не отпали бы от еврейства. Нельзя забывать, что религиозные нормы поведения действуют не только в синагоге, но и в любых сферах общественной и частной жизни.

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Божьи заповеди. Так и должно быть построено еврейское воспитание: прежде всего следует учить человека Торе, чтобы, использовав эти знания, он научился жить в обществе по законам Торы. Конечно, у нас всегда должно быть достаточное количество ученых, чье основное занятие — толкование священных книг. Но книги эти открыты для всех. Каждый еврей обязан их изучать, причем не абстрактно, а применяя полученные знания в повседневной жизни.

Наше общество будет идеальным, если мы воспитаем торговцев, ремесленников, людей свободных профессий в духе Торы. Тогда молодежь увидит, что можно жить по законам отцов, не закрываясь в стенах гетто. Ведь служить Господу можно и «голосом Яакова», и «руками Эсава». Мы бы давно построили царство Божье на земле, если бы не только слабый, но и сильный человек подчинялся Всевышнему. Может быть тогда Господь смилостивился бы над Своим народом и избавил бы его от гонений, нищеты и унижений. Каждый раз, когда евреи становились богаче и свободнее, они забывали о своей высокой миссии. И тогда Всевышний их наказывал, посылая Эсава. Вот когда они взывали к Б-гу «голосом Яакова»! К сожалению, как показала история, только в нужде и опасности евреи вспоминают о священном союзе со Всевышним.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Царь Давид укрепил царство, завоевал Иерусалим и подготовил почву для строительства Храма. Он стал родоначальником династии еврейских царей. Его сын, мудрый царь Соломон (на иврите — Шломо) — построил Храм, и его дни стали порой наивысшего расцвета. После Соломона царство раскололось на две части. Но именно потомкам Давида и Соломона принадлежал трон в Иерусалиме, и именно их потомок, согласно традиции, должен восстановить целостность Израиля, став царем всего еврейского народа. Читать дальше

Глава Шофтим

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Хизкия

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Стремясь приблизить народ к Творцу, Хизкия изъял из обращения «Книгу исцелений», составленную мудрым царем Шломо. Эта книга, посвященная лечению с помощью различных лекарственных снадобий, оказалась настолько эффективной, что евреи перестали обращаться к Б-гу с молитвой об исцелении.

Давид. Годы пастушества и помазание на царство

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда Творец показал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что душе Давида вообще не отпущено жизни. Неизвестные подробности рождения будущего царя.