Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько возможно это понять и постичь»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 10, 6
Стремясь приблизить народ к Творцу, Хизкия изъял из обращения «Книгу исцелений», составленную мудрым царем Шломо. Эта книга, посвященная лечению с помощью различных лекарственных снадобий, оказалась настолько эффективной, что евреи перестали обращаться к Б-гу с молитвой об исцелении.

Хизкия (חזקיהו; 3174-3228 гг. /586-532 гг. до н.э./) — праведный царь Йеуды.

Родился в 3174 году /586 г. до н.э./, когда его отцу, наследнику иудейского престола Ахазу, было всего одиннадцать лет (Седер адорот). Его матерью была Авия, дочь Зехарьи (II Мелахим 18:2; II Диврей аямим 29:1).

В 3183 году /577 г. до н.э./ его отец Ахаз взошел на престол Йеуды (II Мелахим 16:1; Седер адорот). В Танахе сказано, что Ахаз «следовал путем царей Израиля (т.е. служил идолам) и даже своего сына провел через огонь» перед идолом Молохом (II Мелахим 16:3) — и этим сыном был Хизкия. Но мать тайно натерла его магической мазью саламандры, защищающей от огня, а иначе бы ребёнок погиб (Санхедрин 63б, Раши).

В 3199 году /561 г. до н.э./, после смерти Ахаза, Хизкия унаследовал престол (II Мелахим 16:20, 18:1-2; II Диврей аямим 29:1; Седер адорот). По приказу Хизкии останки его отца были волоком провезены на веревочной подстилке по всему Иерусалиму, чтобы этот посмертный позор способствовал искуплению его многочисленных грехов, — и мудрецы Верховного Суда одобрили этот поступок молодого царя (Брахот 10б, Раши; Санхедрин 47а).

В первый же месяц своего правления Хизкия возобновил служение в Храме. В первый день месяца он собрал коэнов и левитов на Храмовой горе, сказав им: «Ныне освятитесь и освятите Дом Г-спода, Б-га ваших отцов, и выбросите скверну из святилища. Ведь наши отцы изменили Ему и творили дурное перед очами Г-спода, Б-га нашего, и оставили Его, и отвернули лица от обители Б-га, и повернулись спиной. Они заперли двери притвора, и погасили светильники, и не воскуряли благовоний, и всесожжений не возносили в святилище Б-га Израиля. …Теперь у меня на сердце заключить союз с Г-сподом, Б-гом Израиля, чтобы отвратил Он от нас пламя Своего гнева». По приказу царя левиты вынесли их Храма все предметы идолопоклонства, — и на шестнадцатый день коэны снова стали приносить заповеданные Торой жертвы Всевышнему (II Диврей аямим 29:3-36, Мальбим).

Вслед за этим Хизкия призвал на праздник Песах в Иерусалим не только всех жителей Йеуды, но и евреев из десяти северных колен. По всей стране были разосланы гонцы с посланиями, в которых от имени царя говорилось: «Дети Израиля! Вернитесь к Г-споду, Б-гу Авраама, Ицхака и Израиля, и Он возвратится к уцелевшим от руки царя Ассирии. …Ведь благ и милосерден Б-г, Всесильный наш, и не отвернет лица от вас, если вы к Нему возвратитесь».

Но в земле десяти колен лишь высмеивали гонцов царя и издевались над ними. На призыв Хизкии откликнулись, кроме колена Йеуды, только часть евреев из колен Ашера, Эфраима, Менаше, Звулуна и Иссахара. И, тем не менее, в Иерусалиме состоялся великий праздник, какого не бывало со времени царя Шломо (см.) (там же 30:1-27).

После праздника по приказу царя были уничтожены идолы и срублены кумирные деревья по всей Йеуде, а также в земле Эфраима и Менаше (там же 31:1). Кроме того, Хизкия приказал уничтожить медного змея, сделанного Моше (см.), так как евреи стали почитать это изваяние как божество и совершать перед ним воскурения (II Мелахим 18:4, Радак) — и мудрецы также одобрили этот поступок царя (Брахот 10б; Песахим 56а, Раши).

Стремясь приблизить народ к Творцу, Хизкия изъял из обращения «Книгу исцелений», составленную мудрым царем Шломо. Эта книга, посвященная лечению с помощью различных лекарственных снадобий, оказалась настолько эффективной, что евреи перестали обращаться к Б-гу с молитвой об исцелении. Хизкия предпочел избавиться от этой лекарственной панацеи, чтобы вернуть молитве об исцелении ее изначальный смысл и значение, — и мудрецы одобрили это его решение (Брахот 10б, Раши).

В последующий период Хизкия сумел возвратить весь народ Йеуды не только к выполнению заповедей Творца, но и к серьезному изучению Торы. При этом, понимая глубину духовного падения многих евреев, царь действовал, в том числе, и с помощью принуждения, заставляя заниматься изучением Торы под страхом смерти. Он объявил по всей Йеуде: «Тот, кто не станет заниматься Торой, будет пронзен мечом». Вместе с тем, Хизкия выделил средства из царской казны на освещение домов учения, чтобы евреи могли учиться по вечерам и ночам. Спустя некоторое время провели проверку: от севера страны и до Беэр-Шевы не было ни одного невежественного человека — от края до края страны не нашлось ни одного мужчины, женщины или ребенка, которые не разбирались бы даже в сложнейших законах, связанных с ритуальной нечистотой (Санхедрин 94б).

В Танахе о Хизкии говорится, что «такого, как он, не было среди всех царей Йеуды ни после него, ни до него» — ведь даже Давид (см.) совершил серьезное прегрешение, а Хизкия ни в чем «не отступал от Творца» (II Мелахим 18:5-6, Ральбаг). И «во всех делах, что он начинал для служения в Доме Б-га, для соблюдения Торы и заповедей, …он действовал от всего сердца и преуспевал» (II Диврей аямим 31:21).

Первоначально ему сопутствовал также и военный успех: Хизкия разгромил войско филистимлян и преследовал их до Газы (II Мелахим 18:8).

Но вскоре ситуация существенно изменилась: в 3205 году /555 г. до н.э./ ассирийцы захватили земли северных колен, изгнав большинство жителей из страны (там же 18:9-12; Седер адорот). Таким образом, Израиль перестал существовать, а Йеуда осталась один на один с могучим врагом. Когда царь Ассирии Санхерив осадил несколько иудейских городов и направил свое войско к Иерусалиму, Хизкия сумел временно откупиться от ассирийцев, передав им затребованное количество серебра и золота из сокровищниц Храма. Ему даже пришлось снять золотую облицовку с дверей и порогов Святилища (II Мелахим 18:13-16, Радак). Но мудрецы Верховного Суда не одобрили это его решение (Брахот 10б; Песахим 56а).

Тем временем, царь начал подготовку к войне и длительной осаде. По его приказу, были укреплены стены и башни Иерусалима, а также изготовлено много оружия. Хизкия создал народное ополчение и, собрав его на площади у городских ворот, сказал: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирии и всех его полчищ, потому что у нас больше сил, чем у него. С ним мышца из плоти, а с нами — Г-сподь, Б-г наш, чтобы помогать нам сражаться на наших войнах» (II Диврей аямим 32:5-8).

Кроме того, положившись на рекомендации своих военных советников, Хизкия повелел засыпать водные источники вокруг Иерусалима, и в том числе обильный поток Гихон (Шилоах), чтобы в случае осады ассирийцы страдали от жажды (там же 32:3-4). Но мудрецы не одобрили его решения, так как считали, что в этом отношении ему следовало положиться на защиту Творца (Брахот 10б; Песахим 56а, Раши и Рашаш).

В 3211 году /549 г. до н.э./ ассирийское войско подошло к Иерусалиму. Стоя под стенами города, предводитель захватчиков еврей-изменник Равшакей во всеуслышание утверждал, что царь Ассирии сильнее Б-га Израиля. Услышав, как враги поносят Всевышнего, Хизкия разорвал на себе одежды, облачился во вретище и пошел в Храм, чтобы просить Б-га об избавлении. В то же время он послал своих советников к величайшему пророку Йеуды Йешае (см.), чтобы вопросить волю Б-га. Пророк заверил царя, что ассирийцам придется снять осаду. И действительно, вскоре Равшакею сообщили, что против ассирийцев выступил царь Куша, и они были вынуждены временно оставить Иерусалим (II Мелахим 18:17-19:9, Раши; Йешая 37:1-9; Санхедрин 60а; Седер адорот).

Но в 3213 году /547 г. до н.э./ могучая армия ассирийцев возвратилась к святому городу — теперь уже под предводительством самого царя Санхерива (II Мелахим 18:13; Седер адорот). В те дни Хизкия, который вообще не отличался крепким здоровьем, тяжело заболел, и пророк Йешая предупредил его: «Так сказал Б-г: Сделай завещание своему дому, ибо ты умрешь и не будешь жить — умрешь в этом мире и не будешь жить в Грядущем мире» (II Мелахим 20:1, Раши; Йешая 38:1; Тана девей Элияу раба 8; Оцар Ишей аТанах, Хизкияу).

«За что мне это?!» — спросил Хизкия, и пророк объяснил: «За то, что ты не выполнял заповедь “Плодитесь и размножайтесь” — а у того, кто не постарался выполнить эту заповедь в земном мире, нет удела и в Грядущем мире.»

Тогда Хизкия признался: «Мне было открыто в прозрении, что от меня произойдет нечестивый сын» — и именно поэтому он не женился.

Но Йешая возразил: «Что тебе до тайн Творца?! Ты должен был делать то, что заповедано тебе, а Творец сделал бы то, что Ему угодно».

И тогда Хизкия попросил: «Дай мне в жены твою дочь. Может быть, благодаря моим и твоим заслугам у меня родится достойный сын!».

«Поздно. Тебе уже вынесен приговор», — возразил Йешая (Брахот 10а; Зоар 1, 228б).

«Обычно, навещая больного, говорят: “Да сжалятся над тобой с Небес”, — упрекнул царь пророка. — …И даже если понимают, что больной умрет, не говорят ему “…Ты умрешь и не будешь жить” — чтобы тот не пал духом. …Прерви свои предсказания и уходи! Мой пращур Давид учил, что, даже если острие меча уже приставлено к горлу, не следует прекращать молиться о милосердии» (Брахот 10а; Коэлет раба 5:4).

Хизкия повернулся лицом к стене, в сторону Храма, и погрузился в молитву, сказав: «Молю Тебя, Г-споди, вспомни сейчас, как я верно ходил перед Тобою и всем сердцем делал то, что Тебе угодно» — и зарыдал. Во время этой молитвы царь окончательно решил исправить свой грех и, женившись, выполнить заповедь «Плодитесь и размножайтесь» вопреки своему знанию будущего. А через несколько минут к нему возвратился Йешая, который передал ему слова Б-га: «Я услышал твою молитву и увидел твои слезы. Вот, Я исцеляю тебя — на третий день ты войдешь в Дом Б-га. И прибавлю Я к дням твоей жизни пятнадцать лет, и спасу Я тебя и этот город от руки царя Ассирии. Я буду защищать этот город». По указанию пророка положили компресс из сушенных смокв на место воспаления, от которого умирал Хизкия, — и через три дня царь исцелился (II Мелахим 20:2-7; Йешая 38:2-21; Зоар 1, 228б).

А на исходе трех дней, в ночь на 15 нисана, в первую ночь праздника Песах, в стане ассирийцев началась губительная эпидемия, скосившая 185 тысяч воинов (II Мелахим 19:35; Седер олам раба 23). Это произошло в час, когда Хизкия изучал Тору вместе с пророком Йешаей (Шохер тов 22:2; Оцар Ишей аТанах, Хизкияу).

Наутро Санхерив с небольшой кучкой уцелевших приспешников в панике бежал в Ниневию, где вскоре был убит своими сыновьями (II Мелахим 19:36-37).

Избавление от ассирийцев пришло в заслугу того, что Хизкия сумел возвратить весь народ Израиля к изучению и соблюдению законов Торы (Санхедрин 94б).

В Талмуде указывается, что Хизкия мог бы стать царем-Машиахом, который привел бы народ Израиля к конечному избавлению, — и тогда бы нашествие Санхерива рассматривалось как война с Гогом из страны Магог. Но поскольку Хизкия не воспринял избавление от Санхерива с должной благодарностью к Творцу, это предопределение не было реализовано (Санхедрин 94а, Раши). Парадоксальным образом Хизкию подвела сила его веры: он настолько был уверен в заступничестве Творца, что воспринял и свое исцеление, и гибель ассирийцев почти как должное. А, кроме того, он ошибочно посчитал, что изучение Торы, которым он занят, вполне может заменить благодарственную песнь за совершенные Творцом чудеса (Шир аширим раба 4:19, Эц Йосеф).

Среди военной добычи, брошенной ассирийцами у стен Иерусалима, был найден трон Шломо, вывезенный Санхеривом из Египта, — и теперь Хизкия воссел на престол своего великого пращура (Мидраш Аба Гурьён 1; Оцар Ишей аТанах, Хизкияу; Мидрешей корот амейну 1, 2).

После своего выздоровления царь взял в жены дочь пророка Йешаи — Хевци-Ва, и в 3216 году /544 г. до н.э./ у них родился сын-первенец Менаше (II Мелахим 20:21-21:1; Седер адорот; Седер адорот акацар с. 45-46).

Вскоре после этих событий Иерусалим посетили дружественные посланцы царя Вавилона — они приехали проведать Хизкию, полагая, что он еще болен. Царь гостеприимно показал посланцам из далекой страны все сокровищницы и хранилища своего дворца, — и даже сокровища Храма (II Мелахим 20:12-13, Раши). Преисполнившись гордыни, Хизкия приоткрыл перед ними ковчег и, указав на скрижали, пояснил: «С этим мы идем на битву и побеждаем!» (Ялкут Шимони, Лех 15, 77).

Узнав об этом поступке царя, пророк Йешая предрек ему: «Выслушай слово Б-га: Вот придут дни, и всё что есть в твоем доме и всё, что собрали твои отцы до сего дня, будет унесено в Вавилон, не останется ничего, — сказал Б-г. — И потомков твоих, которых ты породишь, они угонят, и будут те слугами во дворце царя Вавилона» (II Мелахим 20:12-19, Раши). Хизкия был наказан как за проявленную гордыню, так и за то, что с радостью пригласил иноверцев за свой стол, ведь, по определению Талмуда, «каждый приглашающий идолопоклонников в свой дом и обслуживающий их за своим столом, способствует изгнанию своих потомков» (Санхедрин 104а; Тана девей Элияу раба 8).

В последний период жизни Хизкия записывал пророчества Йешаи и собирал их в книгу, которая была завершена его учениками уже после его смерти (Бава батра 15а, Раши).

Хизкия умер в 3228 году /532 г. до н.э./. В час погребения мудрецы положили рядом с его телом свиток Торы, сказав: «Он выполнил всё, что здесь написано».

Похоронен в усыпальнице царей дома Давида — рядом с погребальными склепами самого Давида и его сына Шломо (II Мелахим 20:21; II Диврей аямим 32:33, Радак; Бава кама 16б-17а; Седер адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.