Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
По материалам газеты «Истоки»

Суббота, на которую выпадает чтение недельной главы Бешалах, носит особое название — Шабат Шира, Суббота Песни. Разговор идет о той Песне, которую запели евреи при выходе из Египта, когда увидели, что спасены — поскольку армия фараона, спешившая за ними вдогонку, неожиданно утонула. Вплоть до последних минут положение казалось безвыходным: с одной стороны море, с другой преследователи, в середине — несколько миллионов людей, с детьми и стариками, не обученные воевать, скованные тяжелым обозом и стадами скота. Историю Исхода вы знаете: море расступилось, евреи прошли посуху, египтяне бросились за ними, вода сошлась, врагов не стало. Вот тогда и запели сыновья Израиля свою Песню, благодаря Всевышнего за спасение.

Песня называется Шират Аям, «Песня (исполненная) на море». Когда в синагогах во время чтения Торы доходят до стихов этой Песни (книга Шмот, 15-ая глава), все присутствующие встают. Слова «Песни на море» молящийся еврей произносит каждое утро, в конце так называемых Песукей Дезимра (перед молитвой Шма). И все же ее чтение по свитку Торы всегда происходит в атмосфере особого, праздничного подъема. Мы как бы заново переживаем наше спасение, выражая признательность за то, что остались живы.

Живой — по-еврейски хай, две буквы — хет и йод. Если вспомнить, что у каждой буквы есть свое числовое значение, хет — восемь, йод — десять, то получим 18, число, символизирующее жизнь (вы, наверное, заметили, что в Израиле многие носят брошки и медальоны с двумя этими буквами). Так вот, стихов в «Песне на море» ровно 18. Как видим, неслучайно.

Торжественное чтение Шират Аям происходит два раза в году. Первый раз — при чтении Торы в Шабат Шира, когда читается наша сегодняшняя глава Бешалах. И второй раз — на Песах, вернее, на седьмой день праздничной пасхальной субботы. Ибо на седьмой день после Исхода из Египта и произошло чудо на море.

И еще одно неслучайное совпадение с праздниками. Согласно еврейскому календарю, Шабат Шира всегда выпадает на дни, близкие к празднику Ту-би-Шват — или перед ним, или после. Иногда оба эти дня совпадают…

Итак, перед нами «чудесная» глава. Она, на самом деле, рассказывает об одном из самых удивительных чудес, совершенных Всевышним на глазах целого народа. И подобными чудесами полна история еврейского народа. Вот только один из примеров.

В разгар Второй мировой войны литовская ешива «Мир» спаслась от рук нацистов самым удивительным образом. Много книг вышло на эту тему. Одна из них, написанная равом Эльхананом Йосефом Эрцманом, так и называется — Нес Аацала шель Ешиват Мир, «Чудо спасения ешивы Мир».

Рассказывать о переезде из местечка Мир в Вильнюс нескольких десятков ешиботников через охваченные паникой Западную Белоруссию и Литву — это отдельное захватывающее повествование. Еще больше неразрешимых проблем встало на пути из Вильнюса к границе с Россией. Неожиданно ешиботники получают транзитные визы и отправляются в долгое путешествие на восток. Кто ожидал этого от советских властей? Вместо того, чтобы посадить пейсатых евреев в тюрьму или лагеря, русские коммунисты ставят штампы в их паспортах! Разве не чудо? Ешиботники, как интуристы, пересекают Союз и добираются до Владивостока. С ними крупнейшие раввины современности: р.Грозовский, р.Левинштейн, р.Шмулевич, р.Котлер.

Из Владивостока ешива перебирается в Японию, оттуда в «свободный город» Шанхай, который, перед тем как в него вступили японцы, союзники Германии, стал убежищем для тысяч беженцев. Существуют документы, свидетельствующие о тайной договоренности японцев с немцами «окончательно решить еврейский вопрос» в Шанхае. Планировалось, сославшись на американские бомбардировки города, объявить евреям, что их перевозят на безопасный остров, а по пути затопить транспорты с переселенцами. О тайном заговоре стало известно руководителям общины. В последний момент удалось откупиться взяткой в полмиллиона долларов… События разворачивались так, что постоянно только чудеса и невероятные стечения обстоятельств спасали евреев. Ешиботники жили в ветхом здании, а вокруг под ударами авиации рушились целые районы. Но стоило евреям переехать, как на следующий день здание рухнуло. И множество других, таких же невероятных примеров…

Кто-то возразит: ешиву «Мир» спасал Всевышний, но почему Он не спас еврейство Европы? На этот вопрос у нас нет простого ответа. Вышедших из Египта, Он провел через море. Но евреев, оставшихся в Египте, Он не спасал.

Ешива «Мир» была центром, где изучалась Тора. Может, в этом ответ?

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.