Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет кастрации; заповеди для царя.

361-я заповедь – запрещение кастрировать самцов любого вида животных, а также стерилизовать мужчин. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен; после того, как в стихе были упомянуты животные “с ятрами измятыми, раздавленными, вырванными или отрезанными”, Ашем сказал: “И в вашей земле не делайте этого” (Ваикра 22:24). И объяснено (Сифра, Эмор): “И в вашей земле не делайте...” – среди вас не делайте”.

Преступивший этот запрет – тот, кто кастрировал самца любого вида, – карается бичеванием.

В главе Шмона шерацим (Шабат 110б-111а) объясняется: “Откуда известно, что запрещено стерилизовать человека? Тора говорит: “И в вашей земле не делайте этого” – среди вас не делайте. И даже тот, кто кастрирует уже частично кастрированного, нарушает этот запрет, ведь сказал раби Хия бар Авун со слов раби Йоханана: “Согласно всем мнениям, тот, кто заквашивает уже заквашенное, нарушает запрет (НД 98), ведь сказано: “Никакое хлебное приношение, которое вы приносите Ашему, не должно быть сделано из квасного” (Ваикра 2:11) и “Не должно оно быть испечено из квасного” (там же 6:10). И тот, кто кастрирует уже частично кастрированного, тоже нарушает запрет, ведь в стихе сказано: “с ятрами измятыми, раздавленными, вырванными или отрезанными”. А если уж запрещено отрезать, то тем более нельзя вырывать совсем? Однако сказано так, чтобы научить: тот, кто вырывает до конца после того, как уже было отрезано, тоже подлежит наказанию за нарушение этого запрета”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактатов Шабат (110б-111а,134а,135а) и Йевамот (75а-76а).   

 

362-я заповедь – запрещение возводить на царство в Израиле человека, не рожденного в нашем народе, даже если он праведный гер. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Из среды братьев своих поставь над собою царя, не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе” (Дварим 17:15).

И сказано в Сифри (Шофтим): “Не можешь поставить над собой чужеземца...” – это заповедь “Не делай”.

И так же при всех других назначениях, связанных с осуществлением власти Торы (судья, глава ешивы и т.п.) и светской власти, не избирают человека из геров, но только рожденных еврейской матерью, – ведь сказал Ашем, да будет Он превознесен: “Поставь над собою царя... из среды братьев твоих” (там же). И сказали мудрецы: “Все правители, которых ты над собой ставишь, должны быть только “из среды братьев твоих” (Йевамот 45б).

А то, что царь должен быть именно из сынов Израиля, нам известно также из книг Пророков: царская династия идет от Давида. И ясно сказано мудрецами (Йома 72б): “Царской короны удостоился Давид” – и его потомки до конца времен.

Для всех тех, кто верен Торе нашего учителя Моше, царем может быть только человек из рода Давида и из потомков Шломо. А тот, кто не происходит из этого славного рода, в отношении права на престолонаследие называется “чужеземцем” – точно так же, как по отношению к служению в Храме мы называем “посторонним” всякого, кто не происходит из рода первосвященника Аарона. И это ясно и не вызывает сомнений.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактатов Йевамот (45б,101б-102а), Санхедрин (36б), Сота (41аб) и Нида (49б).

363-я заповедь – запрещение царю содержать избыточное количество лошадей. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Из среды братьев своих поставь над собою царя... Только пусть он не заводит себе множества коней” (Дварим 17:15-16).

Он должен ограничить себя так, чтобы не было коней, скачущих перед ним – ни одного лишнего коня, кроме того, на котором он сам скачет. И также ему дозволяется содержать в конюшнях коней, на которых будет сражаться его войско в случае войны. Но лично для себя – всего одного коня.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (21б).

364-я заповедь – запрещение царю иметь более разрешенного законом числа жен. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И пусть не обзаводится множеством жен, дабы не развратилось его сердце” (Дварим 17:17).

Разрешенный царю предел: у него не должно быть более восемнадцати жен, соединенных с ним брачным договором (ктубой) и ритуалом бракосочетания (кидушин).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, так же разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (21аб).

И если царь берет жену сверх разрешенного предела, он карается бичеванием.

365-я заповедь – запрещение царю преумножать свою личную казну. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И пусть серебра и золота не умножает он себе чрезмерно” (Дварим там же).

Положенный предел: его личная казна не должна превышать суммы, необходимой на оплату его выезда и его слуг. Но ему разрешено умножать государственную казну, используемую на нужды всего народа Израиля.

И Ашем, да будет Он превознесен, разъяснил причины этих трех заповедей. А именно: “Только пусть он не заводит себе множества коней, чтобы не возвратил народ в Египет ради умножения коней (потому что именно в Египте приобретали лучших коней – Раши)” (там же 17:16); “И пусть не обзаводится множеством жен, дабы не развратилось его сердце” (там же17:17);“И пусть серебра и золота не умножает он себе чрезмерно (по той же причине, что указана в предыдущем стихе: чтобы “не развратилось его сердце)”.

И поскольку их причины были указаны, эти заповеди оказались, как известно, отброшены царем Шломо, да пребудет на нем мир. Несмотря на свои великие познания и мудрость, он позволил себе нарушить эти запреты (решив: “А я умножу жен, но мое сердце не развратится” и т.п.) и оступился.

По словам наших мудрецов (Санхедрин 21б), в том, что произошло со Шломо содержится предостережение сынам человеческим: если бы они ведали причины и смысл всех заповедей, то нашли бы путь их отбросить. Ведь даже такой великий и совершенный человек, как Шломо, оступился и посчитал, что его-то нарушение этих запретов никогда не приведет к греху. А уж тем более пренебрегали бы заповедями люди толпы с ординарным рассудком. Они бы сказали: “Это запрещено, а это предписано только по такой-то и такой-то причине, – значит, мы можем пренебречь самим запретом, но остережемся, чтобы не было тех последствий, из-за которых данное действие запрещено”. Таким путем все законы Торы были бы отброшены. Поэтому Ашем, да будет Он превознесен, скрыл причины и смысл заповедей – но нет среди них ни одной, не имеющей причины и смысла. Однако в большинстве случаев обыденное сознание людей не способно воспринять и постичь эти причины. И вместе с тем, как свидетельствует пророк обо всех заповедях: “Приказы Ашема справедливы, они радуют сердце, заповеди Ашема ясны – просветляют очи” (Теилим 19:9).

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»