Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Специфика лунно-солнечного календаря заключается в том, что иногда к двенадцати месяцам года надо прибавлять дополнительный месяц, — такое происходит 7 раз каждые 19 лет. Добавочным является Второй Адар, в котором всегда 30 дней. За большинством остальных месяцев тоже закреплено постоянное число дней. Но так было не всегда. Когда существовал Храм (и некоторое время после его разрушения), начало каждого месяца определялось не по календарю, а на основе показаний свидетелей, которые видели серп нового месяца. Такова заповедь Торы: начало месяца определяется не на небе, а людьми на земле. То же самое касается и установления «високосного года» с добавочным месяцем — решение о нем принималось на заседании мудрецов Торы. И только стоя на пороге рассеяния, наши мудрецы установили четкий календарь, которым мы пользуемся по сей день. Кстати, точность его поразительна и намного превышает все существующие календари.

Итак, в былые времена начало нового месяца устанавливалось по свидетельству тех, кто видел новорожденную луну. Люди приходили в Иерусалим, представали перед судьями Санедрина, и те задавали им определенные вопросы. Принималось свидетельство любого еврея. Но когда сектанты, отрицавшие Устную Тору (секта бейтусим, во многом предвосхитившая более поздних караимов), начали предпринимать попытки ввести судей в заблуждение, было решено принимать в качестве свидетелей только евреев, верных учению мудрецов. В мидраше приведена такая история.

Сектанты наняли двух лжесвидетелей. Когда одному из них задали вопрос: «Какой вид был у луны?» — он ответил: «Поднялся я на склон Маале Адумим и увидел луну между скалами. Формой она походила на теленка, уши у нее были как у ягненка, рога как у оленя, а сзади хвост. Если вы не верите, то мои 200 динаров, полученных от пославших меня, лежат под матрасом». Судьи спросили: «Но почему ты согласился лжесвидетельствовать?» Он ответил: «Если бы не я, то они наняли бы другого, и тогда бы их заговор не раскрылся…»


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше