Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Одна из самых известных еврейских молитв. Даже люди, далекие от религии, знают, что, написанный на арамейском языке (разговорном языке эпохи Талмуда), Кадиш произносят в присутствии как минимум десяти молящихся евреев (миньян). Кадиш — это прославление Всевышнего и признание справедливости Его дел. Читают его в трех следующих случаях: ведущий общественную молитву от лица всех присутствующих; после изучения Торы; а также близкий родственник умершего в первые одиннадцать месяцев после смерти или в годовщину смерти. Порядок чтения всех видов Кадиша в молитвенном богослужении приведен в сидуре (молитвеннике).

Все присутствующие обязаны отвечать «амен» в конце каждого предложения, а в середине произносить «Амен, йеэ шмей раба…» — «Амен, да будет благословенно Его великое имя…» Мудрецы говорят, что тому, кто произносит эти слова со всей силой души, на Небесах прощается самый тяжелый приговор. А тому, кто говорит «амен», уготовано место в будущем мире.

«Кадиш по умершему» читается ближайшим родственником (мужчиной не младше 13 лет): его произносят по отцу, матери, родному брату или сестре, сыну, дочери или супруге. Считается, что, когда сын читает Кадиш по умершему отцу, душа последнего меньше страдает при расплате за грехи, совершенные при жизни.

«Кадиш по умершему» говорят после молитвы «Алейну», которой завершаются утренняя молитва («Шахрит»), дневная («Минха») и вечерняя («Маарив»), а также утром после читаемого в этот день соответствующего отрывка из книги Теилим («Псалом на данный день недели»).

Молитва Кадиш важна настолько, что всякий, кто ее слышит, должен прекратить все дела и отвечать «амен». Даже если он молится — надо прервать молитву. И лишь тот, кто молится Шмоне-Эсре, не отвечает «амен»; но и он прекращает на время свою молитву, чтобы выслушать Кадиш.


Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбор Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Кицур Шульхан Арух 188. Законы о вещи, данной на хранение

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух