Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Можно ли слушать шофар или Мегилу по радио?

Темы: Мегилат Эстер, Еврейская молитва, Рав Лейб Нахман Злотник, Электроприборы

Отложить Отложено

Уважаемые Раввины, расскажите, пожалуйста, можно ли слушать шофар по радио или, например, чтение Мегилы, или благословения, которые говорят через микрофон. Откуда выводятся эти законы? L.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемый L.!

Со времён, когда были изобретены радиоприёмники, электромегафоны, граммофоны и другие электроприборы, преобразующие, усиливающие или записывающие звук, и до наших дней мудрецы Торы исследуют вопросы о статусе исходящего из них звука в свете еврейского закона. Согласно мнению подавляющего большинства поским (галахических авторитетов), чтобы исполнить заповедь, связанную со слушанием человеческого голоса или других звуков, необходимо слышать живое звучание, созданное с помощью звуковых волн, а не посредством колебаний мембраны под воздействием электромагнитного поля, что является совсем другим звуком. Речь идет о выполнении, например, таких заповедей, как общественное чтение Торы, чтение свитка Эстер в Пурим и свитка Эйха 9 Ава, повторение молитвы хазаном, трубление в шофар и др. Поэтому человек не исполняет ни одну из этих заповедей, если слушает чтение или трубление по телефону, с помощью слухового аппарата, через электроусилители или, тем более, в записи. Более того, даже тот, кто находится в непосредственной близости к человеку, который читает Тору, или свитки, или трубит в шофар, и слышит этот же звук в преобразованном с помощью электричества виде, например, через колонки, — возможно, не исполняет заповедь. Т.к. существует правило: два голоса, которые звучат одновременно, невозможно полностью расчленить в восприятии. А этом случае звучат именно два различных голоса: живой, который образуется звуковыми волнами, и электронный, который мешает человеку слышать первый.

Во времена британского мандата политические активисты предложили, чтобы в Пурим передавали по радио чтение свитка Эстер, что, по их мнению, будет иметь большое значение для политического упрочения позиций евреев в Палестине. Раввины того времени выступили против этого мероприятия — из опасения: люди могут подумать, что, прослушав свиток по радио, они уже исполнили заповедь, и не станут слушать «живое» чтение по кошерному свитку. Однако усилия политиков увенчались успехом, им удалось добиться разрешения англичан, и в Пурим из тель-авивской синагоги было транслировано чтение свитка Эстер. В последующие годы это стало традицией. По одному из израильских радиовещательных каналов каждое утро читают Шма, Исраэль. Во время массового благословения коэнов чтение Торы у Стены Плача передается с помощью микрофона и колонок. Нужно знать, что во всех этих случаях человек, слушая, не исполняет заповедь.

Приведём лишь небольшой перечень источников: Даат Тора (689), Маари Энгель (Брахот 25а), Минхат Ицхак (1, 33 и 2, 38), Циц Элиэзэр (4, 26); Авнэй Яшфэ (9) от имени рава Й.-Ш. Элияшива; Игрот Моше (Орах Хаим 2, 108 и 4, 126), Шевет а-Леви (5, 84) и многие другие. И хотя авторы книг Минхат Элиэзер (2, 72) и Микроэй Кодэш (Пурим 11) склонялись к мнению, что заповедь исполнятся и в том случае, когда звук транслируется напрямую с помощью электроусилителя (но, конечно, не в записи), повсеместно принято поступать в соответствии с более строгим мнением. А что касается шофара, то согласно всем мнениям необходимо живое трубление, не искажённое даже такими акустическими изменениями, как эхо.

Но в вопросе о звуке, передаваемом с помощью электроприборов, существует ещё один аспект. Известно, что отвечать амен на благословения — великая заповедь. Но впустую отвечать амен запрещено. Разрешено ответить амен на благословение, которое человек слышит по телефону, с помощью слухового аппарата, через микрофон. В Трактате Сукка (51 б) вавилонского Талмуда рассказывается, что в египетском городе Александрия была огромная синагога и для того, чтобы стоящие ближе к выходу люди знали, когда хазан завершает очередное благословение, и могли ответить амен, им делали знак флажком. Отсюда следует: для того, чтобы ответить амен, что является знаком принятия произнесенного благословения и согласия с ним, не обязательно слышать голос благословляющего, а достаточно только знать, о чём идёт речь и когда благословение закончили произносить. Основываясь на этом, раввины считают, что разрешено отвечать амен на благословение, услышанное с помощью слухового аппарата, усилителя, прямой трансляции по радио, но не в записи.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре