Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость
Тема

Пророчица Хана и ее молитва

Хана — праведница, мать пророка Шмуэля и одна из семи еврейских пророчиц. События, посвященные Хане, описываются в 1 и 2 главах книги Шмуэль I и, согласно многим мнениям, происходят ок. 2831 года (929 до н.э.). Главное в описываемом сюжете — две молитвы Ханы.

Оглавление

Элькана и Хана [↑]

Муж Ханы Элькана жил в земле колена Эфраима, учился у пророков и сам был пророком. Элькана принадлежал к потомкам Кеата, сына Леви. Среди его предков был Эвьясаф, один из раскаявшихся сыновей Кораха.

В течение десяти лет Элькана и Хана оставались бездетными, и, следуя закону Торы, он взял себе еще одну жену — Пнину, у которой родилось десять детей.

Все наши праматери изначально бесплодны: Сара, Ривка, Лея, Рахель. Среди прочего, этот показывает нам, что еврейский народ рождается в результате тройного последовательного чуда, а также — что никогда нет места отчаянию. Чтобы родился учитель всех пророков — так называют Шмуэля — тоже необходимо чудо.

Шило [↑]

Из года в год, на все праздники, Хана и Элькана приезжают в Шило, к Скинии Завета. Еще Йеошуа бин-Нун в 2503 году (1257 до н.э.) перенес ее сюда, и в течение 369 лет именно в Шило находился духовный центр Израиля. (Позже, во время войны с филистимлянами еврейская армия была разбита, а город Шило — сожжен. С тех пор город никогда не был восстановлен, и сейчас там нет ничего, кроме развалин, обнаруженных в ходе археологических раскопок).

После многих лет бесплодия Хана впервые молится в Шило о ребенке. Мальбим объясняет: Элькана был первым пророком царства, и Хана, видя величие своего мужа, многие годы полагалась на его молитвы. А в этот раз, когда в ответ на ее слёзы о бездетности Элькана воскликнул: «Не лучше ли я для тебя, чем десять сыновей?» — Хана услышала его отчаяние, встала и пошла молиться сама.

Молитва-мольба [↑]

О чем же молится Хана? Говорится в книге Шмуэля, I: «(11) И дала обет, и сказала: Господи Цва-от! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его».

Мы видим, что Хана дает обет Всевышнему, что, если Он даст ей сына, тот станет назиром. Хана хотела ребенка сознательно, а не на уровне неудовлетворенного материнства. Ей нужен был сын, чтобы посвятить его Творцу. Она стремилась подарить пророка еврейскому народу, который в ту эпоху остро нуждался в духовном лидере.

То, что мы перевели, как «дитя мужского пола», о котором просила Хана, в оригинале — זרע אנשים («зэра анашим»), то есть, если буквально — «семя людей». По простому объяснению, Хана молится о ребенке, а не о котенке или теленке. Но о каких же людях на самом деле идет речь? Радак объясняет: Хана просит, чтобы ее сын был равен Моше и Аарону «вместе взятым»: Моше как царю, а Аарону — как первосвященнику.

Сказано: «Хана говорит в своем сердце…» Использованная в тексте форма аль либа означает — «на сердце», «к сердцу». Это то, о чем сказали наши мудрецы: праведники управляют своим сердцем. Не сердце ими, а они им!

В Талмуде приводится еще одно толкование слов «аль либа». Праведница Хана все свои органы использует правильно, так, как Всевышний хочет: не злословит и не слушает злословия, не ест больше того, что требуется для поддержания жизни и т. д. Поэтому она вправе просить о том, чтобы и грудь ей можно было использовать по назначению — кормить ребенка.

Благословение первосвященника Эли [↑]

Пока Хана молилась, первосвященник Эли наблюдал за ней. Исторический период, о котором идет речь, Раши называет «переходом от старейшин к пророкам». Старейшины — это период судей, а пророки — это период Храма. И вот Эли, последний из старейшин, видит Хану, которая молится, и говорит ей: «Вытрезвись от вина своего!»

Молитва Ханы была тихой и долгой, и Эли увидел, что происходит что-то необычное. Мальбим объясняет, что есть две «технологии» молитвы: молитва, произносимая долго и громко, «направляется» к более низким небесным структурам; тихая молитва бывает краткой и поднимается очень высоко.

Хана, подобно пьяному человеку, «нарушает границы», молясь тихо и долго. Читаем в Талмуде, в трактате Брахот(31): «со дня Творения не было в этом мире человека, который назвал бы Всевышнего Б-гом Воинств, пока не пришла Хана». Молитва Ханы пробилась на такие высоты, которых раньше человеческие молитвы не достигали. Она первая раскрыла это проявление Всевышнего — Б-г Воинств (а-Шем Цва-от). По благословению Эли, которое он дает Хане, мы понимаем: Эли увидел, что после молитвы Ханы мир изменился, открылись врата милосердия. «Иди с миром, и Б-г Израиля да исполнит твое желание, то, о чем ты у Него просила».

Рождение пророка Шмуэля [↑]

Это благословение сбылось: Хана зачала, и вскоре у нее родился сын.

Мальчик появился на свет без крайней плоти, «обрезанный», так же, как Адам, Ноах, праотец Яаков и пророк Моше.

Хана назвала сына Шмуэль — в этом имени она объединила два слова: шауль мэ-Эль«выпрошенный у Б-га»). Вместе с тем, она назвала его этим именем потому, что, согласно предсказаниям пророков, в недалеком будущем среди сынов Израиля должен был появиться великий праведник по имени Шмуэль, и многие матери, у которых рождались сыновья, давали им это имя. Но, как только сыновья подрастали, люди говорили: «Нет, это не тот Шмуэль!»

Молитва-восхваление [↑]

Едва научившись говорить, Шмуэль сразу же начал изучать Тору под руководством отца и матери, а через два года мать впервые привела его в Шило, чтобы передать на воспитание Эли.

И здесь мы читаем ту самую молитву Ханы (Книга Шмуэль 1, 2 глава), о которой Виленский Гаон пишет в «Адерет Элияу», что в десяти её строках заключены все чудеса, которые сотворил для нас Всевышний, и вся история еврейского народа от праотца Авраама до Машиаха.

В этой молитве уже нет просьб, только чистая благодарность и восхваление Творца. Мы даже можем проследить это по грамматическому строю двух молитв, сравнив их. В первой молитве используется будущее время и повелительное наклонение, в этой — всё в настоящем времени.

Дальнейшая судьба Ханы [↑]

Имя Ханы больше не упоминается в книге Шмуэль, но нам известно, что она родила пятерых детей. Каждый раз, когда у Ханы рождался ребенок, у второй жены Эльканы, ревнивой Пнины, издевавшейся прежде над Ханой за бездетность, умирало два ребенка. И когда дело дошло до последних двух, Пнина пришла к Хане и стала умолять ее о прощении. Хана простила Пнину, и эти двое детей остались живы. Поэтому о Хане сказано, что у нее было семь детей.

Молитва Ханы, матери пророка Шмуэля, оказалась событием настолько значимым для еврейской истории и еврейского Закона, что выводы о том, как надо произносить молитву и какова должна быть ее форма, мудрецы делают, основываясь именно на молитве Ханы.

Подробнее о Хане вы можете послушать в аудиоуроках рава Шломо Гольдмана и рава Хаима Бурштейна на нашем сайте.

Выводить материалы