Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нахум (נחום) — пророк в период Первого Храма.

Происходил из города Элкош (Нахум 1:1).

Получил пророческую традицию от своего наставника Йоэля (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

Начал пророчествовать в 3240 году /520 г. до н.э./ — в царствование Менаше, который установил в Храме идолов и убил великого пророка Йешаю (см.) (Седер олам раба 20; Седер адорот).

Нахум упрекал царя и предрекал скорую гибель Йеуды — но царь не внимал словам пророков (II Мелахим 21:10-15, Раши и Радак; II Диврей аямим 33:10, Мальбим). А в 3250 году /510 г. до н.э./ ассирийцы овладели Иерусалимом и угнали закованного в кандалы Менаше в подвластный им Вавилон (II Диврей аямим 33:11; Седер олам раба 24; Седер адорот). В плену его мучили, разжигая огонь под огромным медным чаном, в котором он находился. Под гнетом страданий Менаше взывал ко всем божествам, которым служил, но спасения не было. И тогда он решил: «Обращусь к Б-гу моего отца. Если он ответит мне — то хорошо. А если — нет, то значит, все одинаковы». Его молитва была услышана, и Творец объяснил протестующим против Его милосердия ангелам: «Если Я не приму его раскаяния, то закрою двери перед всеми раскаявшимися — баалей тшува». Менаше удалось не только вернуться в Иерусалим, но и вновь воссесть на престол — и он сразу же повелел убрать чужеземных идолов из Храма и призвал народ Йеуды к служению Б-гу (II Диврей аямим 33:12—16; ИТ, Санхедрин10:2; Седер адорот).

Основную часть пророчеств Нахума, включенных в состав Танаха, составляют предсказания о гибели столицы Ассирии — города Ниневии, которую пророк называл «городом крови» (Нахум 3:1). Эти предсказания были сделаны в тот период, когда Ассирия находилась на пике своего могущества, занимая доминирующее положение во всем древнем мире. Но менее чем век спустя вавилоняне не только освободились от власти этой сверхдержавы, но и покорили ее, разрушив Ниневию (Радак и Мальбим, Нахум 1:1).

Нахум передал пророческую традицию Хавакуку (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру