Темы: Кашрут, Рав Бенцион Зильбер, Упрек, Путешествия
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос к раву Бен-Циону Зильберу шлита. Как я вижу на вашем сайте, вам приходится путешествовать с уроками. По роду моей работы мне тоже приходится много летать, и, являясь евреем, соблюдающим мицвот и Тору, хотел бы прояснить несколько законов, связанных с едой в самолетах, Йеуда Аврех сказал мне, что я могу спросить все через ваш сайт и получить подробные ответы:
1) В кашерных наборах, которые дают сегодня все авиационные компании, есть булочка, на некоторых (например, в «Эль Аль») написано что это «мезонот» (изделия из муки, не являющиеся хлебом). Соответственно, не нужно омывать руки и читать Биркат а-Мазон (благословение после трапезы с хлебом). Это облегчение закона из-за дороги, чтобы не утруждаться вставать и т. п.?
2) Если я хочу устрожить и сделать нэтилат ядаим — омовение рук (и Биркат а-Мазон прочесть после еды), можно ли это сделать в туалете (обычно там чисто)?
3) Есть закон, что еда, над которой спали, становится некашерной. Если я оставил еду (бутылку воды, сандвич) в кармане сидения, что передо мной, а пассажир впереди откинул сидение и заснул, — еда стала некошерной? Или, так как я все время не спал и следил за своей едой, все нормально?
4) В Мишне написано, что официант (шамаш) объединяет тех, кто ест отдельно, на Зимун (приглашение к совместному чтению Биркат а-Мазон). Является ли бортпроводник (-ца) таким официантом и нужно ли произносить Зимун (конечно, если ели хлеб, см. первый вопрос)?
5) В таких компаниях, как Люфтганза и Аэрофлот (думаю, и в других, но этими я чаще пользуюсь), обычно кошерную порцию дают так: холодную еду в запечатанной картонной коробке, а горячее отдельно — закрытое в фольге. Три вопроса:
А) Сам видел, разогревали в духовке одновременно некашерную еду (она была открыта) и мою кашерную порцию (она была закрыта в фольге + в целлофане).
Б) Не видел, как грели, но бортпроводница принесла мне уже без упаковки (это было в бизнес-классе, она меня спросила: «Открыть?», я не понял и сказал: «Да».
В) Еда до разогрева была замороженной. Нет ли тут проблемы «бишуль акум» — «еды, сваренной неевреем»? Можно ли есть в первом и втором случае?
6) Забыл заказать кашерное питание, можно ли:
А) есть «кашерное» из обычной некашерной порции: рыбу, овощи, хлеб?
Б) попросить порцию фруктов, вегетарианскую еду, в некоторых компаниях иногда даже с удостоверением «VEGAN»?
И напоследок: была неприятная история, не знал, как поступить по Торе. Возвращался из Израиля в Нью-Йорк через Москву на Аэрофлоте, рядом со мною сидел еврей, израильтянин. У меня заказано кошерное, ему дали московскую аэрофлотскую порцию, не знаю, парнокопытное или непарнокопытное мясо, но точно не кошерное.
Два вопроса: обязан ли я сделать ему замечание, сказать: то, что он ест, запрещено по Торе? Обязан ли я дать ему свою порцию (с голоду я не умру, вопрос обязан ли я)?
Извините за все вопросы, но все лэ-маасэ (имеет практическое значение). Буду признателен за компетентные ответы. Менахем Мендел
Уважаемый Менахем Мендел,
О Ваших вопросах.
1) В кошерных наборах, которые дают сегодня все авиационные компании, есть булочка, на некоторых (например, в «Эль Аль») написано что это «мезонот» (изделия из муки, не являющиеся хлебом). Соответственно, не нужно омывать руки и читать Биркат а-Мазон (благословение после трапезы с хлебом). Это облегчение закона из-за дороги, чтобы не утруждаться вставать и т. п.?
Действительно, булочки, на которых написано «мезонот», — неоднозначно, что они действительно мезонот. Но, если даже они мезонот, но их подают и едят с обедом, тогда надо омыть руки, произнести а-Моци и Биркат а-Мазон, как Вы и пишете.
2) Если я хочу устрожить и сделать нэтилат ядаим — омовение рук (и Биркат а-Мазон прочесть после еды), можно ли это сделать в туалете (обычно там чисто)?
Поским (галахисты) пишут, что, если человек летит в самолете, он может помыть руки там — в туалете, выйти с мокрыми руками и вытереть их снаружи.
3) Есть закон, что еда, над которой спали, становится некашерной. Если я оставил еду (бутылку воды, сандвич) в кармане сидения, что передо мной, а пассажир впереди откинул сидение и заснул, — еда стала некашерной? Или, так как я все время не спал и следил за своей едой, все нормально?
Постфактум, когда это произошло, некоторые поским разрешают это, и можно на них полагаться.
4) В Мишне написано, что официант (шамаш) объединяет тех, кто ест отдельно, на Зимун (приглашение к совместному чтению Биркат а-Мазон). Является ли бортпроводник (-ца) таким официантом и нужно ли произносить Зимун (конечно, если ели хлеб, см. первый вопрос)?
Я летал в самолетах, и по опыту мне не видится, чтобы обслуживание бортпроводника могло объединить людей так, как будто они едят вместе.
5) В таких компаниях, как Люфтганза и Аэрофлот (думаю, и в других, но этими я чаще пользуюсь), обычно кашерную порцию дают так: холодную еду в запечатанной картонной коробке, а горячее отдельно — закрытое в фольге. Три вопроса:
А) Сам видел, разогревали в духовке одновременно некашерную еду (она была открыта) и мою кашерную порцию (она была закрыта в фольге + в целлофане).
О кашерной еде, которая упакована в два покрытия, как Вы пишете, в фольге и целлофане, поским пишут: раз есть два покрытия, то, даже если ее разогревают вместе с другой едой, некашерной, в этом положении можно ее есть. Но надо знать, что к целлофану может приклеиться что-то некашерное, поэтому его надо снять и вытереть руки салфеткой. Не надо прибором, которым открывали целлофан, пользоваться для еды. Или можно открыть руками, а потом их вытереть.
Б) Не видел, как грели, но бортпроводница принесла мне уже без упаковки (это было в бизнес-классе, она меня спросила: «Открыть?», я не понял и сказал: «Да».
Без упаковки — вопрос, знаем ли мы, что это та самая кошерная еда? Ответ зависит от конкретных обстоятельств, которые покажут нам, что это та самая еда.
В) Еда до разогрева была замороженной. Нет ли тут проблемы «бишуль акум» — «еды, сваренной неевреем»? Можно ли есть в первом и втором случае?
Этого вопроса нет, потому что, если еда была сварена евреем, уже нет «бишуль акум». В законе написано, что, даже если еда сварена частично — маахаль бен-Друсай, — не будет «бишуль акум», если нееврей закончит варить ее. Вы спрашиваете, можно ли есть в первом и втором случае. В первом — зависит от конкретных обстоятельств, а во втором — да.
6) Забыл заказать кашерное питание, можно ли:
А) есть кашерное из обычной некашерной порции: рыбу, овощи, хлеб?
Рыба и овощи, которые подают в самолете, обычно приготовлены достаточно изысканно. Поэтому, если они сварены, есть запрет «бишуль нохрим» — еды, сваренной неевреем. Если овощи сырые — можно есть, если рыба соленая и т. д. — как Вы узнаете, какого вида рыба, как она солилась, с чем и т. д.? Поэтому не надо ее есть. О хлебе. Известно, что всегда ели нееврейский хлеб там, где не было еврейского, поскольку обычно все ингредиенты были кашерны. Но сегодня ингредиентов гораздо больше, поэтому можно пользоваться нееврейским хлебом, только если известно, что ингредиенты кашерны.
Б) попросить порцию фруктов, вегетарианскую еду, в некоторых компаниях иногда даже с удостоверением «VEGAN»?
Если это действительно вегетарианская еда, то можно ее есть. Не знаю практики — еда сырая или иногда вареная. Но есть правило: на те виды фруктов и овощей, которые можно есть сырыми, даже если их сварили, не распространяется запрет «бишуль акум».
7) И напоследок: была неприятная история, и не знал, как поступить по Торе. Возвращался из Израиля в Нью-Йорк через Москву на Аэрофлоте, рядом со мною сидел еврей, израильтянин. У меня заказано кошерное, ему дали московскую аэрофлотскую порцию, не знаю, парнокопытное или непарнокопытное мясо, но точно не кошерное. Два вопроса:
А) Обязан ли я сделать ему замечание, сказать: то, что он ест, запрещено по Торе?
Замечание может быть полезным, если есть шанс, что человек послушает. Я бы, например, сефардскому еврею в таком случае сделал замечание — как правило, даже отдалившись от соблюдения Традиции, сефарды знают о кашерной еде, — а еврею из России не стал бы. Может быть, поговорил бы: а ты знаешь о еврействе? Что евреи едят кашерную еду? В очень мягкой, деликатной форме. А делать замечание или нет — зависит от того, как Вы видите этого человека: будет польза, если Вы ему скажете, или нет?
Б) Обязан ли я дать ему свою порцию (с голоду я не умру, вопрос обязан ли я)?
Отдать свою порцию Вы определенно не обязаны, обязанности такой нет. Сделать так — значит, сделать больше, чем Вы обязаны. Вы можете так поступить в порядке «мидат хасидут», благородно, но это тоже зависит от обстановки. Например, он говорит: «Я тоже ем кашерное, но я забыл. Если была бы кашерная порция, я бы, конечно, предпочел ее». Тогда это будет «мидат хасидут» — дать свою. А если того это не интересует, то нет в этом смысла.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Авраам Коен
Авраам Коен
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Авраам Коен
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина