Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему у великих праведниц нашего народа были проблемы с зачатием и рождением детей?

Темы: Боаз, Воскрешение из мертвых, Сара, Рут, Беременность и роды, Праведники, Молитва о потомстве, Ривка

Отложить Отложено

Здравствуйте! Давно ищу ответ на вопрос, почему великие праведницы нашего народа — Сара, Ривка, Рахель, Хана, Рут — имели проблемы с зачатием и рождением детей?

Что об этом пишут мудрецы и комментаторы?

Заранее благодарна за ответ, с ув., Адаса

Отвечает рав Давид Рахлис

Уважаемая Адаса,

Спасибо за столь важный вопрос!

Это не просто интересно: узнать, почему столь праведные женщины были бесплодны и долгие годы страдали из-за этого. Здесь вопрос мировоззрения, которое требует во всем, что происходит в мире, видеть проявление воли Творца.

Ваш вопрос можно усилить: во все времена было много праведников, которые вообще не удостоились иметь детей. Почему? Мы можем, конечно, предлагать свои версии, но не можем быть уверены, что наши предположения верны, и не можем знать точно замыслов Творца.

Но важно осознавать, что на всё воля Всевышнего, пути Которого для нас непостижимы, и верить, что все Его деяния абсолютно справедливы. Только в Будущем мире человек удостаивается понять причину всего, что с ним происходило. И, более того, тогда он видит, что все страдания были посланы ему для его же блага.

На самом деле разъяснение Вашего вопроса мы получили от наших мудрецов, как и всю Устную Тору. Эти объяснения приводятся в различных мидрашах.

В общем виде Ваш вопрос задает Мидраш Тана дэ-вэй-Элияу Рабба (18:53): почему в столь многих еврейских семьях дети «не торопятся» рождаться. Отвечает пророк Элияу: потому, что Святой, благословен Он любит этих людей абсолютной любовью, наслаждается ими. Поэтому и испытывает их, чтобы умножали мольбу о потомстве! В качестве доказательства мидраш приводит как раз примеры трех праматерей и Ханы, которые долгие годы молились из глубины души, пока Б-г не послал им детей. Мидраш подчеркивает: из-за столь долгого ожидания и радость их была гораздо сильнее!

Вопрос о долгом бесплодии праматерей рассматривается в комментарии Рабейну Бехайе. В начале главы Толдот (Берешит 25:21) сказано: «И молился Ицхак Господу о жене своей, потому что она была бездетна». Рабейну Бехайе замечает: логично было бы сказать вначале, что Ривка была бездетна, а уж затем — что Ицхак молился; ведь подобает сначала указать причину, а уж затем — следствие. А поскольку в стихе вначале упомянута молитва, значит, она и является причиной.

То есть, Господь желал, чтобы Ицхак и Ривка молились, и ради этого сделал Ривку бесплодной! И это, пишет Рабейну Бехайе, — намек на то, что сказано в Талмуде (Йевамот 64а): почему наши праматери были бесплодны? — Потому что Святой, благословен Он, желает молитв праведников.

Рабейну Бехайе добавляет: из этого мы можем понять, насколько велика сила молитвы — она может изменить даже природу человека! Отметим, что, в соответствии с известным принципом «деяния отцов — знак для детей» (все события, происходившие с нашими праотцами, показывают, что будет с детьми), эта сила перешла ко всему еврейскому народу. И в наше время есть немало случаев, когда женщина удостаивается родить вопреки диагнозам врачей.

Об особых причинах долгого бесплодия каждой из праматерей Рабейну Бехайе пишет следующее. Саре долго не было дано родить, чтобы первый сын Авраама, Ишмаэль, родился от Агари и, таким образом, все душевные качества предков-идолопоклонников, перешли к нему. Ривке долго не было дано родить, чтобы Эйсав не начал грешить при жизни Авраама. Ведь Аврааму было обещано (Берешит 15:15) «А ты отойдешь к отцам твоим в мире, будешь погребен в старости доброй». А Рахели долго не было дано родить, чтобы служанки Зильпа и Билха стали женами Яакова и четыре колена произошли бы от них.

В Мидраш а-Гадоль сказано, что Всевышний долго не посылал праматерям потомство, чтобы они не полагались на свою праведность и заслуги, а уповали только на Него! Ведь каким бы праведным человек ни был, он должен осознавать, что в этом мире ему ничего не положено. Награда полагается в Будущем мире, а все благо, которое у него есть, это милость Всевышнего.

Там же приводится еще одно объяснение. Все праматери выросли в семьях идолопоклонников, а у тех было принято приводить детей к своим жрецам для получения благословления. И если бы у праматерей сразу же родились дети, то их родители сочли бы это заслугой своих идолов. Поэтому Всевышний послал им детей только после многих лет служения Ему.

Подобным образом Хизкуни (рав Хизкия бен-Маноах, 1250-1310) объясняет долгое бесплодие Ривки. Перед тем, как она отправилась с Элиэзером к Ицхаку, мать с братом благословили ее: «Сестра наша! Да станешь ты тысячами десятков тысяч…» (Берешит 24:60). И для того, чтобы это благословление злодеев-идолопоклонников не повлияло на святое потомство Ривки и Ицхака, Всевышний двадцать лет не посылал им детей!

В Мидраше Шир-а-Ширим Рабба приводится еще несколько причин долгого бесплодия праматерей. Упомянем одну из них, особенную. Это поможет почувствовать, насколько мудры замыслы Творца и как в страданиях одного человека может быть заложено благо для целого народа. Ведь с момента рождения Ицхака начался отсчет четырехсот лет египетского изгнания. И, если бы Яаков и двенадцать колен родились раньше, то и порабощение евреев началось бы гораздо раньше и, соответственно, длилось бы дольше.

Мне неизвестны какие-то дополнительные объяснения долгого бесплодия Ханы. Возможно, они и не требуются. Рассмотрим лишь подробнее, какой же сын родился у нее в результате многолетних молитв. В Талмуде (Брахот 31 б) описано, как Хана привела двухлетнего Шмуэля в Храм в Шило. Случилось, что ее маленький сын проявил неуважение к главе поколения — первосвященнику Эли. И тот сказал Хане, что за это прегрешение Шмуэль должен умереть. При этом Эли пообещал, что взамен у нее родится еще более великий сын. Заманчивое предложение!

Но Хана ответила: «Об ЭТОМ ребенке МОЛИЛАСЬ я…» (Шмуэль I 1:27). Мне не нужен никакой другой сын, мне нужен ЭТОТ, родившийся после долгих МОЛИТВ, в которые я вложила всю свою душу, которые я произносила в слезах из-за притеснений Пнины… Там же в Талмуде подчеркивается, что пророк Шмуэль удостоился помазать на царство двух царей — Шауля и Давида, а его величие приравнивается к величию Моше и Аарона вместе взятых!

Что касается Рут, то в самом Свитке Рут сказано лишь, что у Махлона не было от нее детей. Но причиной этому могло быть бесплодие самого Махлона. То, что Рут была бесплодна, Мидраш Рабба выводит из стиха: «И одарил ее Господь беременностью» (Рут 4:13) — то есть до замужества с Боазом она была неспособна зачать ребенка. Никаких пояснений к этому мидраш не приводит.

Благодаря Вашему вопросу я задумался над этим, и мне пришла в голову следующая идея. От Рут по замыслу Всевышнего должен произойти Царь Машиах, назначение которого — вывести еврейский народ из долгого изгнания, вернуть его к соблюдению заповедей Торы и служению Творцу, избавить от гнета народов, построить Храм. То есть буквально «воскресить» почти умерший духовно народ и вернуть ему статус святого избранного народа, как описывается в книге пророка Йехезкеля, гл. 37.

Для этого необходимы огромные духовные силы. Откуда Машиах может их черпать? Они должны прийти к нему от святых предков, проделавших над собой тяжелую духовную работу, подобную воскрешению из мертвых. Такую работу проделала и Рут. Она перенесла тяжелые испытания: сменила царскую семью на статус «пришелицы», роскошь на бедность.

Но этого еще недостаточно. В ней должен был быть аспект «мертвого человека». Поэтому, во-первых, Всевышней обеспечил такой ход событий, что в момент прохождения гиюра не было известно, что еврею разрешен брак с гиёрет-моавитянкой. Рут прошла гиюр с намерением остаться одинокой. Во-вторых, она была бесплодна. Даже если Рут надеялась выйти замуж за подобного ей «убогого», она знала, что у нее не может быть потомства. И именно поэтому Рут удостоилась выйти замуж за главу поколения, Боаза, и именно она по замыслу Творца стала праматерью Царя Машиаха.

С уважением, Давид Рахлис

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше