Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.

После чудесного перехода через Красное море и гибели врагов еврейский народ воспел Богу песнь благодарности и славы:

ВОТ МОЙ БОГ, И ПРОСЛАВЛЮ ЕГО (Шмот 15:2)

В Талмуде (Шабат) говорится в связи с этим: «Исполняя заповеди Бога, прославляйте их». Рамбам пишет: «Давайте голодным самую вкусную, сладкую еду, и лучшие одежды тому — кто нуждается»[1].

К р. Залману Бер Бамбергеру, раввину Вюрцбурга, когда он читал лекцию по Талмуду, подошел бедняк и сказал, что ему нужны башмаки. Рав прервал лекцию и принес пару своих ботинок. Один из учеников заметил, что это была недавно купленная, лучшая обувь рава.

— Почему вы не дали старые ботинки?— спросил ученик.

— У него уже были старые рваные башмаки, я хотел дать ему самые хорошие, — ответил рав (Еврейские лидеры).

В ДОБРОТЕ СВОЕЙ ТЫ ВЕЛ НАРОД, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ, И НАПРАВИЛ МОЩЬЮ В ТВОЮ СВЯТУЮ ОБИТЕЛЬ (Шмот, 15:13)

В Тана девейЭлияѓу рассказывается, что в евреи в Египте договорились: делать друг другу хесед, соблюдать союз Авраама, Ицхака и Яакова, служить только Небесному Отцу и не отказываться от языка своего отца Яакова. Еврейский народ пытался спастись от жестоких указов фараона, и в рабстве евреи надеялись, что за взаимное добро Творец тоже сделает им хесед и освободит от страшных преследований, что действительно привело к их спасению. Хафец Хаим добавляет: это урок на все времена, для всех поколений. Делая хесед согласно традиции нашего народа, мы приближаем Окончательное Избавление (Аѓават хесед).

И МОШЕ СКАЗАЛ ЙЕЃОШУА: ВЫБЕРИ НАМ ЛЮДЕЙ, И ВЫЙДУТ СРАЗИТЬСЯ С АМАЛЕКОМ (Шмот, 17:9)

Раши комментирует: «Выбери нам» — мне и тебе. Моше сравнивает себя со своим слугой и учеником Йеѓошуа. Поэтому мудрецы учат: «Пусть честь ученика будет для тебя так же дорога, как твоя честь»[2].

Когда дети р. Акивы Эгера готовили к изданию его респонсы (ответы на ѓалахические вопросы), р. Эгер написал им: «Среди них вы найдете много посланий к тем, кто прежде учился у меня в ешиве. Пожалуйста, не называйте их моими учениками — сам я их так никогда не называл. Откуда я знаю, кто у кого больше учится?»[3]

К Хазон Ишу пришел однажды учитель и спросил, стоит ли ему поменять профессию на огранщика алмазов.

— А разве сейчас ты не огранщик алмазов? — спросил Хазон Иш[4].

Если ученики не понимают, чему их учит учитель, он не должен на них сердиться. Просто должен повторять материал снова и снова, пока не поймут[5].

А ученик не должен говорить «Я понимаю», пока действительно не поймет. И должен просить повторить все сначала, пока ему не станет все ясно.

У р. Преда был ученик, которому приходилось повторять все по четыреста раз, пока до него, наконец, доходило. Однажды во время занятий с ним кто-то прервал учителя и позвал выполнить мицву.

Р. Преда закончил обычные четыреста раз, но ученик все еще не понял.

— Что случилось сегодня? — спросил раби Преда.

— Когда тебя позвали выполнить мицву, я уже не мог сосредоточиться, — ответил ученик. — Все время думал: а вдруг вы уйдете прямо сейчас.

Тогда р. Преда повторил урок еще четыреста раз. За это Бог даровал ему исключительно долгую жизнь, и все его поколение удостоилось олам аба (грядущего мира) (Эрувин).

Учитель должен быть искренне заинтересован не только в усвоении материала, но и в самом ученике, в его благе. Он должен быть справедлив[6], признавать свои ошибки (Звахим) и не давать обещаний, которые не в состоянии выполнить (Сукка). Недостойно отпускать саркастические замечания в адрес учеников (Бава меция).

Учитель должен постоянно учиться.

До сих пор мы говорили, как должен себя вести учитель по отношению к ученику. А теперь рассмотрим, как ученики должны относиться к учителю.

  • 1. Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей (Йоре деа). Потому что родители привели его к жизни в этом мире, а учитель Торы ведет к жизни в будущем мире.
  • 2. Мицва для ученика — прислуживать своему учителю Торы (например, носить его вещи), и учитель не должен возражать, чтобы ученики это делали.
  • 3. Не почитать своего учителя — грубое нарушение.
  • 4. Надо вставать, когда мимо проходит тот, кто научил тебя хотя бы одному слову Торы. Талмид хахам, который не встает перед своим учителем Торы, называется грешником.
  • Р. Элияѓу Меир Блох однажды сказал ученикам: «Не приходило ли вам в голову, что я прекрасно понимаю, как глупо выгляжу в ваших глазах, настаивая, чтобы вы передо мной вставали? Но что поделать? Это ѓалаха, а я должен вас учить ѓалахе» (Джуиш обзервер).


    [1] Ѓилхот исурей мизбеах, 7:11.

    [2] Цитируется в Йоре деа.

    [3] Введение к «Тшувот раби Акивы Эгера».

    [4] Биография Хазон Иша.

    [5] Рамбам, Ѓилхот талмуд Тора, Йоре деа.

    [6] Шивити бевейт аШем.

    С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


    Суккот — праздник «кущей» — называют праздником радости и веселья. О смысле праздника Суккот, его законах и обычаях, а также о тех заповедях, которые исполняют во время Суккот — читайте в этом материале. Читать дальше