Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Религиозные евреи и служба в армии: мнение ведущего светского журналиста

1 июля 2012 года, темы: Израиль, Армия

Одна за другой создаются комиссии, объединенные общей целью - призывом ешиботников в ряды ЦАХАЛ. Известный израильский журналист предостерегает: из этого ничего не выйдет.

На протяжении последних недель одной из главных тем израильских средств массовой информации является призыв учеников ортодоксальных ешив в ряды израильской армии. Из статьи в статью кочует одна и та же идея — поскольку государственные структуры финансово поддерживают мир ешив (что само по себе легитимно, как и поддержка любой другой группы граждан, которые платят государственные налоги; заодно заметим, что сумма этой поддержки мизерна), учащихся ешив можно будет вынудить встать под ружье.

Меры, которые предлагаются теми или иными поборниками всеобщего призыва, стереотипны: ограничение числа учеников ешив, материальное вознаграждение призывникам, санкции в отношении уклонистов и т. д., и т. п. На фоне стройного хора желающих сделать артиллеристов из талмудистов выделяется статья, автор которой — Эйтан Хабер, один из известнейших израильских журналистов. Те, кто знакомы с этим именем, знают, что вряд ли можно его обвинить в излишней «любви» к ортодоксам…

И, тем не менее, вот что пишет Хабер: «Вот 4 слова, которые разозлят многих моих читателей — харедим не пойдут служить! А вот 4 слова, которые произнес раввин Аарон-Лейб Штайнман, наиболее авторитетная личность в ультраортодоксальном мире: «Это (т. е. постоянное изучение Торы) частица нашей души». В этой реплике скрыт ответ на вопрос, почему харедим не пойдут в армию. Они продолжат сидеть в «стане Торы» и бороться с иранской ядерной угрозой, изучая Талмуд.

В светском секторе любой шаг связан с политикой, деньгами и межпартийными отношениями. У ортодоксов же непреклонность и упорство являются одним из основных качеств - «Это частица нашей души».

«Только харедим способны в четыре часа утра собрать сотни тысяч на демонстрацию в Иерусалиме. Для сравнения, сколько человек посетило идеологов борьбы за всеобщий призыв в их «палатке фраеров»? Верность поставленной цели, которая раньше была характерна для израильских солдат, теперь является главным оружием харедим. Ортодоксы считают себя стражами стен, гонцами, которые несут пламя еврейской традиции из поколения в поколение. В их глазах еще одна пройденная страница Талмуда подобна боевому вылету истребителя F-16. Нужно быть хареди, чтобы понять это.

Все аргументы светских им давно известны и они полностью ими отвергаются. К примеру, финансирование ультрарелигиозного сектора, о котором с пеной у рта говорят светские израильтяне, не производит на них никакого «впечатления» — харедим в большинстве своем живут бедно и скромно, как с государственными подачками, так и без них. Они гордятся своей непростой жизнью, которую они выбрали сознательно, для того, чтобы изучать Тору. При необходимости они обратятся за помощью к богатым меценатам из своей же общины. Так уж случилось, что среди наиболее богатых людей этой планеты есть и ортодоксы».

«Возьмем, к примеру, внутренние политические разборки. Ортодоксы осведомлены об умении своих представителей в Кнессете лавировать и лоббировать интересы избирателей. Но при этом на первом месте для ешиботников находятся не политики, а раввины. Депутаты Гафни и Лицман всего лишь выполняют их решения. Это люди, которые заботятся о харедим, но не они определяют их стиль жизни. Даже если религиозных парламентариев лишат их полномочий, такой шаг лишь укрепит их имидж. Избиратели скажут: «Счастлив тот, кто пострадал за дело Торы».

Это было несколько цитат из статьи известного светского журналиста. Её можно подытожить двумя словами: Хабер прав. Одна из основ веры любого традиционного еврея состоит в том что учащиеся Торы защищают весь народ. Они продолжают соблюдать многовековые традиции и являются носителями факела еврейской жизни из поколения в поколение. Поэтому любая попытка создать им помехи, расценивается как посягательство на существование всей еврейской жизни. Нет месту никаким компромиссам и участиям в напрасных спорах. Так было всегда, так будет и сейчас. Ради будущего, ради безопасности, ради всех нас.

Из газеты «Ятед неэман»


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.