Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди, относящиеся к назиру

206-я заповедь – запрещение назиру есть кожицу винограда. И об этом речение Ашема: “Во все дни его назарейства ничего, приготовленного из винограда – от зерен до кожицы, нельзя ему есть” (там же).

Назир, который съел не менее, чем кезайт виноградной кожицы, карается бичеванием.

 

 

 

Доказательством того, что каждый из этих пяти запретов – пить вино, есть виноград, есть изюм, есть зернышки и есть кожицу винограда – является самостоятельной заповедью, служит следующее: бичеванием наказывают за нарушение каждого из этих запретов в отдельности. Сказано в мишне (Назир 34б): “Наказывают за вино в отдельности и за виноград в отдельности, и за зернышки в отдельности, и за кожицу в отдельности”. И ясно сказано в трактате Назир (38б): “Назир, который ел свежий и сухой виноград, зернышки и кожицу, а также выжал гроздь и выпил, – карается бичеванием пятикратно”.

Мудрецы Талмуда (Назир, там же) предположили, что назир, употребляющий в пищу виноград и его производные, может быть наказан за это более пяти раз, – ведь в целом ряде случаев составители мишны не упоминают всех существующих запретов. Рассматривалась, например, возможность, что в приведенной выше мишне не упомянут запрет “...Он не должен нарушать своего слова” (Бемидбар 30:3). Однако ни один из мудрецов даже не предположил, что не упомянут запрет пить уксус, – ведь назир, который пил вино и пил уксус, не наказывается за это дважды, поскольку уксус запрещен ему только потому, что образовался на основе вина, как мы разъясняли: испортившись и превратившись в уксус, вино не перестало быть запрещенным.

И ты также должен знать, что все эти виды пищи, запрещенные для назира, объединяются в общий кезайт, и назир карается бичеванием, даже если съест один кезайт от всех видов вместе.

 

 

 

207-я заповедь – запрещение назиру принимать ритуальную нечистоту от мертвого тела (прикасаясь к нему или приподнимая ложе, на котором оно покоится). И об этом речение Ашема: “Из-за отца и матери, из-за брата и сестры – даже из-за них пусть он не нарушает своей чистоты по их смерти” (там же 6:7).

И если назир принял ритуальную нечистоту от мертвого тела – и такую нечистоту, которая обязывает его, прервав обет, состричь волосы, и такую нечистоту, которая к этому не обязывает, – он карается бичеванием.

 

 

 

208-я заповедь – запрещение назиру принимать ритуальную нечистоту, находясь под одной крышей с телом умершего. И об этом речение Ашема: “Во все дни, на которые он посвятил себя в назиры Ашему, нельзя ему подходить к умершему” (Бемидбар 6:6).

В Талмуде говорится (Назир 42б): “Ведь существует речение, запрещающее назиру принимать ритуальную нечистоту: “Пусть он не нарушает своей чистоты по их смерти” (Бемидбар 6:7). Зачем же сказано еще, что “нельзя ему подходить к умершему”? Чтобы научить, что назир, вошедший в помещение, где находится тело умершего, преступает тем самым два запрета Торы: “Пусть он не нарушает своей чистоты” и “Нельзя ему подходить к умершему”. И там же разъясняется, что, если назир вошел в помещение с умершим, коснувшись перед этим другого умершего и приняв ритуальную нечистоту от него, он наказывается бичеванием только один раз. Но если произошло так, что назир оказался в помещении с умершим и принял ритуальную нечистоту в одно и то же мгновение, он карается дважды: например, если он пришел навестить умирающего и оставался рядом с ним до наступления смерти – в таком случае он оказался под одной крышей с умершим и принял ритуальную нечистоту в одно и то же мгновение. Но если назир вошел в помещение, где уже находился умерший, – тогда он принял ритуальную нечистоту еще до того, как оказался под одной крышей с телом (ведь та часть его тела, которая оказалась первой под крышей, уже приняла ритуальную нечистоту – и назир стал ритуально нечистым до того, как оказался целиком в помещении), как разъяснено там – в соответствии с законами распространения ритуальной нечистоты.   

  

209-я заповедь – запрещение назиру сбривать волосы с головы. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Во все дни его обета бритва не коснется его головы” (Бемидбар 6:5).

И тот, кто обривает голову назира, тоже карается бичеванием – поскольку бреющий нарушает запрет в той же мере, как и тот, кого бреют. Нарушитель подлежит бичеванию даже в случае, если сбрит всего один волос.  

 

Все законы, связанные с назиром, разъясняются в трактате Назир, специально посвященном этим вопросам.

 

 

 

 

Двести десятая заповедь – запрещение сжинать весь урожай целиком. Но необходимо оставлять для бедных на краю поля часть урожая неубранным. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края своего поля” (Ваикра 23:22).

Этот запрет обусловлен выполнением соответствующей заповеди “Делай” – и тот, кто, преступив запрет, собрал с поля весь урожай, может отдать бедным уже сжатые колосья, выполнив тем самым повеление Ашема, да будет Он превознесен: “...Бедняку и геру оставляй это” (там же), как мы разъясняли, комментируя 120-ю предписывающую заповедь.

Закон о крае поля относится также и к плантациям плодовых деревьев.

Согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Пеа.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"