Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли мой друг поехать на экскурсию в Египет?

Темы: Запреты, Земля Израиля, Египет, Яков Шуб, Путешествия

Отложить Отложено

Мой друг живёт в Москве. Вопрос, может ли он поехать на экскурсию в Египет (не нарушит ли закон «не спускайтесь в Египет», актуален ли он сегодня)? Вопрос не теоретический.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Запрещено возвращаться в Египет на «постоянное место жительства». Нет запрета посещать Египет в деловых целях или по какой-либо другой причине — если человек не собирается оставаться там навсегда.

Запрет возвращаться в Египет упоминается в Торе три раза: «…Ибо Египет, который вы видите ныне, более не увидите вовеки» (Шмот 14:13). «Г-сподь же сказал Вам: Не возвращайтесь более этим путем» (Дварим 17:16). «И возвратит тебя Г-сподь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: ты более его не увидишь» (одно из проклятий, Дварим 28:68).

Причина данного запрета следующая. Эрец-Исроэль — избранная и благословенная из всех земель, и Тора заповедует евреям проживать в ней. В противоположность этому, Египет является наиболее отверженной землей, и Тора запрещает евреям жить там.

О строгости данного запрета говорится также в Геморе (Сукка 51 б): «Рабби Йеуда говорит: кто не видел Дьюплустон (место для собраний и молитв еврейской общины) в Александрии, не знает, что такое величие евреев». Далее Гемора говорит, что там собиралось до миллиона двухсот тысяч евреев одновременно, и описывает другие достопримечательности этого места. Продолжает Гемора: «И всех уничтожил Александр Македонский (некоторые исправляют на “Трахинус”). За что они были наказаны? За то, что нарушили запрет “не возвращайтесь более этим путем”. А они вернулись и стали жить в Египте».

Однако на протяжении многолетней истории еврейского народа мы видим, что в силу различных социально-экономических и политических причин практически постоянно на территории Египта находилась еврейская община. Там проживали виднейшие еврейские мудрецы, такие как Рамбам и Радваз.

Существуют различные объяснения, почему существование еврейских общин в Египте не противоречит запрету возвращаться в Египет.

Рабейну Бехайя (Шофтим 17:16) пишет, что этот запрет относится только к поколению, которое вышло из Египта, и не актуален для последующих поколений.

Некоторые определяют запрет возвращаться в Египет как гзейра ше-эйн а-цибур йехолим лаамод ба (постановление, которое общество не в состоянии выполнить).

Авторы Йерэим и Агоос Маймонийос говорят, что запрещено только возвращаться из Эрец-Исроэль в Египет, т.е. нельзя возвращаться той дорогой, которой оттуда вышли, и нет запрета переезжать в Египет из других стран.

Ритво говорит, что запрет актуален только в то время, когда существует сильное еврейское поселение в Эрец-Исроэль. Когда же евреи разбросаны по всему миру, то нет запрета селиться и в Египте. Очевидно, что, по мнению Ритво, данный запрет имеет силу и в наше время (Циц Элиэзер 14:87).

Существует мнение, что Каир не входит в область, запрещённую для проживания, т.к. не относится к территории, на которой находился тогдашний Египет. Запрет относится, в основном, к территории вокруг города Александрия (Циц Элиэзер 14:87).

По мнению Рамбама (Малахим 5:7, 8) запрещено возвращаться в Египет на постоянное место жительства, но нет запрета посещать Египет в деловых целях или по какой-либо другой причине, пока человек не собирается остаться там навсегда. Именно так Радваз объясняет пребывание в Египте самого Рамбама, который, как известно, попал туда, спасаясь от гонений, а впоследствии стал врачом у местного правителя. И все это время у него не было возможности покинуть Египет. Однако Рамбам не собирался оставаться там навсегда.

С тем, что запрещено только возвращаться в Египет на постоянное житьё, согласны также и многие современные галахические авторитеты (Циц Элиэзер 14:87, Рав Овадья Йосеф, Йехавэ Даат 3:81).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Рабби Моше бен-Маймон

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше