Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Специфика лунно-солнечного календаря заключается в том, что иногда к двенадцати месяцам года надо прибавлять дополнительный месяц, — такое происходит 7 раз каждые 19 лет. Добавочным является Второй Адар, в котором всегда 30 дней. За большинством остальных месяцев тоже закреплено постоянное число дней. Но так было не всегда. Когда существовал Храм (и некоторое время после его разрушения), начало каждого месяца определялось не по календарю, а на основе показаний свидетелей, которые видели серп нового месяца. Такова заповедь Торы: начало месяца определяется не на небе, а людьми на земле. То же самое касается и установления «високосного года» с добавочным месяцем — решение о нем принималось на заседании мудрецов Торы. И только стоя на пороге рассеяния, наши мудрецы установили четкий календарь, которым мы пользуемся по сей день. Кстати, точность его поразительна и намного превышает все существующие календари.

Итак, в былые времена начало нового месяца устанавливалось по свидетельству тех, кто видел новорожденную луну. Люди приходили в Иерусалим, представали перед судьями Санедрина, и те задавали им определенные вопросы. Принималось свидетельство любого еврея. Но когда сектанты, отрицавшие Устную Тору (секта бейтусим, во многом предвосхитившая более поздних караимов), начали предпринимать попытки ввести судей в заблуждение, было решено принимать в качестве свидетелей только евреев, верных учению мудрецов. В мидраше приведена такая история.

Сектанты наняли двух лжесвидетелей. Когда одному из них задали вопрос: «Какой вид был у луны?» — он ответил: «Поднялся я на склон Маале Адумим и увидел луну между скалами. Формой она походила на теленка, уши у нее были как у ягненка, рога как у оленя, а сзади хвост. Если вы не верите, то мои 200 динаров, полученных от пославших меня, лежат под матрасом». Судьи спросили: «Но почему ты согласился лжесвидетельствовать?» Он ответил: «Если бы не я, то они наняли бы другого, и тогда бы их заговор не раскрылся…»


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?