Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рав Зильбер о еде в самолетах

Темы: Кашрут, Рав Бенцион Зильбер, Упрек, Путешествия

Отложить Отложено

Вопрос к раву Бен-Циону Зильберу шлита. Как я вижу на вашем сайте, вам приходится путешествовать с уроками. По роду моей работы мне тоже приходится много летать, и, являясь евреем, соблюдающим мицвот и Тору, хотел бы прояснить несколько законов, связанных с едой в самолетах, Йеуда Аврех сказал мне, что я могу спросить все через ваш сайт и получить подробные ответы:

1) В кашерных наборах, которые дают сегодня все авиационные компании, есть булочка, на некоторых (например, в «Эль Аль») написано что это «мезонот» (изделия из муки, не являющиеся хлебом). Соответственно, не нужно омывать руки и читать Биркат а-Мазон (благословение после трапезы с хлебом). Это облегчение закона из-за дороги, чтобы не утруждаться вставать и т. п.?

2) Если я хочу устрожить и сделать нэтилат ядаим — омовение рук (и Биркат а-Мазон прочесть после еды), можно ли это сделать в туалете (обычно там чисто)?

3) Есть закон, что еда, над которой спали, становится некашерной. Если я оставил еду (бутылку воды, сандвич) в кармане сидения, что передо мной, а пассажир впереди откинул сидение и заснул, — еда стала некошерной? Или, так как я все время не спал и следил за своей едой, все нормально?

4) В Мишне написано, что официант (шамаш) объединяет тех, кто ест отдельно, на Зимун (приглашение к совместному чтению Биркат а-Мазон). Является ли бортпроводник (-ца) таким официантом и нужно ли произносить Зимун (конечно, если ели хлеб, см. первый вопрос)?

5) В таких компаниях, как Люфтганза и Аэрофлот (думаю, и в других, но этими я чаще пользуюсь), обычно кошерную порцию дают так: холодную еду в запечатанной картонной коробке, а горячее отдельно — закрытое в фольге. Три вопроса:

А) Сам видел, разогревали в духовке одновременно некашерную еду (она была открыта) и мою кашерную порцию (она была закрыта в фольге + в целлофане).

Б) Не видел, как грели, но бортпроводница принесла мне уже без упаковки (это было в бизнес-классе, она меня спросила: «Открыть?», я не понял и сказал: «Да».

В) Еда до разогрева была замороженной. Нет ли тут проблемы «бишуль акум» — «еды, сваренной неевреем»? Можно ли есть в первом и втором случае?

6) Забыл заказать кашерное питание, можно ли:

А) есть «кашерное» из обычной некашерной порции: рыбу, овощи, хлеб?

Б) попросить порцию фруктов, вегетарианскую еду, в некоторых компаниях иногда даже с удостоверением «VEGAN»?

И напоследок: была неприятная история, не знал, как поступить по Торе. Возвращался из Израиля в Нью-Йорк через Москву на Аэрофлоте, рядом со мною сидел еврей, израильтянин. У меня заказано кошерное, ему дали московскую аэрофлотскую порцию, не знаю, парнокопытное или непарнокопытное мясо, но точно не кошерное.

Два вопроса: обязан ли я сделать ему замечание, сказать: то, что он ест, запрещено по Торе? Обязан ли я дать ему свою порцию (с голоду я не умру, вопрос обязан ли я)?

Извините за все вопросы, но все лэ-маасэ (имеет практическое значение). Буду признателен за компетентные ответы. Менахем Мендел

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Менахем Мендел,

О Ваших вопросах.

1) В кошерных наборах, которые дают сегодня все авиационные компании, есть булочка, на некоторых (например, в «Эль Аль») написано что это «мезонот» (изделия из муки, не являющиеся хлебом). Соответственно, не нужно омывать руки и читать Биркат а-Мазон (благословение после трапезы с хлебом). Это облегчение закона из-за дороги, чтобы не утруждаться вставать и т. п.?

Действительно, булочки, на которых написано «мезонот», — неоднозначно, что они действительно мезонот. Но, если даже они мезонот, но их подают и едят с обедом, тогда надо омыть руки, произнести а-Моци и Биркат а-Мазон, как Вы и пишете.

2) Если я хочу устрожить и сделать нэтилат ядаим — омовение рук (и Биркат а-Мазон прочесть после еды), можно ли это сделать в туалете (обычно там чисто)?

Поским (галахисты) пишут, что, если человек летит в самолете, он может помыть руки там — в туалете, выйти с мокрыми руками и вытереть их снаружи.

3) Есть закон, что еда, над которой спали, становится некашерной. Если я оставил еду (бутылку воды, сандвич) в кармане сидения, что передо мной, а пассажир впереди откинул сидение и заснул, — еда стала некашерной? Или, так как я все время не спал и следил за своей едой, все нормально?

Постфактум, когда это произошло, некоторые поским разрешают это, и можно на них полагаться.

4) В Мишне написано, что официант (шамаш) объединяет тех, кто ест отдельно, на Зимун (приглашение к совместному чтению Биркат а-Мазон). Является ли бортпроводник (-ца) таким официантом и нужно ли произносить Зимун (конечно, если ели хлеб, см. первый вопрос)?

Я летал в самолетах, и по опыту мне не видится, чтобы обслуживание бортпроводника могло объединить людей так, как будто они едят вместе.

5) В таких компаниях, как Люфтганза и Аэрофлот (думаю, и в других, но этими я чаще пользуюсь), обычно кашерную порцию дают так: холодную еду в запечатанной картонной коробке, а горячее отдельно — закрытое в фольге. Три вопроса:

А) Сам видел, разогревали в духовке одновременно некашерную еду (она была открыта) и мою кашерную порцию (она была закрыта в фольге + в целлофане).

О кашерной еде, которая упакована в два покрытия, как Вы пишете, в фольге и целлофане, поским пишут: раз есть два покрытия, то, даже если ее разогревают вместе с другой едой, некашерной, в этом положении можно ее есть. Но надо знать, что к целлофану может приклеиться что-то некашерное, поэтому его надо снять и вытереть руки салфеткой. Не надо прибором, которым открывали целлофан, пользоваться для еды. Или можно открыть руками, а потом их вытереть.

Б) Не видел, как грели, но бортпроводница принесла мне уже без упаковки (это было в бизнес-классе, она меня спросила: «Открыть?», я не понял и сказал: «Да».

Без упаковки — вопрос, знаем ли мы, что это та самая кошерная еда? Ответ зависит от конкретных обстоятельств, которые покажут нам, что это та самая еда.

В) Еда до разогрева была замороженной. Нет ли тут проблемы «бишуль акум» — «еды, сваренной неевреем»? Можно ли есть в первом и втором случае?

Этого вопроса нет, потому что, если еда была сварена евреем, уже нет «бишуль акум». В законе написано, что, даже если еда сварена частично — маахаль бен-Друсай, — не будет «бишуль акум», если нееврей закончит варить ее. Вы спрашиваете, можно ли есть в первом и втором случае. В первом — зависит от конкретных обстоятельств, а во втором — да.

6) Забыл заказать кашерное питание, можно ли:

А) есть кашерное из обычной некашерной порции: рыбу, овощи, хлеб?

Рыба и овощи, которые подают в самолете, обычно приготовлены достаточно изысканно. Поэтому, если они сварены, есть запрет «бишуль нохрим» — еды, сваренной неевреем. Если овощи сырые — можно есть, если рыба соленая и т. д. — как Вы узнаете, какого вида рыба, как она солилась, с чем и т. д.? Поэтому не надо ее есть. О хлебе. Известно, что всегда ели нееврейский хлеб там, где не было еврейского, поскольку обычно все ингредиенты были кашерны. Но сегодня ингредиентов гораздо больше, поэтому можно пользоваться нееврейским хлебом, только если известно, что ингредиенты кашерны.

Б) попросить порцию фруктов, вегетарианскую еду, в некоторых компаниях иногда даже с удостоверением «VEGAN»?

Если это действительно вегетарианская еда, то можно ее есть. Не знаю практики — еда сырая или иногда вареная. Но есть правило: на те виды фруктов и овощей, которые можно есть сырыми, даже если их сварили, не распространяется запрет «бишуль акум».

7) И напоследок: была неприятная история, и не знал, как поступить по Торе. Возвращался из Израиля в Нью-Йорк через Москву на Аэрофлоте, рядом со мною сидел еврей, израильтянин. У меня заказано кошерное, ему дали московскую аэрофлотскую порцию, не знаю, парнокопытное или непарнокопытное мясо, но точно не кошерное. Два вопроса:

А) Обязан ли я сделать ему замечание, сказать: то, что он ест, запрещено по Торе?

Замечание может быть полезным, если есть шанс, что человек послушает. Я бы, например, сефардскому еврею в таком случае сделал замечание — как правило, даже отдалившись от соблюдения Традиции, сефарды знают о кашерной еде, — а еврею из России не стал бы. Может быть, поговорил бы: а ты знаешь о еврействе? Что евреи едят кашерную еду? В очень мягкой, деликатной форме. А делать замечание или нет — зависит от того, как Вы видите этого человека: будет польза, если Вы ему скажете, или нет?

Б) Обязан ли я дать ему свою порцию (с голоду я не умру, вопрос обязан ли я)?

Отдать свою порцию Вы определенно не обязаны, обязанности такой нет. Сделать так — значит, сделать больше, чем Вы обязаны. Вы можете так поступить в порядке «мидат хасидут», благородно, но это тоже зависит от обстановки. Например, он говорит: «Я тоже ем кашерное, но я забыл. Если была бы кашерная порция, я бы, конечно, предпочел ее». Тогда это будет «мидат хасидут» — дать свою. А если того это не интересует, то нет в этом смысла.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)