Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Назир — Назорей

Многие слышали о Самсоне-назорее. Но что такое назорей? В чем смысл этого понятия?

Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму.

Оглавление

Назир, назорей — кто это такой? [↑]

Назир (в русск. Традиции — Назорей) — человек, принявший на себя обет, то есть определенные ограничения на какой-либо оговоренной срок по законам Торы.

Многие слышали про обет назорейства в связи с историей богатыря Шимшона (Самсон, Самсон-назорей) — известный своей силой герой еврейского народа Шимшон был назиром. Его история и подвиги описаны в книге Судей (Шофтим), главы 13-16.

Обет назорейства — «назирут» — приведен в Торе в недельной главе Насо: «Если мужчина или женщина изречет зарок назорея, посвятить себя в назореи Г-споду, то вина и пьянящего сторониться должен, уксуса винного и уксуса пьянящего не пить, и никакого настоя виноградного не пить, и винограда свежего и сухого не есть» (Насо 6:1-4).

Итак, такому человеку — назиру — запрещено пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты из винограда. Он не должен стричь волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей.

Отношение к принимающему обет назорейства [↑]

В Иудаизме испокон веков было неоднозначное отношение к назорейству. Талмуд и «Шульхан Арух» предостерегают от принятия обетов. А в одном из мидрашей приводится главный критерий, которому должен был соответствовать потенциальный назорей — Богобоязненность.

Почему принятие обетов подходит именно тем людям, которые боятся Б-га?

Магид из Дубно дал ответ на этот вопрос в форме следующей лаконичной притчи.

В местечке жили-были бедняк и вор. Как-то раз они разговорились. Вор взглянул на потрепанную одежду бедняка и с удивлением спросил: «Как тебе удается при такой нищете выдавать замуж дочерей и женить сыновей?»

Его собеседник с готовностью ответил: «Когда у нас появляется на свет ребенок, я ставлю в углу копилку и навешиваю на нее замок. Каждый день я бросаю в копилку одну или несколько мелких монет. Лет за двадцать накапливается приличная сумма, которой хватает на торжество».

Вор разочарованно махнул рукой: «Такой образ жизни мне не подходит. Для тебя замок — это таки замок. А для меня, профессионального взломщика, нет замков, с которыми я не мог бы справиться. Моя копилка долго не продержалась бы».

Богобоязненный еврей, который привык держать себя в рамках, будет продолжать делать это и после принятия обета. А вот его менее серьезный собрат, который привык выходить из рамок, вряд ли сможет соблюсти новые ограничения.

Разница между нами и поколениями эпохи Храма [↑]

Зачем и почему в эпоху Храма люди становились назореями? Главным образом, из-за пагубной склонности к выпивке. Человек, который злоупотреблял вином, ощущал моральную деградацию, которая могла привести его к разврату.

Недаром Талмуд обращает внимание на то, что главы Торы о «сота» (женщине, подозреваемой в супружеской измене) и о назире идут друг за другом. Тот, кто был свидетелем процедуры, производимой с «сота» из-за ее морального падения, должен отстраниться от потребления вина, дабы уберечь себя от легкомысленного поведения.

Итак, во время Храма еврей, склонный к излишнему употреблению вина, мог принять на себя тридцатидневный обет, после чего приносил жертву в Храме. Теоретически, такой человек мог после этого продолжать пить вино. Практически же многодневное воздержание от алкоголя входило в привычку, которая, как известно, вторая натура.

Что же делать нашим современникам, которые хотят избавиться от той или иной пагубной склонности? Прежде всего, отказываться от нее «бли недер», что означает: без обета.

Кроме того, им поможет совет Рамбама, который призывал своих читателей придерживаться «средней линии», отдаляясь от крайностей. Если человек скуп или наоборот, транжира, он должен на некоторое время уклониться в обратную сторону, и впоследствии его качества сбалансируются.

Поиск средней линии — это то, что поможет всем нам. Бли недер. Без обета.

Выводить материалы