Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если муж будет исполнять собственные обязанности, а жена — свои, они будут пребывать в любви и спокойствии. В Талмуде приведены практические примеры реализации этого правила.

Истинная проверка на гневливость

Р. Элияѓу Лупьян однажды сказал: кто думает, что избавился от гневливости, обманывает себя. На деле, он сохраняет спокойствие лишь потому, что никто не действует ему на нервы. Истинное испытание способности человека не сердиться — поведение в кругу семьи, где всегда хватает поводов для раздражения (Лев Элияѓу).

Муж и жена должны уважать и почитать друг друга

ПОЭТОМУ ОСТАВИТ МУЖ ОТЦА И МАТЬ И ПРИЛЕПИТСЯ К ЖЕНЕ, И СТАНУТ ОДНОЙ ПЛОТЬЮ (Берешит, 2:24)

Рамбан объясняет: идея одной плоти уникальна для человека. Животные обычно соединяются на недолгое время и только физически — для создания потомства, следуя инстинкту продолжения рода. А святость брака делает людей близкими родственниками.

«Мудрецы заповедали, чтобы муж уважал жену больше себя и любил, как себя. И увеличивал расходы на ее нужды по мере роста благополучия. Он не должен нагонять на нее излишний страх и быть скорым на гнев» (Рамбам).

Р. Хаим Шмулевич, глава ешивы «Мир» в Иерусалиме, объяснял: «Если муж будет стараться исполнять свои обязанности, а жена — свои, они будут жить в любви и спокойствии. Проблемы начинаются, когда муж считает, что обязанности должна выполнять жена, а жена считает — что муж».

Менорат ѓамаор цитирует мидраш, где мудрая женщина наставляет дочь: «Служи мужу, будто он царь. Если будешь прислуживать ему, как служанка, он тебе будет служить, как слуга, и уважать тебя, как царицу. А попытаешься взять над ним верх — он станет твоим господином, и будешь в его глазах, как простая служанка».

Р. Элияѓу Десслер обычно говорил молодоженам, что секрет счастливой жизни заключается в том, чтобы каждый из супругов старался сделать свою пару счастливой. Но если один постоянно требует что-нибудь от другого, счастья им не видать (Михтав меЭлияѓу).

Р. Нафтали Амстердам вспоминал, что вскоре после того, как он женился, р. Исраэль Салантер спросил его:

— Реб Нафтали, ты делаешь хесед?

— Учитель, — ответил р. Нафтали, — у меня нет денег, чтобы кому-то одалживать.

— Я не это имел в виду, а помощь жене по дому, — сказал Р. Салантер. — Ты должен знать, что взял в дом не служанку, а жену, о которой сказали мудрецы: жена мужчины — это он сам (Бетув Йерушалаим).

Ученик р. Натана Цви Финкеля рассказывал, что однажды р. Натан спросил его, помогает ли он жене по дому перед субботой. Он сказал, что помогает. И добавил, что понимает, как важно оказывать уважение субботе — ведь Талмуд рассказывает, что делали по дому крупнейшие из мудрецов, готовясь к встрече субботы. Но вместо похвалы р. Финкель отчитал его: «Помогать тому, кто нуждается в помощи, — сказал он, — заповедь из Торы. Она распространяется даже на чужеземцев, тем более на жену. В пятницу к вечеру женщины обычно устают, и помогать им — большой хесед» (Тнуат ѓамусар).

Сначала Бог поместил мужчину и женщину в Ган Эден (райский сад) и разрешил есть все фрукты, кроме плодов с Древа познания добра и зла. А змей соблазнил жену отведать запретных плодов:

И УВИДЕЛА ЖЕНЩИНА, ЧТО ХОРОШО ЭТО ДЕРЕВО ДЛЯ ЕДЫ И ВОЖДЕЛЕННО ДЛЯ ГЛАЗ, И ЖЕЛАННО, ЧТОБЫ СТАТЬ РАССУДИТЕЛЬНЕЕ. ВЗЯЛА ЕГО ПЛОДОВ И ЕЛА; И ДАЛА ТАКЖЕ СВОЕМУ МУЖУ, И ОН ПОЕЛ (Берешит, 3:6)

Почему здесь не сказано, о каком дереве идет речь? Бог не хочет порицать ни одно из Своих созданий. Если бы Тора назвала его вид, люди могли бы сказать: «Из-за этого дерева был проклят весь мир» (Мидраш Танхума).

Если Бог спасает от стыда даже неодушевленные создания, тем более нужно ограждать от стыда людей.

Однажды р. Н.Ц. Финкель вел молитву перед общиной и вдруг запнулся. Все удивились, — он всегда говорил четко и без запинки, — а потом поняли, зачем он так сделал. В синагогу кто-то вошел сказать во время траура Кадиш. Ему было трудно читать на иврите, и, пока он выговаривал слова, кое-кто стал улыбаться. Чтобы уменьшить смущение скорбящего человека, запнулся и рав Финкель, будто и ему трудно читать (Хаей мусар).

Р. Арье Левина однажды вызвали в суд подтвердить, что он является для кого-то гарантом ссуды. Р. Арье не подписывал никаких гарантий. Более того, увидел, что его подпись на документе подделана. Но человек стоял там, опустив от стыда глаза, ожидая, что сейчас р. Левин раскроет его обман. Не желая его публичного позора, р. Арье предпочел признать «свою» подпись (Иш цадик ѓая).

Когда Адам и Хава съели запретный плод, они были изгнаны из Ган Эдена, но прежде чем их наказать,

БОГ СДЕЛАЛ ОДЕЖДЫ ИЗ КОЖИ АДАМУ И ЕГО ЖЕНЕ И ОДЕЛ ИХ (Берешит, 3:21)

Подражай Богу. Как Он одевал нагих, так и мы должны одевать (Сота). В идеале, бедному следует давать одежду хорошего качества (Рамбам). Но прежде чем выбрасывать вещь, представьте, может быть, для бедного старая одежда лучше, чем вообще никакой (Пеле йоэц). Но нужно подумать и о том, как при этом не поставить их в неловкое положение. Во многих общинах есть добровольцы, которые ходят из дома в дом, собирая ненужную одежду. Также принято, чтобы в общине был человек, который бы узнавал, какие организации и люди нуждаются в этой одежде.

Однажды, когда р. Элияѓу Лупьян был духовным наставником в ешиве «Кфар Хасидим», к нему зашел молодой человек и сказал, что думал побыть в ешиве несколько дней и уехать в четверг, но ему здесь так понравилось, что он просит разрешить ему остаться и на шабат. Р. Лупьян отнесся к нему сердечно: «Ты ведь планировал быть только до четверга, а теперь, когда остался с нами немного дольше, у тебя, наверное, нечего надеть на шабат, так возьми, пожалуйста, что-нибудь из моей субботней одежды» (Лев Элияѓу).

Р. Арье Левин однажды заметил у одного из учеников рваные ботинки. Конечно, мальчику срочно нужны были новые ботинки, но рав знал: если их просто ему купить, отец ученика будет недоволен. Поэтому на переменке, когда все выбежали во двор играть, р. Арье позвал этого мальчика к себе в кабинет и сказал, что хочет проверить его знания. Достал Талмуд и стал задавать вопросы, на которые тот должен был знать ответ, и он, разумеется, на все ответил.

— Прекрасно, — сказал рав, — за такой ответ полагается награда, — и вручил мальчику записку к местному сапожнику.

Там было написано, чтобы сапожник дал мальчику пару ботинок за счет р. Левина. А, кроме того, рав Арье дал мальчику записку к его отцу, где говорилось, что мальчик получил ботинки за отличную учебу (Симха Раз, «Цадик нашего времени»).

Одевая детей или пеленая младенца, родителям стоит думать, что они при этом исполняют мицву, уподобляясь Богу.

Р. Симлай сказал: «Велик хесед — им начинается Тора и им заканчивается. В начале говорится: И Он одел их (Берешит), — а в конце сказано: И Он (Бог) похоронил его (Моше)» (Сота).

Мудрецы учили, что добрые дела и слова больше, чем денежная помощь.

«Кто отрицает хесед, как будто отрицает Бога» (Коѓелет раба).

У Адама и Хавы была два сына, Каин и Авель. Оба принесли жертвы Богу. Жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина отвергнута, и за это Каин убил своего брата.

И СКАЗАЛ [Бог Каину]: ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ? ГОЛОС КРОВИ ТВОЕГО БРАТА ВЗЫВАЕТ КО МНЕ ИЗ ЗЕМЛИ (Берешит, 4:10)

Когда Каин убил брата, Творец сказал, что на него ложится вина и за кровь всех потомков Авеля, которые могли от него произойти (Раши). Хафец Хаим объясняет: не только злодеяние и вред — но и любое доброе дело отзовется в потомках. Если вы учили ребенка Торе, и он стал богобоязненным человеком. А потом воспитал своих детей, которые продолжили его путь, вы получите награду за их добрые дела[1]. Рабейну Бахья ибн Пакуда пишет (в Ховот алевовот), что даже у человека, достигшего вершины преданности Богу, заслуга не так велика, как у того, кто способствует раскаянию грешников.

Кто хорошо влияет на других, ему добавляются их заслуги

Совершенствующий только себя, возможно, достигнет гораздо большего, чем тот, кто тратит время на воспитание других, но у второго заслуги воспитанников прибавляются к его заслугам (Ховот алевовот).

Ремесленник должен изо всех сил стараться делать самые лучшие вещи

А ХАНОХ ХОДИЛ С БОГОМ (Берешит, 5:24)

Мидраш рассказывает, что Ханох был сапожником и, работая, все время думал о возвышенном. Р. Салантер объясняет, что «возвышенное» здесь вовсе не означает нечто мистическое. Ханох думал, как лучше сделать каждый стежок, не обмануть заказчиков. Старался, чтобы обувь была удобной, люди ходили в ней и радовались. Главной его целью было помочь другим, а не просто продать обувь и заработать на жизнь (Михтав меЭлияѓу).

Р. Ицхак из Ворки однажды похвалил гостеприимство хозяина постоялого двора, который с большим уважением относился ко всем посетителям.

— Но он, же, берет с них деньги, — возразил кто-то.

— Конечно, — ответил р. Ицхак, — но для того, чтобы продолжать столь достойное дело. Тепло его приема и забота о людях доказывают, что он действительно любит гостей. Не бери он денег, он больше не мог бы оказывать гостеприимство» (Дерех цадиким).


[1] Торат ѓабайт — Элбэна шель Тора.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер