Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жертвы, приносимые в Храме, были призваны, главным образом, искупить проступки человека

Начинается третья книга Пятикнижия, в которую входят десять недельных глав-разделов. Это значит, что в этом году книгу Ваикра

мы будем читать почти весь март, апрель и половину мая. Т.е. всю весну нам предстоит заниматься одной темой: жертвоприношения и служба священников-коэнов в Храме. Тема, вроде бы, от нас далекая и для нашей жизни неактуальная. Но любопытно, что в еврейском религиозном образовании вот уже много поколений самых маленьких детей, только что приступающих к чтению Торы, начинают учить именно с книги Ваикра. Этот обычай объяснен в Мидраш Раба со слов учителя-аморы раби Йоси: «Почему дети начинают с книги о священниках, а не с книги Берешит? Потому что сказал Всевышний: дети — чисты (от грехов), и жертвы (приносимые в Храме) — тоже чисты; так пусть чистые учат чистое». Добавляет автор комментария «Кли Якар»: «Книга Ваикра начинается со слова, в которое входит маленькая буква алеф, — чтобы сообщить нам, что дети начинают именно отсюда. Это начало их учения, как алеф ­начало алеф-бета».

Кстати, на тему первого стиха книги Ваикра в свое время разыгралась целая баталия, потрясшая еврейство крупной страны в центре Европы. В 1782 году император Йосиф Второй издал указ, разрешающий еврейским детям посещать австрийские государственные школы на общих основаниях. Еврейские «просветители» бурно приветствовали это решение. Один из их вождей, некто Вайзель, привел Мидраш на первые слова нашей недельной главы, который в мягкой форме звучит так (Ваикра Раба 1:15): «Мудрец, в котором нет понимания, — ничто». Дескать, мудрость Торы недостаточна, если ее не подкрепить знанием современных наук. В ответ на это духовные руководители народа призвали евреев не оставлять традиционное учение. Раби Йехезкель Ланда, главный раввин Праги, пояснил, что в Мидраше идет речь не просто о понимании, а о понимании Торы, которое есть не что иное, как страх совершить грех. Любая мудрость, независимая от совести, не помогает, а вредит человеку…

Возвращаемся к нашей главе. Для тех, кто только начинает учить Тору, напомним, что жертвы, приносимые в Храме, были призваны, главным образом, искупить проступки человека. Конечно, одной жертвы было недостаточно, чтобы считать человека полностью чистым от того или иного прегрешения. Надо было — а сейчас, когда нет Храма, тем более ­раскаяться в проступке, извиниться перед тем, кому нанесен ущерб (моральный, физический или материальный), найти в себе силы исправить содеянное, расплатиться реально, заплатив деньги из своего кармана для восполнения ущерба, после чего обещать больше так не поступать. Это очень важный момент — со всей силой своей души постараться больше так не поступать. Ибо в противном случае Всевышний взыщет с тебя — по принципу «мера за меру». Весь описанный процесс называется тшува, раскаяние, самоисправление, возвращение в первоначальное «догрешное» состояние (тшува — от слова шав, вернуться)…

Что такое «мера за меру»? Вот одна история про Хафец-Хаима из городка Радин, крупнейшего мудреца и праведника нашей эпохи (умер в 1933 году). Как известно, этот великий подвижник Торы никогда не занимал раввинских постов, что не мешало ему пользовался в еврейском мире непререкаемым авторитетом. На жизнь он зарабатывал тем, что держал маленькую лавку, где обычными посетителями были бедняки его городка и крестьяне из окрестных сел. Так вот, ехал он однажды на телеге по общественным делам в соседнее местечко. И вдруг услышал, как хозяин телеги тяжко вздыхает. «Что случилось?» — поинтересовался Хафец-Хаим. «Раби, — ответил еврей, — был у меня до этой клячи замечательный конь, да помер в одночасье. И кончились все мои заработки. Разве это справедливо?»

«Не стоит жаловаться на Всевышнего, — посоветовал ему раби. ­Ибо сказано: “Справедлив Всевышний на всех Своих путях и праведен во всех Своих делах”. Что касается заработков — есть суд и есть Судья. Проверь свои дела, не поступил ли ты ненароком с чужим имуществом не так, как следовало? Может, ты пас однажды своего замечательного коня на чужих полях? Может, договорился с пассажирами о плате, а в конце пути потребовал больше?»

Выслушал эти слова возчик и ответил: «Я слышал, у раби в прошлом году на одной из станций украли шубу? Уж не за грехи ли по отношению к имуществу других был наказан Небом наш уважаемый рав?»

«Вне всякого сомнения! — воскликнул Хафец-Хаим. — Понятно, что я понес наказание за свою нерадивость по отношению к деньгам покупателей, которые приходят ко мне в лавку. Видишь ли, иногда я отпускаю товары в кредит, а долги записываю в особую книгу. Бывает, что страница порвется или карандашная надпись станет неразборчивой. Не могу ручаться, что ни разу не взял того, что мне не причитается. А ведь для некоторых евреев несколько копеек, что для меня шуба. Правило тут очень простое: если человек несет наказание при жизни — значит, он в прошлом оступился. Об этом сказано в Пиркей Авот (3:16): »(Небесная) Книга открыта, и рука записывает».