Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов
Исполнение заповеди отсрочено

Из строк, которыми начинаетсякнига Рут, из заме­чаний о том, что «не было царя над народом», вглавах о наложнице в Гиве и об идоле Михи, становит­ся ясно, что власть Судейне была идеальной формой власти для еврейского народа, и иногда необходимостьцарской власти ощущалась весьма остро. Безусловно, существует огромное различиемежду судьей и царем, и для того, чтобы понять данный период истории, необ­ходимоэто различие уяснить. Можно задать и такой вопрос: если власть царя былаидеальной формой влас­ти для еврейского народа, то почему монархия не бы­лаустановлена сразу, когда евреи пришли в землю Из­раиля? И почему, когда евреи,наконец, обратились к пророку Шмуэлю с просьбой дать им царя, он так рез­копорицал их? Одной из 613 заповедей Тора называет необходимость царской властидля еврейского народа (Дворам, 17:14—15). Вот мнение рабби Иеуды, на котороеопирается алаха: «Три заповеди было дано испол-

назначить царя. нить евреям когда они придут на свою землю: назнаить царя,истребить потомство Амалека и построить

Святой Храм».

Но если так, то почему тогда Б-г отозвался о прось­бе евреев установить царянад ними следующими слова­ми: «Не тебя (Шмуэля) они отвергли, но Меняотверг­ли они, Мою власть над ними».

Правительство в Израиле

Еврейская концепция власти: что такое власть вообще?

Еврейская концепция правительственной власти уни­кальна. Иосиф Флавий сказал обэтом так: Некоторые народы возлагают ответственность за безопасность своейстраны на одного правителя (монархия), некото­рые—на небольшое количествоправителей (олигархия), некоторые — на весь народ (демократия). Моше, нашучитель, учил нас не доверять ни одной из названных форм власти. Он учил насподчиняться власти Б-га, одного Б-га. Он считал Б-га царем и властителем. Онучил людей всегда возлагать надежды на Б-га, ибо Он
источник всякого добра как для человечества в целом, так и для каждого человекав отдельности и лишь от Него придет помощь, когда люди обратятся с молитвой кНему в дни страданий. Ничто не укрывается от его взгляда и ни один изчеловеческих помыслов не скрыт от Него.

Ту форму власти, определение которой дал Иосиф Флавий, часто ошибочно называюттеократией, однако это не так. Власть в представлении евреев никогда не бы­лавотчиной священников, никогда для них одежда свя­щенника не сменяла мехцарского горностая. Правда, после победы над сирийцами и греками Хасмонеи сталиправящей династией, но, пытаясь установить власть священников навечно, онинарушили закон еврейского народа, т.к. присвоили себе привилегии династии Да­видаи извратили назначение представителей духовно­го сана. В наказание за тоупорство, с которым они удерживали свою власть, Хашмонаим были истреблены вовремя восстания рабов. (Рамбан, коммент. к Берешит,  49:10).

Тогда почему же существовала заповедь об установ­лении царской власти?

«Когда войдешь в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешьею и поселишься в ней, и ска­жешь: поставлю я над собою царя подобно всем племе­нам,которые вокруг меня» (Дварим, 17:14).

Тора объясняет нам, что Г-сподь наделяет царя влас­тью не для того, чтобы вестиза собой народ или вершить суд над врагами, завоевывать новые земли илизаботиться об охране уже завоеванных. Ведь уже было сказано, что только послетого, как земля будет за­воевана и заселена, народ должен искать себе царя.Нет, еврейский народ не нуждался в искусном воена­чальнике, ибо сам Б-г обещалему быстрое завоевание и полную победу. Б-г вел их к войне, и, идя с ЕгоИменем, они не нуждались в другом предводителе. Не за преданность короне ипочтение перед военными наг­радами, а исключительно за соблюдение заповедейТоры они могли быть награждены жизнью спокойной, плодо­творной и счастливой.Для еврейского народа избрать царя сразу после завоевания Земли Израиля,поставить над собой царя со всеми атрибутами его власти озна­чало унизить исебя, и своего царя. Если бы царь предводительствовал народом во времязавоевания обе­щанной ему земли, блеск короны и красота царских одежд заслонилибы от нас присутствие Б-га, Его ру­ку, направляющую народ. Говорилось бы о том,что ев­рейский народ завоевал свою землю силой оружия, а не по милости Б-га,что враг был повержен земным ца­рем, а не Царем Царей, да будет благословенноЕго Имя.

В дни пророка Шмуэля все еще не была завоевана зна­чительная территория землиИзраиля. Евреи никак не могли завершить начатое дело, и это стало причиноймногих бед и поражений в последующие годы. Сыновья Израиля не воспользовалисьБ-жественной помощью, не последовали заповеди очистить святую землю от непра­ведныхлюдей, населявших ее, чтобы превратить ее в землю Авраама, Ицхака и Яакова. Ониудовлетворились тем, что уже было завоевано, вернулись к своим вино­градникам исмоковницам и предоставили менее удачли­вым коленам, тем, чьи земли оставалисьв чужих ру­ках, сокрушаться о своей судьбе. За то, что евреи не объединились вединую нацию, не выполнили свое предназначение, они были осуждены выноситьнабеги своих врагов и терпеть поражение за поражением. Так продолжалосьнесколько веков. Устав от поражений, боясь аммонитян, ища защитника и военногопредводи­теля, евреи, наконец, потребовали от Шмуэля устано­вить над ними царя.И ошиблись — ибо не для защиты и завоеваний Б-г предназначил царя еврейскомународу. Так что евреям надлежало беспокоиться более по пово­ду своего душевногоупрямства, духовной слепоты, а не по поводу слабости своих укреплений; меньшеду­мать о том, как разрушить укрепления противника, и больше о том, как сломатьв своем сердце преграду, мешавшую приблизиться к Б-гу. Вот почему отчаяние игнев овладели Шмуэлем, и он напомнил евреям о тех событиях, когда чудесноеБ-жественное вмешательство помогало евреям и указывало им путь спасения от вра­гов.Шмуэль сказал: «Вы сказали мне: “нет, только царь будет правитьнами”, — тогда как Г-сподь, Б-г ваш — ваш Царь!» (Шмуэль 1, 12:12).

Да, Тора заповедует установить царя над народом, но в дни Шмуэля просьба о царебыла преждевременной. Они получили своего царя — Шауля. То был великий пра­ведныйчеловек, не было среди евреев человека более достойного, но его царствованиеокончилось трагеди­ей, потому что евреи просили себе царя явно прежде­временно.

Предназначение Царя

Царь должен восходить на трон в спокойное время, когда страна находится вбезопасности и процветает по воле Б-га, ее Верховного Правителя, когда жизнь вней идет согласно Торе. Царь имеет особое предназна­чение. Первый среди граждансвоей страны, он должен быть живым воплощением Торы, живым примером того, какее законы и ее святость облагораживают человека. Он обладает огромной, почтинеограниченной властью, однако, подчиняется законам Торы, которая всегда принем. Согласно своему положению царь обязан жить в роскоши, но, умножаябогатства, он избегает изли­шеств. Еврейский царь имеет возможность удовлетво­ритьлюбое свое желание, но остается образцом уме­ренности и сдержанности. Никто изсмертных не может помешать ему следовать своим желаниям, тем не менее он полностьюпосвящает себя служению своему народу. роль царя Конечно, он волен установитьсвою, личную.человечес-» еврейско» кую власть над людьми, однакоглавная его цель — что­бы люди признали строгие законы Торы, чтобы они ста­лируководствоваться ее высокими принципами в своей жизни и в своих делах так, чтодругие народы призна­ют их праведность.

Когда народ искал себе царя, он еще не был достоин иметь такого правителя. Темне менее среди них был человек, который мог стать царем. Это был Давид, неизвестный никому пастух, не признанный даже в своей семье. Давид мог статьМашиахом и построить вечный Храм Г-споду, но еврейский народ еще не был достоинтакого царя. Поэтому Давид стал лишь основателем ди­настии, той династии,которую завершит Машиах, про­возгласив на Земле царство Г-спода.

Право царя

Царь должен охранять Тору, следить за тем, чтобы люди изучали ее и следовали еезаповедям. Не следует ставить законы, издаваемые царем, выше законов Ала-хи,напротив, долг царя строго придерживаться зако­нов Торы. Однако его положениеобеспечивает ему и особый юридический статус, который характеризуется такимидвумя пунктами:

а) как лицу, воплощающему верховную власть в стра­не, царю следует оказыватьособые почести и уваже
ние. Ему следует уступать путь. Для своего удобст­ва он может повелетьразрушить то, что принадлежит его подданным. Царь не должен добровольножертвовать своими привелегиями, поступая так, он унижает свой народ. Он в такойже степени обязан требовать почте­ния к себе, в какой любой подданный обязанэто по­чтение проявлять;

б) своей властью царь может присудить к наказанию, конфискации имущества илисмертной казни.

Суд у евреев вправе приговорить преступника к смер­тной казни только последопроса свидетелей, прове­денного строго по определенным правилам и лишь приналичии серьезных улик. Однако царь может приказать казнить преступника, еслион считает, что вина дока­зана, даже если против осужденного имеются лишь кос­венныеулики. Виновный в непочтительности по отношению к царю может быть казнен по егораспоряжению. Такие привиле­гии даны царю, чтобы он своей властью мог устрашитьи обезоружить преступников.

Пользуясь правом вершить суд, царь должен руковод­ствоваться лишь следующимпринципом: «в любом случае судить так, как этого требует время».

Таким образом, становится ясно, почему Шмуэль в книге Судей, говоря о времени,полном самых страш­ных преступлений, употребляет именно эту фразу: «В тедни не было царя над Изралем, и каждый делал то, что было правильно в глазахего». Царь обязательно наказал бы жителей Гивы, после того как они с бес­смысленнойжестокостью расправились с беспомощной наложницей малодушного левита, котораявсего лишь искала место, чтобы отдохнуть перед дорогой. Царь не позволил бытакже левиту, побуждаемому горем и гневом, восстановить против коленаБиньяминова другие  колена. Царь не допустил бы также, чтобы диспут оправосудии между Санхедрином колена Биньяминова и другими коленами, окончилсястоль ужасным кровопро­литием. Существовавшая в то время система правосудия немогла справиться с последствиями страшного пре­ступления жителей Гивы. Царь жеподчиняет правосудие своей власти. Царь не допустил бы, чтобы часть людейколена Данова, поклонявшихся идолу Михи, отделилась от остальных сынов Дана,образовав свое маленькое государство. Руководимый долгом поддерживать духов­ноеединство своего народа, царь воспрепятствовал бы этому, несмотря на отсутствиесоответствующих юриди­ческих норм.

Следует отметить, что не одному только царю дано право вершить суд по своемуусмотрению и издавать в экстренных случаях новые законы. Санхедрин также
имеет право в особых случаях применять экстренные правление судей: меры. Еще доустановления монархии действовали суды сила и слабость такого рода. Согласноустановлениям Торы (Дварим, 16:18), в каждом городе избирались судьи и устанав­ливалисьсуды. Даже во время вражеских нашествий су­дьи продолжали выполнять своифункции. Именно этим судьям Девора воздала хвалу в своих песнях. Но «небыло в те дни царя над Израилем», т. е. судьи слиш­ком неохотно пользовалисьправом действовать по сво­ему усмотрению в экстренных случаях, и в этом при­чинамногих трагических событий того времени. Ибо право царя отлично от правСанхедрина. «Относительно тех преступников, которые не подле­жат смертнойказни, — если царь властью захочет каз­нить их, усматривая в этом благо дляобщества, он вправе сделать это. Равно как и суд может издать экс­тренный указказнить их; суд может действовать по своему усмотрению, если таково требованиевремени» (Рамбам).

Из приведенного текста следует, что существует раз­личие между правом царя иправом судьи. Цви Хирш Хайес это различие формулирует так: хотя в описан­номслучае судья пользуется таким же правом, что и царь, последний может применятьего более свободно. По Рамбаму, экстренный указ и закон царя — не одно и то же.Это в свою очередь означает, что уже в силу своего положения царь обладаетбольшим авторитетом и большей свободой действий. Суд же не обладает такойсвободой, кроме тех случаев, когда в силу определен­ных обстоятельств егопредставители могут быть абсо­лютно уверены в том, что интересы страны и серьез­ностьположения требуют от них решительных и само­стоятельных действий.

Другими словами, члены любого Санхедрина должны пользоваться своей привилегиейс большой осторожнос­тью. Лишь в самых серьезных случаях они могут применятьзаконы Торы по своему усмотрению. Те, кто судят согласно Торе, не должны слегкостью нарушать ее за­коны.

Для царя в этом случае не существует ограничений. Само его положение ивытекающая из этого положения ответственность требуют, чтобы он использовалданную ему власть. Царь, не обладающий реальной властью, не приносит благасвоей стране. Напротив, в ней распрос­траняется безразличие к религии, к деламуправления, что в свою очередь порождает духовную опустошенность, жестокость,поклонение идолам. Действительно, закон, требующий уважения к царю и еговласти, нарушение которого может быть наказано смертной казнью, для того исоздан, чтобы укрепить положение царя. Царь, лишенный уважения, не может служитьсвоему народу. Раньше во главе народа стояли судьи, но их власть основываласьна законе и воле самих людей. Они не обладали той властью, которая дана царю.Судьи мог­ли управлять лишь в том случае, если народ признавал их власть. Онимогли вершить суд по своему усмотре­нию лишь в определенных обстоятельствах. Нодержа­щий власть в своих руках может в любой момент поте­рять ее, и это вомногом ограничивало деятельность судей.

Правда, существовали обстоятельства, при которых судья мог получить особуювласть. Народ был в праве сам установить над собой судью и наделить его полно­мочиямицаря, включая и право казнить виновных в не­уважении к власти. Такую властьполучил Иеошуа. Из­вестно, что и Гидеон едва не стал основателем цар­скойдинастии (см. Шофтим, 8:22). Однако в эпоху судей еврейский народ был осужденна то, чтобы не­верными путями идти к своим целям и никогда не до­стичь их. Онине стали единым народом, верным своему Б-гу, не завоевали полностью землюИзраиля, к евреям не пришли обещанные свыше мир, богатство и уверен
ность в будущем. Лишь достигнув этих целей, народ мог перейти к исполнениюзаповеди, данной в Торе: просить Г-спода, чтобы Он избрал для них такого ца­ря,который повел бы их к высшему духовному совер­шенству. Однако цели эти не былидостигнуты. Отсюда весь хаос эпохи судей. Отсюда беспорядочная и бес­плоднаядеятельность длинного ряда сменявших друг друга царей в эпоху, наступившуюпосле судей.

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.