Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

17-18. …Цель создания еврейского народа состояла в том, чтобы среди всех народов мира, жизнь которых развивается под водительством Б-га, хоть они и не осознают этого, появилась одна нация, обладающая полным осознанием Б-га. Национальная жизнь подобного рода требует от каждого человека использования всех своих сил и резервов для достижения поставленной Б-гом цели. И каждый человек непременно должен понимать, что успех его усилий зависит от помощи Б-га, которая обещана за любой поступок, совершенный с преданной покорностью Ему. Однако (сыны Израиля) еще не были готовы к такому образу жизни. Они еще не осознавали, что непосредственное Б-жественное Провидение для тех, кто преданно подчиняется Его заповедям, способно не только спасти их от гибели, но и может обеспечить день за днем их выживание независимо от того, что происходит вокруг. Их еще предстояло научить этому пониманию посредством чрезвычайных событий. В этом заключался смысл скитаний Израиля по пустыне; таково было назначение долгого странствия, в которое Б-г ныне вынуждал отправиться сынов Израиля.

19. Следует подумать, почему этот факт упомянут здесь, а не выше, когда отбытие из Рамсеса упоминается в первый раз. Возможно, тем самым, (Писание) хочет подчеркнуть контраст. Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания. В то время как настоящий еврей — как Йосэф — смотрит с полной уверенностью, даже после своей смерти, на исполнение Б-жественного обещания и находит свою веру вполне обоснованной…

ГЛАВА XIV

11. У них появились сомнения по поводу миссии Моше. Учитывая положение, в котором они оказались, и глядя на вещи их глазами, легко понять их опасения. Как могли они столь безоговорочно принять такой необычный путь, которым Б-г поведет их к цели; путь, не имевший прецедентов в истории, противоречащий естеству и здравому смыслу. Как отмечает в книге Кузари раби Иеуда Алеви, эти упорные сомнения на деле являлись важным подтверждением подлинности миссии Моше. Моше имел дело с народом, чей ум был ясен и трезв, не затуманен фантасмагорическими представлениями, с нацией, которую нелегко обмануть. И если в конце концов эта нация добровольно пошла на то, чтобы веками сражаться с целым миром и принимать мученичество ради «учения этого человека Моше», то одно это является убедительным доказательством того, что свершившиеся события склонили ее к несокрушимой вере в подлинность миссии «этого человека Моше»…

19. Море должно было расступиться не перед Ангелом Б-га, а перед людьми, которые вверились Ему.

20. Облако встало между двумя лагерями, и лагерь египтян оставался во мраке, тогда как Б-г осветил лагерь Израиля огненным столбом.

31. Страх и вера — это два чувства по отношению к Б-гу, которые должны оставаться вечно живыми и бодрствующими в сердце и сознании еврея. Есть лишь Один, Кого мы должны бояться и Кому мы должны верить одновременно. Это — Б-г, Единый Б-г, Который является таким же любящим, как и справедливым, и таким же справедливым, как и любящим, и Чья всемогущая власть равно не знает границ — излучает ли Он любящую доброту или проявляет справедливость. Раскрыть смысл и познать эти три аспекта: Его справедливость, которой нужно бояться всегда, Его любящую доброту, которую нужно постоянно ждать с верой, и Его беспредельную власть, свободно повелевающую всеми созданиями, в которой одновременно проявляется и любящая доброта и справедливость, — вот в чем вечное значение момента освобождения, уникальные в своем величии, когда ранее порабощенная, а ныне свободная на века нация увидела перед собой распростертого и бездыханного египетского колосса. Но это служило не только доказательством всемогущей власти Б-га, Который одаривает добротой и справедливостью. Это — важный момент вечного свидетельства правдивости Его слуги Моше. Рука Моше простерлась над морем, и именно рукой Моше Б-г повел Египет к гибели, а Израиль — по пути, ведущему к жизни и свободе.

ГЛАВА XV

1. ЗАПОЮ ЖЕ Я ПЕСНЮ Б-ГУ, чтобы восславить Его, чтобы разнести знание о Нем повсюду, о том, каким бесконечно возвышенным Он показал Себя в том событии, свидетелем которого мы здесь были.

КОНЯ И ВСАДНИКА. Он сбросил в море ту могучую армию, которой мы так боялись, и Он, только Он, совершил это.

ЗАПОЮ. Я хочу найти слова, достойные Его, в которых выразились бы мои чувства…

2. ЭТО — МОЙ Б-Г. Восприняв Его здесь как Того, кто Один определяет мою судьбу и мою внутреннюю жизнь, и в будущем я отдам в Его власть всю свою жизнь, внутреннюю и внешнюю, чтобы Он направлял и определял ее, — только тот, кто так посвящает себя Б-гу, может утверждать, что Он — «его» Б-г. Он станет в буквальном смысле слова Силой, Которая движет мной.

И Я СДЕЛАЮСЬ ОБИТАЛИЩЕМ ЕМУ. Я предложу Ему себя в качестве обиталища; вся моя жизнь и все мое существование станут храмом для Его прославления, местом, в котором Он раскроется. Таково естественное следствие осознания «Это — мой Б-г».

… ОН БЫЛ Б‑ГОМ МОЕГО ОТЦА, И Я ВОЗНЕСУ ЕГО ЕЩЕ ВЫШЕ. Он уже доказал, что является Б-гом моих отцов; еще мои отцы признавали Его таковым и передали это знание мне. Но я сделаю все, чтобы еще больше узнать о Его величии и Его власти. Эти слова определяют миссию каждого последующего поколения в Израиле: все упорнее продолжать распространение знаний о Б-ге и преданности Ему.

3. Отсюда начинается выражение нового знания о Б-ге, полученное в этом испытании: Созидатель нового и лучшего будущего для человечества является «Мужем брани», могущим одолеть любую силу в человеческом обществе, которая пытается противостоять Его планам создать это лучшее будущее.

Б-Г ЕГО ИМЯ. Это заложено в самом Его Имени, под которым Он нам Себя объявил. Путь к спасению, несущий добро от Б-га, должен пролегать через уничтожение зла.

4. ОН СБРОСИЛ В МОРЕ. הרי означает не просто «бросать», оно означает «метать» нечто в определенную цель. Поэтому данный термин обычно применяется, когда речь идет о стрельбе.

…Б-г ведет войну противоположно тому, как это делает человек. Вступая в битву, человек мечет снаряды во врага, а Б-г швыряет Своего врага на снаряд.

11. …Любая песня, которая возвеличивает Б-га, но не вызывает чувства страха перед Ним, не говоря уже о песне, которой пытаются заменить страх перед Б-гом, является Б-гохульством! Выражение תוליהת ארונ (Страшный в восхвалениях) остается жестким эталоном для всех «песен восхваления», которые были созданы на земле со времени «Песни у моря» и которые, осознанно или неосознанно, строились по ее образцу. תוליהת (досл. «песни, возвещающие о /могущественных/ деяниях») описывает объективное восприятие Б-га; הארי (страх) обозначает субъективное воздействие этих восприятий на нас.

***

13. Стихи с 3-го по 7-й и с 8-го по 12-й рассматривают это событие как раскрытие Б-га в Его вызывающем благоговение величии и могуществе, побеждающем все иные силы, физические и политические. Стихи с 13-го по 17-й показывают, как это же самое событие раскрыло Б-га в Его всеобъемлющей любви, когда Он направлял и создавал нацию. Первые две группы из четырех стихов были посвящены страху перед Б-гом; четыре следующих стиха посвящены вере в Него. Поскольку ст. 14 называет филистимлян в качестве первой нации, которой предстоит сотрястись, а ст. 15 (начинающийся словами «а сейчас») называет Эдом и Моав, создается впечатление, что ст. 13 и 14 относятся к первоначальному воздействию Исхода из Египта, тогда как ст. 15 и далее относятся к отзвукам перехода Израиля через Красное море. Когда Б-г впервые освободил Свой народ и вывел его из Египта, чтоб он завладел Эрец Исраэль, в первую очередь страх охватил филистимлян, так как они почувствовали, что им грозит вполне реальная опасность, ср.: «через землю филистимлян, потому что она близко» (Шмот 13:17). Но теперь, когда Б-г направил народ через пустыню, через Красное море и вдоль его побережья так, чтобы они сначала вступили в страну с юго-востока, страх почувствовали Эдом и Моав, находящиеся близ границы.

ТЫ ПОВЕЛ. До этого момента темой песни было содеянное Б-гом в Египте; теперь же в песне говорится о том, что сделал Б-г для Израиля. Термин החנ означает «ведущий к цели». Слово להנ всегда употребляется для обозначения того, кто «ведет» или «направляет» какой-то слабый объект и относится к его слабости с должным вниманием… Отсюда: в Своей любящей доброте Ты не только спас этот народ, но и взял на Себя руководство им на пути к цели. В Своем могуществе, которому никто не может противостоять, Ты сумел привести их прямо к месту назначения, т.е. в обиталище Твоей Святости. Но, относясь с пониманием к их слабости и незрелости, Ты вел их таким путем, по которому у них достало сил следовать. (Ср. 13:17). Освобождение Израиля от рабства и бесчестья в Египте было первым и самым значительным актом Б-жественной справедливости, но та забота и руководство, которые Б-г даровал после этого сынам Израиля, была актом чистой любящей доброты, любовной заботы о благе другого. Цель, которой нужно было достигнуть, состояла не во владении плодородной землей, а во владении землей, которая должна была стать местом проявления абсолютной власти Б-га.

17. …Моше и Израиль видят себя в качестве слуг Б-га и орудий великого Б-жественного свободного будущего, основы которого Он ныне заложил тем, что раскрыл миру Свое уникальное, могущественное царство справедливости и любящей доброты. По этой причине песня завершается взглядом в отдаленное будущее: «Б-г будет царствовать во веки веков». Это может означать не только то, что Б-г будет царствовать во всей будущей жизни, т.е. как мы воспринимаем Его всемогущую власть здесь, на берегу моря, так Он будет распространять Свою власть всегда, но это означает еще и то, что когда-то, в далеком будущем, которое, несомненно, наступит, Б-г станет Царем всего человечества…

20. СЕСТРА ААРОНА. Ее позиция среди женщин была сродни той, которую Аарон занимал среди мужчин. Аарон распространял среди мужчин Слово, открывавшееся Моше; Мирьям делала тоже самое среди женщин…

25. …Там Б-г даровал нации основы Своего Закона, и там нация опробовала их; тот факт, что горькая вода стала сладкой, убедил народ в том, что власть неотделима от полного подчинения воле Б-га.

ГЛАВА XVI

2. …Воспоминания о чудесах освобождения и спасения в Египте и у моря, а также важное и поучительное переживание в Маре — все это забылось перед призраком голода, который грозил их женам и детям. К этому случаю применимо изречение: «Труднее обеспечить человеку ежедневное пропитание, нежели раздвинуть воды Красного моря». Угроза голода, мнимая или реальная, может заставить человека изменить своим принципам, забыть о всех своих добрых намерениях, и пока человек не свободен от этих забот и от их сокрушающего воздействия, у него не будет возможности полностью исполнять Закон Б-га. И человек может избавиться от этого страшного призрака, только если всецело проникнется сознанием, что эта, первая среди человеческих забот, забота о материальном существовании, лежит не только на нем одном и даже не в первую очередь на его плечах. Он должен понять, что для этого человек может и должен делать то, что ему положено, а именно: то, что ожидает от него Б-г. Подобно успеху в своих начинаниях, он должен и эту заботу предоставить Б-гу, Который сделал каждую человеческую душу, каждый дом со всеми голодными домочадцами, большими и малыми, объектом Свой недремлющей, заботливой любви. Человек должен понять, что, вообще говоря, он должен рассматривать свою деятельность, направленную на поддержание его существования, не как право, а как долг.

Пока человек не понимает этих истин, пока он считает, что при своих ограниченных силах он прикован к ярму труда, чтобы заработать насущный хлеб, который обеспечит его выживание и выживание тех, кого он любит, его тревога не будет иметь границ. В таком случае забота о пропитании может превратить мир человека в пустыню не только, когда он и в самом деле находится в диких местах, но и тогда, когда он живет в обществе, изобильном материальными благами, но также и конкуренцией. Его тревога может заставить его поверит в то, что он обязан обеспечить себе пропитание не только на следующий день, но и на всю будущую жизнь, даже на жизни своих детей, внуков и правнуков. В результате неустанное, а следовательно, безжалостное стремление захватить для себя и своей семьи кусок побольше и послаще станет для него необходимостью, которая поглотит его полностью, не оставляя времени для других мыслей.

Именно по этой причине Б-г повел будущий народ Своего Закона в пустыню, в пустыню подлинную, лишенную всего самого необходимого для жизни. Там Он заставил их сначала ощутить тревогу из-за отсутствия пищи и беспокойство о будущем, в котором не было видимых перспектив на благополучное существование. Там Он заставил их на собственном опыте почувствовать ту безжалостность, к которой может привести человека такое положение, даже если оно и временное. Как можно предположить из следующего стиха, все это поколение было совершенно не приучено заботиться о собственном пропитании. Пока они были рабами, их кормили хозяева, подобно тому, как кормят рабочий скот и заботятся о нем. И оказавшись в пустыне, вся община Израиля начала роптать на Моше и Аарона.

3. СЫНЫ ИЗРАИЛЯ. Отдельные личности, самые дерзкие в общине, дали выход чувству неподдельного разочарования, открыто упрекая и обвиняя Моше и Аарона.

4. «БУДУТ ЛИ ОНИ СЛЕДОВАТЬ МОЕМУ УЧЕНИЮ». Соблюдение Моего Закона зависит от того, найду ли Я людей, для которых достаточно знать, что их жены и дети имеют необходимое пропитание со дня на день, которые довольны тем, что получают радость от каждого дня в счастье и добром расположении, которые довольны тем, что исполняют свой долг сегодня, а заботу о завтрашнем дне оставляют Тому, Кто подарил им день нынешний и пропитание на нынешний день, и Кто подарит им день следующий и пропитание на следующий день. Только такая безграничная вера в Б-га убережет Его Закон от нарушений, вызванных тревогой о материальных трудностях, реальных или воображаемых. Тот, кто не научился верить в неустанную заботу Б-га о завтрашнем дне, будет так поглощен своими планами на грядущие годы, что в конце концов отступится от Б-га и Его Закона. Отсюда изречение великого раби Элиэзера из Модиина: «Тот, Кто создал день, создаст и пищу на этот день» и «Тот, кто имеет достаточно пищи на сегодня, но говорит: Что я буду есть завтра? — числится среди маловерных».

13. В трактате Йома 75б слав описывается как самый малозначимый, но зато чрезвычайно жирный вид птицы. Его считают разновидностью перепела…

16-21. Итак, опыт сынов Израиля в течение шести дней, когда они собирали ман, и еврейская философия заботы о пропитании, как ее определяет этот опыт, дают нам самые важные уроки на грядущие времена. Лень, жадность, мелочность и скаредность наказуемы, тогда как усердие, довольство, хорошее настроение и упование на Б-га вознаграждаются.

23. …День седьмой как память о Сотворении Б-гом мира и Его власти над ним известен с тех самых пор как седьмой день существования мира. Возможно, этот день носил с того времени название Шабат как Шабат Б-га, как день, «в который Он покоился (шават) от всей Своей работы» (Берешит 2:3). Он устранил Свою созидающую руку от мира, созданного Им, и позволил миру далее пребывать в той степени завершенности, которую определил для него…

Тот факт, что с тех самых пор, после первого Шабата не появилось никаких новых творений, неопровержимо свидетельствует о том, что Б-г — единственный Создатель мира. До этого момента и день, и его название, по-видимому, служили для сохранения в живости и трепетности представления о Б-ге среди сынов Авраама. Однако Шабат Б-га на этом этапе еще не стал Шабатом для человека. Осознание Б-жественного величия еще не нашло выражения в форме символического акта почитания, равно как этот акт еще не привел человека к пониманию своего места в мире и своего отношения к Б-гу. И то, и другое осуществляется в подобной ситуации посредством установления Шабата для еврейского народа и почитанием Шабата каждым отдельным человеком. Шабат как таковой появился гораздо раньше, но ןותבש, идея о праздновании Шабата каждый человеком, посредством прекращения всякой работы, — это новое явление. Отсюда и то внимание, которое уделяется Шабату в этом месте.

***

25. ЕШЬТЕ ЭТО СЕГОДНЯ! ИБО СЕГОДНЯ — ШАБАТ ДЛЯ Б-ГА! В другие дни сынам Израиля разрешалось есть только то, что они собрали в этот самый день своими руками. Но в Шабат они могли есть пищу, приготовленную заранее, потому что воздержание от работы в Шабат не есть заслуживающая порицания леность, но тот отдых, который предписан Б-гом, посвящен Ему, а поэтому наделен той же высокой ценностью, что и любая деятельность, разрешенная Б-гом. В то же время заповедь превращает сам акт приема пищи в Шабат в мицву, в действие, выполняемое по повелению Б-га, посвященное Ему, одновременно радующее и облагораживающее человека.

Требование неукоснительно соблюдать указания Б-га в поисках пропитания отнюдь не угрожает существованию человека на земле; напротив, оно усиливает его наслаждение земной жизнью, возвышая даже физические удовольствия до уровня добровольного акта служения Б-гу и таким образом приближая человека к Б-гу даже в момент физического наслаждения. Эта одухотворенность физической стороны жизни человека является одной из самых поразительных особенностей, которые отличают еврейскую концепцию Б-га от всех других.

В других религиях мысль о власти богов лишает человека уверенности в себе; счастливая улыбка на его лице может навлечь гнев божества. Еврейское представление о власти Б-га — это представление, вселяющее бодрость и дающее силы; человек, поддерживаемый этим представлением, может преодолеть все трудности. Добровольно подчинившись этой власти, человек — при всей своей слабости — как бы разделяет ее. Эта власть придает смысл и обеспечивает защиту его ничтожному существованию на земле: человек начинает с радостью осознавать, что Великий Б-г получает удовлетворение от того, что Его маленькие создания счастливы.

Отсюда и значение третьей субботней трапезы. Б-г, запрещая нам добывать и готовить пищу в Шабат, вовсе не хочет осложнить нашу жизнь. Его цель — придать этой работе и получаемому от нее удовольствию высокий смысл, подчинив их обоих воле Б-га. Такое восприятие Б-га и Его воли способно поднять человека над всеми страданиями, которые Б-г в Своем Провидении посылает еврейскому народу, каждому человеку, политическим и общественным объединениям, чтобы очистить их всех и подготовить умы для подобного восприятия Б-жественной воли…

28. Тот, кто в нарушение воли Б-га выходит искать пропитания в Шабат, отрицает тем самым, что пропитание даруется ему Б-гом. Этим он демонстрирует, что сам может добыть себе пищу, благодаря лишь собственным усилиям, самыми обычными средствами, подчиняясь только законам природы. Он считает, что должен искать лишь для того, чтобы найти; найти лишь для того, чтобы владеть; владеть лишь для того, чтобы быть счастливым. И ни поиск, ни его успешное завершение, ни обладание не зависят от воли Б-га. Следовательно, еврей, который осмеливается искать пропитания в Шабат, совершенно отворачивается от Б-га, рвет связь между собой и Его Законом. Итак, нам говорят: «Как долго вы будете отказываться от исполнения Моих заветов и Моего учения?» Нарушение Шабата является отказом следовать Б-жественным заповедям и учениям. Подобно всем символическим заповедям, соблюдение Шабата — это הוצמ (заповедь), а также הרות (учение). Выполнение определенных действий или воздержание от каких-то действий (הוצמ) необходимы для того, чтобы продемонстрировать эту истину и запечатлеть ее в уме и душе (הרות)…

32. Повеление сохранить один омер мана имело целью дать понять поколению пустыни, что когда-то их скитания закончатся и они смогут добывать себе пищу в обычных условиях. Но даже тогда они сами и их потомки должны хранить духовное начало, заложенное в них в те дни, когда они питались маном, и рассматривать все виды пропитания, получаемого от общества и материального мира борьбой и охотой, исключительно как ман, как дар, «пожалованный и распределенный» Б-гом. По этой причине сосуд, в котором находился ман, должен был храниться «перед Свидетельством», вместе со скрижалями, свидетельствующими, что Закон — это Б-жий дар. Б-г, даровавший Закон, дарует и пропитание, которое поддерживает жизнь для соблюдения Закона. И наоборот, Б-г — Источник пропитания — даровал нам Закон, предписывающий определенный образ жизни, который мы должны вести, поддерживая себя этим пропитанием. Всегда необходимо помнить об этих двух аспектах, которые взаимно дополняют друг друга.

36. Десятая часть эфы была впоследствии обычной основной мерой для всех мучных приношений перед Б-гом (в Мишкане и Храме). Таким образом, сама эта мера вносила идею мана в нашу пищу, о которой мы «напоминали» Б-гу нашими мучными приношениями…

ГЛАВА XVII

7. …В Рефидиме охваченные подозрительностью и лишенные мужества люди хотели знать наверняка, получат ли они помощь в случае опасности. Их вопрос: «Есть ли Б-г среди нас?» — выражает не столько сомнение во всемогуществе Б-га, сколько неуверенность в том, что Он действительно «среди нас», что Его чудодейственная всемогущая власть распространяется на человечество, что Его заботят нужды и потребности людей. Представления о природе, Б-ге и человеке, типичные для этого поколения, были диаметрально противоположны той истине, которую впоследствии предстояло осознать Израилю и через Израиль. Природа рассматривалась ими как абсолютная сила, связанная на все времена законами слепой и неизменной необходимости. Считалось, что даже божества связаны этими непреодолимыми законами природы, а человек обречен находиться под двойной властью слепых сил природы и богов.

Таким образом, признание, что природа есть сила, свободно создаваемая и свободно управляемая одним, всемогущим, свободным Б-гом; признание, что Б-г — единственный, свободный и всемогущий Создатель, Координатор и абсолютный Правитель вселенной, и, прежде всего, понимание, что этот уникальный, свободный в Своей воле Создатель создал человека со свободной волей, который в качестве первого слуги Б-га должен был подняться при помощи этого свободного в Своей воле Правителя вселенной над слепыми силами природы — все это было поистине гигантским шагом вперед, а противодействие остального мира было мощнейшим. Поэтому не удивительно, что эти основные концепции еврейской мысли и действия очень медленно и постепенно пускали корни в духе того первого народа Б-га, что все важные события в еврейской истории, которым вот-вот предстояло свершиться, были необходимы для того, чтобы сделать эту истину нашим вечным и неотъемлемым достоянием.

8-16. Чудеса, которые Израиль, назначенный судьбой стать нацией Б-га, наблюдал до сего момента в пустыне: превращение горьких вод Мары в пресные, перепела, ман, Шабат, вода, иссеченная из скалы, — все это показало народу, каково его будущее место в мире природы. Эти события продемонстрировали народу Израиля ту независимость от сил природы, которую они получат, просто подчинившись воле Единого Б-га. Но им предстояло пережить еще одно событие за те недели, когда они готовились принять Закон: им предстояло осознать положение будущей нации Б-га среди других наций, свое положение относительно сил, царящих среди людей, и свою позицию относительно использования этих сил человеком в будущем. Это знание должно было прийти к детям Израиля, пока они все еще находились в Рефидиме, и орудием, посредством которого им предстояло усвоить этот урок, стал Амалек.

В древние времена недобрый ангел Эсава напал на Яакова, предка сынов Израиля, в ночь, когда тот находился на пути к личной независимости. Это событие заставило Яакова ощутить предчувствие той борьбы, которую потомки Эсава навяжут его сыновьям за века тьмы в истории наций, а затем окончательной победы, которая возвестит миру всемогущую власть Б-га. Подобным же образом нация, которая произошла от внука Эсава, Амалека, должны была стать первой и единственной нацией, которая без малейшей провокации со стороны Израиля нападет на него в тот момент, когда он ступит на путь к национальной независимости…

9-12. При нападении Амалека Израиль был вынужден пойти на риск и вступить в битву. Однако не меч Израиля, а посох Моше побеждает Амалека. Но не магическая сила посоха, а несокрушимая вера Израиля в Б-га, которую демонстрировали поднятые вверх руки Моше, обеспечила эту победу.

14. …ПАМЯТЬ ОБ АМАЛЕКЕ. Для морального будущего человечества пагубен не сам Амалек, а «память об Амалеке», прославление памяти об Амалеке. Пока все анналы человечества полны прославлениями героев меча, пока все эти душители и убийцы счастья человечества не преданы забвению, каждое приходящее поколение будет смотреть с обожанием на этих «великанов» насилия и подавления, и память о них будет возбуждать у людей желание уподобиться этим героям и достичь не меньшей славы таким же насилием. Только когда Б-жественные законы морали станут единственным критерием измерения величия или малости людей…, только тогда царство Амалека прекратится в этом мире. Эта конечная цель Б-жественного управления всей мировой историей выражена здесь после первого поражения Амалека.

С разрешения издательства Швут Ами