Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Благотворительность можно делать не только при помощи денег. Истории о людях, которые помогали другим способами, отличными от финансовых.

Старайтесь почувствовать, что нужно людям

Дружеская улыбка, доброе слово — это хесед. Старайтесь помочь людям, прежде чем они попросят. Это не просто — им может не хватать именно того, что вам совсем ни к чему. Но когда вы начинаете сознавать, что людям надо помогать, возникают бесчисленные возможности делать добро (Алей шур).

Один человек часто приходил к р. Дов Баришу Вайденфельду, ребе из Чабина, чтобы поговорить и поделиться мыслями о Торе. Хотя тот говорил очень пространно, и в речах его было немного смысла, ребе всегда терпеливо его слушал. Кто-то спросил у ребе, зачем он тратит на этого человека столько драгоценного времени. Он улыбнулся и ответил: «А разве это не хесед?» (Работейну)

Один раввин вместе с женой посетил Хафец Хаима. Жена пожаловалась, что люди пользуются добротой мужа и обманывают его. «Верно — сказал Хафец Хаим — если человек всегда и всем делает добро, иногда может и пострадать. Но если бы не сочувствовал нуждам других, тогда бы они от него страдали. Придет день, когда на одну чашу весов положат все добрые дела человека, а на другую — все плохое, что сделал, и тогда он поймет, что лучше ему было страдать от своей доброты, чем вызывать чужие страдания (Амуд ахесед).

БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДОХНУЛ ЕМУ В НОЗДРИ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК ЖИВОЙ ДУШОЙ (Берешит, 2:7)

Автор классического комментирующего перевода Торы на арамейский язык Онкелос (римлянин, принявший еврейскую веру) определяет выражение “живой душой” (нефеш хая): душа, которая может говорить. Человек возвышается над всеми творениями тем, что Бог наградил его даром речи. Но этот дар следует применять по назначению — ради достойной цели. А кто пользуется им, чтобы плохо говорить о людях, считается ниже зверя. Зверь не может причинить вреда словом, а человек словом может убить[1].

Кто наговаривает на других — ниже животных

В дом р. Моше Пизичера вошла кошка и стащила со стола еду. Одна из внучек прогнала кошку из дома, ругая вдогонку. Р. Моше отчитал внучку за нехорошие слова.

Вот как Тора описывает создание первой женщины:

И ГОСПОДЬ БОГ НАВЕЛ ГЛУБОКИЙ СОН НА ЧЕЛОВЕКА, И ТОТ ЗАСНУЛ. И ВЗЯЛ [Бог] ОДНО ИЗ РЕБЕР [человека], И ЗАКРЫЛ ЭТО МЕСТО ПЛОТЬЮ. И ПЕРЕСТРОИЛ ГОСПОДЬ БОГ ЭТО РЕБРО, ВЗЯТОЕ ОТ ЧЕЛОВЕКА, В ЖЕНЩИНУ, И ПРИВЕЛ ЕЕ К ЧЕЛОВЕКУ (Берешит, 2:21,22)

Сон Адама во время сотворения Хавы (Евы) — пример того, как муж должен относиться к жене. Временами разумнее вести себя так, будто он спит, и не обращать внимания на недостатки жены. Даже если жена пренебрегает желаниями мужа, он не должен сердиться и кричать. Не обращайте внимания на незначительные промахи, чтобы в доме не было ссор (Толдот Ицхак).

Р. Яаков Ицхак, Хозе (провидец) из Люблина, однажды попросил жену приготовить еду пораньше, чтобы осталось время выполнить одну мицву. Но еда оказалась готовой даже позже, чем обычно.

Естественно было бы рассердиться на жену, — сказал р. Ицхак, — ведь я хотел поесть пораньше, чтобы у меня осталось время выполнить волю Всемогущего. Но если так вышло, — неужели я должен пойти против Его воли и рассердиться?»[2]



[1] Хафец Хаим, Шмират алашон — см. изложение на русском языке вместе с Сефер Хафец Хаим в книге «Законы достойной речи. Ежедневный урок» — Г.С.

[2] Нифлаот ахозе миЛюблин.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше