Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как евреи могли усомниться в Творце после стольких чудес?

Темы: Бешалах, Моше, Синай, Моше Абрамович, Исход из Египта, Пустыня

Отложить Отложено

Шалом, квод арав. Недельная глава Бешалах, стих 14:11 говорит нам о сомнениях народа, а стоило ли выходить из Египта: «Разве нет могил в Египте, что ты взял нас погибать в пустыне? Что ты сделал с нами, выведя из Египта? Разве не об этом мы говорили тебе в Египте, сказав: отстань от нас, и мы будем работать на египтян? Потому что лучше нам служить египтянам, чем умереть в пустыне».

Т.е. из Мицраима телом вышли, а душой остались. Хотя каждый из вышедших и был живым свидетелем невероятных десяти казней египетских, на его глазах все происходило, воочию, не отец сыну пересказывал… Стих 14:31 говорит нам: «И увидел Израиль великую руку, которой вершил Господь [суд] над египтянами, и благоговел народ пред Господом, и поверили они в Господа и в Моше, раба Его». Тора использует глаголы לירוא — וייראו, להאמין — ויאמינו . Произошло качественное изменение состояния народа Израиля. Народ устрашился Ашема и поверил в Него и в Его раба, Моше. Именно после наказания Египта.

Но практически сразу (стих 15:24) народ стал жаловаться на Моше: «И жаловался народ на Моше, говоря: что нам пить?..» Тора так и говорит על מושה, не Моше стали жаловаться, а на Моше, т.е. люди друг с другом общались, жаловались, а до Моше лишь слухи об этом доходили и общее недовольство.

Вот и вопрос. Но как, как?? можно было сомневаться, усомниться в добрых намерениях Ашема, в Ашеме после таких, стольких и таких чудес, не просто чудес, а явного, почти осязаемого проявления Творца? Народ жаловался на Моше, но приняв и поверив в Моше, народ фактически жаловался на Г-спода, просто напрямую гневить Г-спода народ боялся, а Моше, хоть и пророк, но человек, на него жаловаться было проще.

Я рискну предположить свой ответ — очень трудно отвыкнуть от старых привычных «истин», перестроиться на новые рельсы. Но тут ведь такое явное раскрытие Б-жественного проявления… И так недавно, так близко… Непонятно. Николай

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемый Николай!

Ответ на Ваш вопрос требует глубочайшего исследования текста Торы, потому что в самой Торе есть намёк на три группы людей, вышедших из Египта и ведомых Моше. И надо знать, в каком месте о какой группе идёт речь.

Об этом говорит Рамбан в своём комментарии на стих из Шмот (19, 2): «…и пришли в пустыню Синайскую, и расположились станом в пустыне, и расположился там Израиль против горы» — здесь мы видим как бы «утроенное» описание прибытия к горе Синай: «и пришли», «и расположились», «и расположился». Отсюда мы выводим, пишет Рамбан, что первая группа, которую он называет асафсуф, пришла в район горы Синай, вторая группа, эрев рав, тоже остановилась в пустыне, но ближе к горе Синай, а третья группа, которая названа «Израиль», расположилась непосредственно напротив горы Синай.

Поясняет Рабби Йосеф Тирани (автор Бейт Элоким), что группа, названная асафсуф, — это те, чьи родители не хотели выходить из Египта и погибли в течение трёх дней казни «тьма». Дети остались в живых, поскольку Небеса судят человека с возраста двадцати лет, а они были младше. Понятно, что большинство из них были далеки от духовных целей выхода из Египта — получения Торы на горе Синай и служения Всевышнему. И теперь понятны слова, которые они бросали Моше: «Разве нет могил в Египте?» — «Лучше бы мы погибли с родителями в дни тьмы». Рабби Йосеф Тирани приводит ещё много их жалоб в том же роде.

Вторая группа — эрев рав («великое смешение народов») — достаточно известна. Они сделали гиюр, стали прозелитами. Но их гиюр был недостаточно «кошерным», чтобы им удостоиться получения Торы на горе Синай, — о чём свидетельствует их объединение с первой группой во время создания золотого тельца.

Третья группа, Израиль — те, кто был верен Моше, «поколение выхода из Египта». Те, кто при переходе через Тростниковое море достиг пророческого уровня — выше уровня пророка Йехезкеля, удостоились дарования Торы на горе Синай. Здесь они, как Вы справедливо замечаете, «перестроились на новые рельсы». У них была «задача-максимум» — достичь уровня веры нашего учителя Моше. Их ожидают в пустыне 10 испытаний, плюс провокации со стороны двух предыдущих групп и искушение самого Ангела Смерти во время создания золотого тельца.

Все три группы мы видим и сегодня — поскольку выход из нашего галута (изгнания) параллелен выходу из Египта. И каждому, к какой бы группе он изначально ни принадлежал, и даже тому, кто идёт под флагом Фараона догонять евреев, следует сориентироваться — потому что конец известен.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ