Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Йоэль предсказал нашествие саранчи, которое приведет страну к губительному голоду. Пророк призывал народ к раскаянию, чтобы предотвратить надвигающееся бедствие.

Йоэль бен Петуэль (יואל) — пророк в период Первого Храма.

В 3190 году /570 г. до н.э./ получил пророческую традицию от своего наставника Михи (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

Йоэль предсказал нашествие саранчи, которое приведет страну к губительному голоду (Йоэль 1:2-20). Пророк призывал народ к раскаянию, чтобы предотвратить надвигающееся бедствие, — но для подлинного раскаяния, по его образному выражению, нужно было «рвать сердца свои, а не свои одежды» (там же 2:13).

Значительная часть пророчеств Йоэля посвящена заключительному периоду еврейской истории, когда Творец возвратит изгнанников на свою землю. «В те дни и в то время, когда Я верну пленников в Иудею и в Иерусалим, — говорит пророк от имени Б-га, — Я соберу все народы …и буду судить их за Мой народ, за удел Мой — народ Израиля, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, которую они разделили» (4:1-2, Раши). Комментаторы поясняют, что слова «Я соберу все народы» подразумевают нашествие царя Гога из страны Магог. Вскоре после возвращения евреев из изгнания армии многих народов сойдутся к Иерусалиму, чтобы покорить святой город, — и Творец будет сражаться за Свой народ (Радак и Мальбим).

Тогда «Египет (т.е. земля потомков Ишмаэля) станет пустошью, а Эдом (земля наследников Рима) будет безлюдной пустыней за насилие над сынами Израиля, чью невинную кровь они проливали в своих странах» (4:19, Радак и Мальбим). «И отомщу Я за кровь их, еще не отмщенную» (4:21), — передает Йоэль обещание Б-га.

В те грозные дни, когда Всевышний проявит Свои «знамения на небе и на земле — кровь и огонь, и столбы дыма», спасение для евреев будет лишь на святой земле: «…на горе Сион и в Иерусалиме останутся спасшиеся, те, кто взывают к Б-гу» (3:3-5). «И возгремит Б-г с Сиона, и подаст Свой голос из Иерусалима, и содрогнутся небо и земля, — предсказывает Йоэль, — но Б-г станет убежищем для Своего народа и оплотом сынам Израиля» (4:16).

С тех пор «Йеуда и Иерусалим будут навечно заселены — во веки веков» (4:20).

В конце времен все евреи поднимутся на высочайшую духовную ступень пророческого постижения: «И будет, Я изолью Мой дух на всякую плоть, и станут пророчествовать ваши сыны и дочери ваши, вашим старцам будут сниться вещие сны и юноши ваши будут видеть пророческие видения» ( 3:1).

Йоэль продолжал пророчествовать еще в царствование Менаше, правившего до 3283 года /477 г. до н.э./ (Седер олам раба 20; Седер адорот).

Передал пророческую традицию своему ученику Нахуму (см.) (Седер адорот 3240).

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.