Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Назир — Назорей

Многие слышали о Самсоне-назорее. Но что такое назорей? В чем смысл этого понятия?

Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму.

Оглавление

Назир, назорей — кто это такой? [↑]

Назир (в русск. Традиции — Назорей) — человек, принявший на себя обет, то есть определенные ограничения на какой-либо оговоренной срок по законам Торы.

Многие слышали про обет назорейства в связи с историей богатыря Шимшона (Самсон, Самсон-назорей) — известный своей силой герой еврейского народа Шимшон был назиром. Его история и подвиги описаны в книге Судей (Шофтим), главы 13-16.

Обет назорейства — «назирут» — приведен в Торе в недельной главе Насо: «Если мужчина или женщина изречет зарок назорея, посвятить себя в назореи Г-споду, то вина и пьянящего сторониться должен, уксуса винного и уксуса пьянящего не пить, и никакого настоя виноградного не пить, и винограда свежего и сухого не есть» (Насо 6:1-4).

Итак, такому человеку — назиру — запрещено пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты из винограда. Он не должен стричь волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей.

Отношение к принимающему обет назорейства [↑]

В Иудаизме испокон веков было неоднозначное отношение к назорейству. Талмуд и «Шульхан Арух» предостерегают от принятия обетов. А в одном из мидрашей приводится главный критерий, которому должен был соответствовать потенциальный назорей — Богобоязненность.

Почему принятие обетов подходит именно тем людям, которые боятся Б-га?

Магид из Дубно дал ответ на этот вопрос в форме следующей лаконичной притчи.

В местечке жили-были бедняк и вор. Как-то раз они разговорились. Вор взглянул на потрепанную одежду бедняка и с удивлением спросил: «Как тебе удается при такой нищете выдавать замуж дочерей и женить сыновей?»

Его собеседник с готовностью ответил: «Когда у нас появляется на свет ребенок, я ставлю в углу копилку и навешиваю на нее замок. Каждый день я бросаю в копилку одну или несколько мелких монет. Лет за двадцать накапливается приличная сумма, которой хватает на торжество».

Вор разочарованно махнул рукой: «Такой образ жизни мне не подходит. Для тебя замок — это таки замок. А для меня, профессионального взломщика, нет замков, с которыми я не мог бы справиться. Моя копилка долго не продержалась бы».

Богобоязненный еврей, который привык держать себя в рамках, будет продолжать делать это и после принятия обета. А вот его менее серьезный собрат, который привык выходить из рамок, вряд ли сможет соблюсти новые ограничения.

Разница между нами и поколениями эпохи Храма [↑]

Зачем и почему в эпоху Храма люди становились назореями? Главным образом, из-за пагубной склонности к выпивке. Человек, который злоупотреблял вином, ощущал моральную деградацию, которая могла привести его к разврату.

Недаром Талмуд обращает внимание на то, что главы Торы о «сота» (женщине, подозреваемой в супружеской измене) и о назире идут друг за другом. Тот, кто был свидетелем процедуры, производимой с «сота» из-за ее морального падения, должен отстраниться от потребления вина, дабы уберечь себя от легкомысленного поведения.

Итак, во время Храма еврей, склонный к излишнему употреблению вина, мог принять на себя тридцатидневный обет, после чего приносил жертву в Храме. Теоретически, такой человек мог после этого продолжать пить вино. Практически же многодневное воздержание от алкоголя входило в привычку, которая, как известно, вторая натура.

Что же делать нашим современникам, которые хотят избавиться от той или иной пагубной склонности? Прежде всего, отказываться от нее «бли недер», что означает: без обета.

Кроме того, им поможет совет Рамбама, который призывал своих читателей придерживаться «средней линии», отдаляясь от крайностей. Если человек скуп или наоборот, транжира, он должен на некоторое время уклониться в обратную сторону, и впоследствии его качества сбалансируются.

Поиск средней линии — это то, что поможет всем нам. Бли недер. Без обета.

Выводить материалы

Почему назорею нельзя есть виноград? Про вино и крепкие напитки понятно...

Рав Натан Агрес

Письмо странное, но вдруг информация правдивая?

Рав Бенцион Зильбер

Письмо странное, но вдруг информация правдивая?

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Шимшон — судья Израиля 13. Делила

Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»

Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.