Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Эдом (Эсав)

Оглавление

Эдом [↑]

Эсав, он же Эдом — сын праотца Ицхака и его жены Ривки, старший брат-близнец Яакова. Известен своим аморальным поведением, в противоположность его брату Яакову, который во всем следовал моральным принципам отца и деда, великого Авраама. Имя «Эсав» получил из-за того, что при рождении был сформирован (от ивр. «асуй» — буквально «сделан», «сформирован») и имел волосяный покров — был волосатым, как если бы ему уже исполнилось несколько лет (согласно комментарию Раши на Берешит 25:24). Прозвище «Эдом» — на иврите это означает «красный» — Эсав получил после того, как продал право первородства брату Яакову за красную чечевичную похлебку (Берешит 25:30).

Под именем Эдом вошли в историю потомки Эсава, народ эдомитян (идумеев), жившие в области, называемой Идумея (предположительно, на юге, юго-востоке от Земли Израиля).

Тора (Берешит 25:27) называет Эсава «искусным в ловле», «человеком поля», в противоположность Яакову, человеку кроткому, прямому и «сидящему в шатрах» учения.

Если рассматривать разницу братьев на более глубоком уровне понимания, можно сказать, что они занимали противоположные «полюса» и в духовной плоскости. В сущности, Яаков и Эсав поделили между собой все Творение: Эсав избрал себе блага и наслаждения этого мира, а Яаков поставил перед собой другую задачу — мир Грядущий (Элияу зута 19). Переход права первородства от Эсава к Яакову формально закрепил это разделение: статус первенца означал статус служителя Всевышнего. Служба Всевышнему в этом мире теперь предназначалась Яакову, а Эсав же отказался от нее в пользу более понятных и ощутимых материальных благ.

История противостояния Яакова с Эдомом прослеживается и на протяжении всей истории еврейского народа. При этом, важно подчеркнуть: в первую очередь под Эдомом подразумевается некая духовная традиция, мировоззрение; речь не идет всегда о прямых потомках Эсава, а, скорее, о его духовных «преемниках». Так, в разное время в роли Эдома выступали как идумеи, прямые потомки Эсава, так и Римская империя: нельзя сказать, что верхушка Рима или больщая часть его граждан были потомками Эсава. Но в римском мировоззрении — например, восхваление силы, пристрастие к войне — прослеживается та же идея, что и у Эдома-Эсава.

Пример Эсава как урок для современных родителей [↑]

Как мы уже сказали, Эсав предстает в Торе, как пример аморальности и жестокости. Однако, только ли один Эсав виноват в этом? Была ли возможность предотвратить его духовное падение?

Если бы в детстве Эсав получил правильное воспитание, если бы его буйный нрав и воинственный характер нашли себе выход в рамках Закона, мы бы, вероятно, узнали о герое Эсаве, герое без кавычек. Эсав мог бы достичь высокого духовного уровня и стать продолжателем дела отца. Это спасло бы его душу от деградации.

Но, как известно, воспитание Эсава не достигло цели. Оно было слишком односторонним. А ведь союз, заключенный между Б-гом и Авраамом, предусматривал развитие талантов и наклонностей каждого человека. Для того, чтобы успешно исполнить свою миссию на земле, человек должен обладать богатым внутренним миром. Только тогда он сможет учить других и привлекать их к служению Всевышнему. Печать Божьего откровения должна лежать на любом занятии человека: ремесле, искусстве, науке, философии. Мы нуждаемся в людях с высоким уровнем самосознания в любых сферах жизни.

Но причине одностороннего подхода к воспитанию, еврейство потеряло не одного Эсава. Слишком многие воспитывают своих детей в узко понимаемых рамках религии. Их заботит только вдалбливание религиозных догм, а на развитие наклонностей и талантов детей они не обращают внимания. В результате дети, став взрослыми, отвергают догмы, ущемляющие их свободу. Тем более в наше время, когда мир бурлит новыми идеями и все получили равные возможности для самовыражения.

Люди старой закалки считают, что новый стиль жизни противоречит Торе. Они просто никогда не слышали, что Тора вовсе не запрещает мирские занятия. Запреты приводят к тому, что молодежь порывает с традициями, мешающими ей активно действовать в современном обществе. Если бы родители обучали этих молодых людей не только религиозным догмам, но и тому, как жить по Торе в современном мире, они не отпали бы от еврейства. Нельзя забывать, что религиозные нормы поведения действуют не только в синагоге, но и в любых сферах общественной и частной жизни.

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Божьи заповеди. Так и должно быть построено еврейское воспитание: прежде всего следует учить человека Торе, чтобы, использовав эти знания, он научился жить в обществе по законам Торы. Конечно, у нас всегда должно быть достаточное количество ученых, чье основное занятие — толкование священных книг. Но книги эти открыты для всех. Каждый еврей обязан их изучать, причем не абстрактно, а применяя полученные знания в повседневной жизни.

Наше общество будет идеальным, если мы воспитаем торговцев, ремесленников, людей свободных профессий в духе Торы. Тогда молодежь увидит, что можно жить по законам отцов, не закрываясь в стенах гетто. Ведь служить Господу можно и «голосом Яакова», и «руками Эсава». Мы бы давно построили царство Божье на земле, если бы не только слабый, но и сильный человек подчинялся Всевышнему. Может быть тогда Господь смилостивился бы над Своим народом и избавил бы его от гонений, нищеты и унижений. Каждый раз, когда евреи становились богаче и свободнее, они забывали о своей высокой миссии. И тогда Всевышний их наказывал, посылая Эсава. Вот когда они взывали к Б-гу «голосом Яакова!» К сожалению, как показала история, только в нужде и опасности евреи вспоминают о священном союзе со Всевышним.

Выводить материалы