Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа основ, фундаментальный принцип мудрости — знание о том, что есть Тот, Кто существует предвечно, и Он — первопричина всего сущего. И всё, что есть в мире — на земле, в небесах и под небом, — обязано своим бытием Его сущности»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 1, 1

Что подвигло Хофец Хаима написать книгу о запрете злословия?

Темы: Мудрецы, Лашон ара, Хафец Хаим, Книги, Рав Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав! На уроке для женщин в нашей общине раббанит даёт урок по книге «Хофец Хаим», повествующей о запрете говорить о других людях дурное. Потрясающая книга! Я хотела бы немного узнать о ней: что подвинуло автора к её созданию, сколько времени он её писал, в каком году впервые она вышла, каково было отношение к книге главных раввинов того времени и простых людей. Заранее благодарна, Елена Б.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемая Елена!

В самом деле, часто знакомство с автором и историей создания книги помогает лучше понять ее содержание и влияет на отношение читателя к представленному в ней материалу. На иврите есть уже несколько книг, посвящённых жизни Хофец Хаима вообще и его работе над этим бессмертным трудом, название которого стало «именем» автора, в частности.

Предлагаю Вашему вниманию несколько фактов, переданных сыном Хофец Хаима, равом Лейбом. Они вошли в книгу Михтавэй Хофец Хаим. Но прежде, чтобы дать представления об обстоятельствах, подтолкнувших Хофец Хаима к написанию книги о запрете сплетен и злословия, приведу слова великого раввина современности, рава А.-Л. Штейнмана, да продлит Всевышний его годы. В еженедельнике Кэ-Аяль Таарог (глава Ки Таво) за 5774 год рав Штейнман приводит рассказ ученика Хофец Хаима из ешивы Радин, рава Шапиро. Один из евреев, живших в городе Радин, как-то решил сообщить властям о том, что другой еврей уклоняется от выполнения военной повинности. Ради этой «святой миссии» он направился в Вильно (Вильнюс). Когда Хофец Хаим узнал об этом, он вскочил, погнался за доносчиком и бежал за ним несколько километров. Настигнув этого человека, Хофец Хаим несколько часов уговаривал его не совершать великий грех, и слова праведника возымели действие. Сам Хофец Хаим сделал вывод, что многие евреи не знают о запрете злословия, и решил написать книгу, где будут подробно разъяснены все законы, связанные с этим запретом. Хофец Хаим не рассказывает об этом событии в предисловии, он просто пишет: одна из причин того, что многие люди нарушают запрет злословия и сплетен, в том, что нет книги, где все законы были бы изложены вместе в ясной и доступной форме.

Вступление к книге, в котором приводятся все предписывающие и запрещающие заповеди, которые очень легко нарушить, если не следить за своей речью, Хофец Хаим, по свидетельству главы ешивы Тельз, рава И.-М. Гордона, начал писать в возрасте 28 лет. А саму книгу, по словам сына Хофец Хаима, рава Лейба, начал писать в возрасте 30 лет и писал три года. Для этого Хофец Хаим уезжал в город Василишки, чтобы, уединившись в местной синагоге, сосредоточено работать, не отвлекаясь ни на какие другие вопросы. Книга была издана летом 5633 (1873) года.

Рав Исраэль из Саланта, один из глав того поколения, прочитав книгу, расцеловал её и пророчески сказал о её достаточно молодом и ещё не известном авторе: «Этот аврех (молодой человек, изучающий Тору) станет руководителем еврейского народа и будет выпрямлять сердца людей и возвращать их к Творцу». Другим главой поколения в те годы был великий мудрец Торы рав Б.-М. Лифшиц. Он не сразу дал рекомендацию на книгу. Прежде он попросил своих самых талантливых учеников испытать молодого автора: живёт ли он сам согласно принципам, о которых пишет. Один из этих «разведчиков», рав Н. Кимхи, который позже стал раввином одного из крупных литовских городов, сообщил учителю: он разговаривал с Хофец Хаимом шесть часов, пытаясь всячески спровоцировать его выразить своё отношение к различным общинам и частным людям. И не смог «вытянуть» из него ни одного слова, которое не соответствовало бы законам чистоты речи! После этого рав Лифшиц с удовольствием тепло рекомендовал только что изданную книгу.

Первые годы после выхода книги Хофец Хаим не указывал своего имени, объясняя это тем, что создание этого труда — не его заслуга, но заслуга общества. Соблюдая эти законы, люди освободились бы от греха, послужившего причиной смерти всего поколения, вышедшего из Египта. Когда Хофец Хаим распространял свою книгу, он честно говорил, что является её издателем (умалчивая о том, что он также и автор). Есть множество документальных свидетельств о том, как и руководители, и рядовые представители всех общин ценили этот великий труд.

В книге о запрете злословия и сплетен Хофец Хаим обещал, что составит также книгу, где соберёт изречения мудрецов из Мидрашей и Талмуда о пагубном влиянии этого греха. Своё обещание Хофец Хаим выполнил в 5636 (1876) году, посвятив работе около года. Праздничную трапезу, посвящённую выходу в свет книг Хофец Хаим и Шмират а-Лашон, великий автор устроил, будучи в возрасте 90 лет (!). Он объяснил это так: «Тому, кто бережёт свои уста от злых речей, обещано в книге долголетие. Если бы я умер до возраста 70 лет — это было бы осквернения Имени Творца. После 70 осквернения нет, но и явного освящения Имени Творца тоже ещё нет. А вот в 90 лет уже можно говорить об освящении Имени». Вот очень кратко — основные моменты, связанные с особенной книгой Хофец Хаим и её не менее особенным автором, о которых Вы спрашивали.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме

Мишна Брура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Любите делать добро

Хафец Хаим

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.

Много мудрости, денег и сил нужно вложить в поиски клада

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»


Отсылание козла в пустыню и к дальней скале над пропастью — как это названо в Торе «к азазелю» — одна из центральных служб Дня Искупления в Иерусалиском Храме. Словосочетание «козел отпущения» стало нарицательным и используется сегодня как идиома Читать дальше

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

Недельная глава Ахарей мот

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот