Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истина в том, что главное — не учение, а действие, поскольку Тора и человек — одно целое: Тора должна привести человека к тому, чтобы все его действия, все поступки, всё поведение проверялось по ней, не отклоняясь от нее ни вправо, ни влево.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Избранные главы из книги

Примечание для читателя

В оригинале книга Хафец Хаима Ахават хесед состоит из трех частей. Первая посвящена конкретным законам о том, как давать в долг, о правильном размере зарплат, и так далее. Вторая рассказывает, почему стоит делать хесед, и вызывает любовь к этой мицве. И последняя часть детализирует разновидности этой мицвы и требования к ее исполнению. Данный том не разбирает галаху, поэтому первая часть в нем опущена.

Под названием каждой главки, помещено указание, какому отрывку оригинала этот урок соответствует. Например, Ахават хесед, часть 2, глава 12.

Приведем перевод нескольких терминов, которые постоянно встречаются в книге:

Ахават хесед — Любовь к хеседу, любовь делать добро

Бейт аМикдаш — Храм

Хесед — добро, доброе дело, милость, милосердие…

Галаха — еврейские законы правильного исполнения религиозных обязанностей

Ашем — Творец, Б-г, Всевышний

Клаль Исраэль — Народ Израиля, еврейский народ

Мицва — заповедь Торы и мудрецов и доброе дело, соответствующее воле Творца


День 1

(1 тишри — 1 нисана)

Ахават хесед — Раздел II, глава I

Вознося огонь хеседа

Сегодня, при первой возможности сделать кому-то хесед, подумаю о нем, как о члене своей семьи

«Сказано тебе, человек, что добро и что требует от тебя Б-г — только поступать справедливо, любить хесед и ходить скромно пред Б-гом твоим» (Миха, 6:8).

Хафец Хаим учит, что мир был основан на хеседе. Все евреи связаны друг с другом способностью давать и временной необходимостью принимать — это объединяет еврейский народ тканью сострадания. Хесед имеет огромную ценность.

Но слова пророка учат нас тому, что хесед не конечная цель каждого еврея, есть еще ахават хеседлюбовь к хеседу, милосердию, любовь делать добро, которая возносит это мощное орудие служения Творцу, к Небесам.

Хафец Хаим объясняет разницу между хеседом и любовью к хеседу. Каждый может это понять, если обратит внимание на свои мысли, сопровождающие доброе дело. Например, когда постучал в дверь человек попросить денег, может промелькнуть нехорошая мысль: «У меня нет сейчас на это времени» или «У меня сейчас не столько денег, чтобы их раздавать». Не хочет, чтобы заходили в его дом. Тогда то, что он даст, будет хесед — но не будет в этом ахават хесед.

Вот иной сценарий. Семья объявляет в местной еврейской газете, что у нее есть в доме комната и еда для приезжих, которые приехали собирать деньги. И, когда слышит стук в дверь, эта семья радуется, как будто эти средства потратила для собственной поездки на отдых. Или человек живет за городом, каждый день час или полтора тратит на поездку в город и постоянно спрашивает соседей и знакомых: «Может, подвезти вас на машине в город или что-то привезти из города»? Он ищет способов сделать хесед, как будто ищет денег[1].

Самый простой способ определить ахават хесед — представить, что человек ощущает, расходуя время и силы на семью. Хочет, чтобы костюм сына для бар мицвы был наилучшим: хорошо сидел, был хорошего качества и красивый. Гордится, когда видит сына в таком костюме, не чувствует, что потерял деньги на этом, а только благодарность и радость, что смог их дать.

Творец желает, чтобы у каждого еврея было такое отношение к хеседу. Если мы выполняем эту заповедь с любовью и энтузиазмом, мы обретаем большие силы — намного больше, чем дает хесед только по обязанности.


[1] Все, что здесь написано, и еще множество других поразительных вещей — повседневная жизнь ортодоксальных евреев во всем мире, в чем лично убедился переводчик этой книги и знают все, кому приходилось путешествовать. Например, только в ортодоксальной, харейдимной части района Неве-Яков в Иерусалиме с населением порядка пяти тысяч семей действуют больше сорока гмахов (организаций хеседа), предлагающих самые разные виды ссуд и помощи. Здесь и предложение столов и стульев для приема гостей в праздники, и беспроцентные денежные ссуды, и приют для потерявшихся детей, пока их найдут родители, и лекарства, и халы в субботу, для тех, кому не хватило. И срочная бесплатная медицинская помощь на дому или с доставкой в больницу, ацала, в том числе в субботу и праздники, и помощь женщинам после родов — приготовить еду, убрать квартиру, и предоставление своей квартиры для размещения гостей, приехавших на праздник или субботу, и бесплатные библиотеки и фонотеки. Всего не перечесть. См. также прим. на стр. 131 и подробно в конце книги — Г.С.

Составитель рав Фишель Шехтер, переводчик Гедалия Спинадель

Сделать пожертвование на странице Хесед


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг