Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

В прошлый раз мы писали о «Шульхан-Арухе», фундаментальном кодексе еврейских законов, составленном р.Йосефом Карно и изучаемом поныне во всех еврейских общинах мира. Не меньшим авторитетом пользуется другой сборник законов, составленный р.Исраэлем Меиром Акоэном из Радина (он же Хафец Хаим; см. рубрику «Имена» в прошлом выпуске). Этот сборник, получивший название «Мишна Брура», представляет собой подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха, который в свою очередь посвящен повседневной еврейской жизни (молитвы, праздники, субботы и пр.). По нему учатся в ешивах, в нем находят ответы на многие вопросы, возникающие в каждодневном быту религиозного еврея.

О причинах, подвинувших автора написать этот труд, он сам пишет так: «Четыре раздела кодекса Шульхан-Арух содержат законы, актуальные и необходимые сегодня в повседневной жизни. Но самый важный раздел из всех — несомненно, “Орах Хаим”, поскольку без знания содержащихся в нем законов нельзя прожить ни дня, не нарушив запретов Торы. Печально, но ныне мало кто изучает Шульхан-Арух. Тому есть две причины. Во-первых, трудно осилить этот кодекс, не изучив предварительно обширные труды, предшествующие ему. Изучение их — в наше время вещь трудная и не для всех возможная. Во-вторых, необычайно трудно сегодня на практике применить законы из Шульхан-Аруха, ибо в книгах поздних законодателей приводится по каждому вопросу множество противоречивых мнений. Многие не знают, как поступать».

Когда у еврея возникает важный вопрос, он идет к раввину. Раввин основывает свое решение на постановлениях мудрецов всех поколений, включая наше. И в первую очередь он открывает Шульхан-Арух и Мишну-Бруру.


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин