Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Ривка

Тематический обзор, посвященный праведнице Ривке — праматери еврейского народа, жене Ицхака.

Ривка (Ребекка в некоторых др. языках) — одна из четырех праматерей еврейского народа (наряду с Сарой, Рахелью и Леей), жена праотца Ицхака; мать Яакова и Эсава. Ривка приходилась внучкой Нахору, брату праотца Авраама. В юности Ривка, будучи праведницей, жила в окружении нечестивцев и идолопоклонников: отцом ее был развратник Бетуэль, а братом — обманщик Лаван. О Ривке рассказывается в главах «Хаей Сара» и «Толдот» первой книги Хумаша (Пятикнижия), книги Берешит.

Оглавление

Элиэзер находит жену для Ицхака[↑]

Через три года после «жертвоприношения Ицхака» на горе Мориа, т.е. когда Ицхаку было 40 лет, Авраам решил найти своему сыну жену. Свыше ему было сообщено, что невесту следует искать не среди канаанейских народов и даже не среди праведных дочерей его сторонников Авнера, Эшколя и Мамре, а среди родственников, живших в Харане (в Месопотамии) — в семье его брата Нахора. Для этой цели Авраам послал в Харан своего верного слугу Элиэзера, взяв с него клятву, что тот выполнит его поручение (Берешит, 24:1-9).

С Элиэзером были посланы десять верблюдов, нагруженных драгоценностями, а также бумага, скрепленная подписью Авраама, о том, что Ицхак является наследником всего его имущества. Дорога в Харан обычно занимала семнадцать дней, но Всевышний сделал чудо, и Элиэзер добрался до места через три часа. Расположившись у колодца, он стал молиться и просил Всевышнего послать ему знак: невестой, подходящей для Ицхака, будет та девушка, у которой он попросит напиться, и она ему не откажет и при этом еще напоит его верблюдов. Прежде чем Элиэзер закончил молиться, показалась Ривка, которая напоила и его, и всех его верблюдов. Так Элиэзер понял, что она и есть та невеста, которую он ищет, и благословил Всевышнего (Берешит, 24:10-22).

После этого Элиэзера приглашают в дом, он рассказывает Бетуэлю и Лавану о цели своего посещения. Они соглашаются отдать Ривку в жены Ицхаку, и он вручает Ривке богатые подарки (Берешит, 28-62). Однако Бетуэль и Лаван втайне задумали убить Элиэзера, чтобы завладеть всем имуществом, которое он привез. Как рассказывает Мидраш, Бетуэль подложил яд в еду своего гостя, но ангел поменял местами тарелку Элиэзера с тарелкой Бетуэля. Злодей отравился и умер. Ривка вместе со своей служанкой Дворой поехала с Элиэзером, который пустился в обратный путь.

Встреча Ривки с Ицхаком[↑]

На обратном пути повторилось чудо: Ривка и Элиэзер оставили Харан в полдень и в тот же в полдень прибыли в Беер Шеву. Путь снова был сокращен, на этот раз для того, чтобы Элиэзеру не пришлось оставаться с Ривкой ночью. Пока они были в пути, Ицхак тоже вышел из дома. Мидраш говорит о том, что он отправился за Агарь, прежней женой Авраама, чтобы привести ее назад. Сара, мать Ицхака, к тому времени умерла, и Ицхак не хотел, чтобы отец занимался его женитьбой в то время, когда у него самого не было жены. На горе Мориа Ицхак остановился, чтобы прочитать послеполуденную молитву минха. Ривка издали увидела его фигуру, окруженную сиянием Шхины (Б-жественного присутствия). Из скромности она закрыла лицо платком. Отсюда, по мнению комментаторов, возник обычай закрывать лицо невесты перед хупой. Мидраш также указывает, что Ривка при виде Ицхака упала с верблюда, т.к. получила пророчество о том, что у нее родится сын-злодей.

К моменту встречи с Ицхаком Ривке было, по одному из мнений, три года, по другому — 14 лет.

Чудеса в шатре Сары[↑]

Когда Ицхак женился на Ривке, он ввел ее в шатер Сары. Пока Сара была жива, в ее шатре постоянно совершалось три чуда: свечи, зажженные перед субботой, горели всю неделю; на замешанном в шатре тесте пребывало благословение; над шатром покоилось охранявшее его облако Шхины. Все это было в заслугу того, что Сара тщательно соблюдала три заповеди, порученные женщинам — зажигание субботних свечей, отделение халы и соблюдение чистоты семейных отношений. Исчезнувшие после смерти Сары чудеса вернулись с приходом Ривки, которая была такой же праведной, как Сара. Ицхак, оплакивавший смерть матери, нашел утешение в своей жене (Берешит, 24:62-67).

Бесплодие Ривки. Рождение Яакова и Эсава[↑]

Двадцать лет Ицхак и Ривка были бездетны и молились, чтобы Вс-вышний дал им детей. Наконец Б-г услышал молитву Ицхака (но не молитву Ривки, т.к. она была дочерью нечестивца), и вскоре Ривка забеременела. Беременность ее протекала необычно. Когда Ривка проходила мимо синагоги, она чувствовала внутри резкие толчки. То же повторялось, когда она проходила мимо мест, где поклонялись идолам. Она обратилась за объяснением к мудрецам того поколения Шему и Эверу. Шем — на основании полученного им пророчества — сказал Ривке, что у нее родятся близнецы — родоначальники двух народов, которые будут находиться в постоянной вражде. Расцвет одного будет зависеть от упадка другого. Они будут бороться до прихода Машиаха, но в конце концов старший будет побежден и станет служить младшему (Берешит, 19:23).

Через некоторое время Ривка родила близнецов. Младенец, родившийся первым, был весь покрыт волосами. Его назвали Эсав — «сделанный», готовый. Сразу за ним появился второй младенец, державшийся за пятку брата. Поэтому его назвали Яаков — от слова «акев», пятка (Берешит, 25:24-26). Мудрецы сообщают, что Эсав хотел помешать Яакову появиться на свет, но Яаков схватил его за пятку и вышел вместе с ним.

Детство Яакова и Эсава. Продажа первородства[↑]

В детстве Яаков и Эсав были очень похожи. Они вместе учили Тору у Авраама и Ицхака. Но с 13 лет, когда они достигли совершеннолетия, их пути разошлись. Яаков учился в иешиве Шема и Эвера, а Эсав стал охотником (Берешит, 25:27). Уходя на охоту, он также грабил путников у перекрестка дорог, а в случае сопротивления и убивал их.

Когда братьям было по 15 лет, умер Авраам. Ицхак соблюдал траур по отцу, и Яаков сварил для него блюдо, которое принято есть в это время — чечевичную похлебку. Эсав вернулся домой усталым (комментаторы считают, что в тот день он убил Нимрода чтобы завладеть его волшебной охотничьей одеждой) и попросил дать ему этого кушанья. Яаков понял, что наступил момент, когда Эсав будет готов продать ему свое первородство. Первенец был обязан в то время исполнять священную службу (впоследствии, после греха Золотого тельца, это право было передано левитам). Эсав же вовсе не был заинтересован молиться и приносить жертвы, поэтому он с легкостью отказался от первородства (Берешит, 25:29-34).

Отношение Ицхака и Ривки к сыновьям[↑]

Хотя Эсав совершал много грехов, он любил своего отца и почитал его. Чтобы завоевать расположение Ицхака он делал вид, что интересуется законами Торы. Ривка же, выросшая среди обманщиков, видела его неискренность. Видела она и то, что Яаков — человек бесхитростный, «сидящий в шатрах», т.е. полностью посвятивший себя изучению Торы. Поэтому в главе «Толдот» книги Берешит нам сообщается, что «Ицхак полюбил Эсава, потому что он ловил его своими устами, а Ривка любила Яакова» (Берешит, 25:28).

Ицхак и Ривка в стране плиштим (филистимлян) [↑]

Вскоре после смерти Авраама в земле Кнаан начался голод. Ицхак хотел переждать это время в Египте, как когда-то поступили его родители. Но по пути ему открылся Творец и повелел оставаться на Святой земле, которая будет отдана во владение его потомкам (Берешит 26:1—5). Ицхак поселился в Граре, где правил Авимелех, сын предыдущего царя плиштим, заключившего союз с Авраамом. Как известно, Авраам, попав в Египет, а позже в страну плиштим, объявлял Сару своей сестрой из страха, что его убьют, чтобы жениться на ней. Также поступил и Ицхак по отношению к Ривке. Но Авимелех узнал правду и испугался получить наказание — подобно тому, как было когда-то из-за Сары. Поэтому он приказал объявить: «Тот, кто дотронется до этого человека или его жены, умрет» (Берешит, 26:11). В этот период Ицхак чрезвычайно разбогател: он получал в полях Грара обильные урожаи, а его стада быстро умножались (Берешит 26:6—14). Это вызвало зависть плиштим, и Ицхаку и Ривке пришлось уехать из Грара.

После того как в Кнаане кончился голод, они возвратились в Беэр-Шеву, а затем поселились в Хевроне.

Благословение Ицхака[↑]

Когда Ицхак состарился, глаза его ослабли настолько, что он перестал видеть. Перед смертью он решил благословить Эсава. Он позвал его и попросил: «Выйди в поле и поймай мне какое-нибудь животное, и приготовь мне кушанье, которое я люблю… для того, чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем я умру» (Берешит, 27:1-6). Ривка слышала слова Ицхака. Она знала, что Яаков станет отцом еврейского народа, и хотела, чтобы именно он получил благословение. Она велела Яакову пойти и взять двух козлят из ее стада, потом приготовила любимое Ицхаком блюдо и отдала его Яакову, чтобы тот мог пойти к отцу вместо Эсава и получить благословение. Сначала Яаков сомневался: несмотря на то, что Ицхак ничего не видел, на ощупь он мог легко обнаружить, что перед ним не Эсав, и тогда вместо благословений Яаков мог получить проклятье. Но Ривка настаивала на своем и сказала Яакову: «На меня падет твое проклятье, сын мой».(Брейшит, 27:13) Она одела его в одежды Эсава, а на руки и шею ему надела козлиные шкуры, чтобы Ицхак, ощупывая Яакова, подумал, что перед ним волосатый Эсав (Берешит,27:5-17). Ривка добилась своей цели, Ицхак благословил Яакова: «Пусть даст тебе Всевышний от росы небесной и тука земного… будут служить тебе народы и поклонятся тебе нации…» (Берешит, 27:28-29).

Когда Яаков вышел из шатра, Эсав вернулся. Как только он вошел к Ицхаку и принес ему кушанья, обман был раскрыт. Хотя Ицхак благословил также и Эсава, Эсав вскипел от гнева и решил убить Яакова, чтобы наследовать отцу после его смерти. Но тут снова вмешалась Ривка. Она предупредила Яакова о намерениях Эсава и велела ему бежать в дом ее родителей, в Харан, пока гнев Эсава не успокоится. Ицхаку же она сказала, что хочет, чтобы Яаков нашел на ее родине подходящую пару и не женился на девушке из народов, среди которых они живут (Берешит, 27:30-46). Отсылая Яакова, Ривка знала, что никогда больше не увидит его.

Смерть Ривки[↑]

Ривка скончалась, согласно мидрашу, в возрасте 133 лет. В письменной Торе об этом сообщается иносказательно — говорится о смерти Дворы, кормилице Ривки (Берешит, 35:8). Из комментариев мы знаем, что Ривка умерла в один день с Дворой.

Ривку похоронили в пещере Махпела, где также похоронены Адам и Хава и все праотцы и праматери, кроме Рахели.

Выводить материалы