Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Аврех

Аврех — сегодня так называют женатого человека, который всецело посвятил себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле (на иврите — «колель аврехим»). Термин «аврех» (иногда его переводят как «преклоняйте колена!») взято из Пятикнижия: так выкрикивали перед колесницей Йосефа, когда египетский фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит, 41:43). Т.о., слово «аврех» выражает почет и уважение к человеку.

Оглавление

Важность изучения Торы [↑]

Тора — это мудрость Творца, своего рода план, по которому Вс-вышний творил мир. Ее изучение, заповеданное еврейскому народу в качестве его основного предназначения, влияет на все мироздание, фактически поддерживает существование мира. Совершенно очевидно, что и сами евреи на протяжении тысячелетий сохраняются, как народ, благодаря учебе Торы. Относясь к этому занятию, как главному в своей жизни, они передают эстафету своим детям и ученикам, и так происходит из поколения в поколение.

Совмещать учебу с работой или учиться весь день? [↑]

Посвятить жизнь изучению Торы — это идеал, который выразил еще царь Давид в своих Псалмах (см. Теилим, 27:4): «… пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…». К этому стремится душа каждого еврея, и так необходимо воспитывать детей, если мы хотим, чтобы они продолжали соблюдать традиции своих отцов.

Однако не у всех получается осуществить этот идеал. В Талмуде приводится дискуссия на тему о том, должен ли еврей, наряду с учебой, работать. Раби Ишмаэль отвечал на этот вопрос положительно, считая, что работать необходимо, чтобы обеспечить пропитание себе и семье. Раби Шимон бар Йохай (РАШБИ) утверждал обратное: если еврей растратит время на работу, то не достигнет цели своего творения и не постигнет всей глубины Торы. Как же он будет жить? Б-г позаботится о нём и пошлёт пропитание.

Комментаторы Талмуда объясняют этот спор так: оба мнения истинны и справедливы. И раби Ишмаэль, и РАШБИ считали, что главное — это учеба. Однако путь, предлагавшийся раби Ишмаэлем, является общим правилом для всего народа. А РАШБИ указал на исключение, на путь для единиц. Избранные не только могут, но и должны жить полной духовной жизнью, не работая, как и сам Раби Шимон бар Йохай, автор книги Зоар (см. Брахот, л.35Б).

В прежние времена евреи в общей массе работали и учились, и лишь единицы всецело посвящали жизнь изучению Торы. Почему же сейчас в религиозных семьях не дают сыновьям никакой профессии, а посылают учиться в ешиву?

Ответ состоит в том, что раньше получение профессии не мешало людям оставаться глубоко верующими. Теперь же, если парень не пойдет учиться в ешиву — не то, что у него будет пробел в еврейском образовании — вряд ли он вообще останется человеком, преданным Торе, и непонятно, будут ли евреями уже его внуки. По мнению одного из величайших мудрецов предыдущего поколения р. Яакова Исраэля Каневского (Стайплера), в наше время имеет место «гзерат-шмад» — то есть, духовное уничтожение еврейского народа, и пребывание юношей в ешивах — вопрос выживания евреев.

Но когда еврейское образование и воспитание получено, когда молодые люди сформируются как личности и создадут семьи, каждый из них сможет решить, какой путь выбрать — приобрести профессию и пойти работать (при этом строго соблюдая еврейские законы и учась в свободное время) или посвятить свою жизнь Торе и продолжать учиться, перейдя из ешивы в колель — место, где учат Тору женатые мужчины.

(О проблеме совмещения работы и учебы Торы см. материалы сайта).

О материальной стороне дела: кто обеспечивает учебу авреха? [↑]

Заботу о пропитании семьи берет на себя жена авреха, а также — на первых порах после женитьбы — родители молодой пары. Близкие авреха, как правило, идут на большие лишения, чтобы дать главе семейства возможность учиться, не отвлекаясь на поиски заработка. Многие богатые евреи ищут себе в зятья авреха — ведь человек, посвятивший себя изучению Торы, сможет наилучшим образом воспитать детей, осветить светом Торы свой дом, семью и всех, кто вокруг него.

Колели и ешивы, в основном, существуют на деньги частных спонсоров. Практически все религиозные евреи в мире отделяют маасер (десятину) от своего заработка или прибыли, и многие отдают ее тем, кто посвятил свою жизнь изучению Торы. Многие еврейские бизнесмены специально находят аврехов, изучающих Тору весь день, и оплачивают все их расходы. Такая договоренность называется «Звулун-Иссахар» — в память о двух еврейских коленах, одно из которых учило Тору, а второе содержало его. Тот, кто материально поддерживает изучающих Тору, выполняет большую заповедь, мицву — и его заслуга такова, как если бы он учился сам!

Но жизнь изучающих Тору очень непроста и скромна, поэтому аврехи нередко «подрабатывают» «по специальности» — преподают Тору в хедерах (религиозных школах), ешивах или работающим евреям, которые учатся по вечерам. Иногда аврех является раввином какой-либо общины или синагоги (раввинское звание дается во многих колелях после изучения определенной программы и сдачи экзаменов по еврейским законам — алахе), и тогда он получает небольшое содержание от общины или от государства.

Многие израильские ешивы и колели существуют благодаря поддержке богатых евреев диаспоры, в особенности — Америки. Но не секрет, что и благодаря средствам евреев России в последнее время в Израиле открывается много религиозных программ, причем предназначенных не только для русскоязычных жителей. «Русские» евреи постепенно проникаются новым для себя понятием — о том, что десятая часть заработка или прибыли, по сути дела, нам не принадлежит. Б-г дает нам возможность заработать, в том числе для того, чтобы мы поддерживали изучающих Тору, бедных и больных, и нет большего почета и заповеди, чем укреплять и поддерживать Тору через ее носителей — евреев, полностью себя посвятивших Торе — аврехов.

Выводить материалы