Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда твой враг колеблется, не радуйся, и когда он споткнулся, не разрешай своему сердцу веселиться»Пиркей Авот 4, 9

Меня смущают заповеди о жертвоприношениях

Темы: Рав Реувен Куклин, Материя, Храм, Жертвоприношение

Отложить Отложено

Я хочу спросить о том, что меня смущает в иудаизме. Я считаю, что иудаизм — это правильная религия и ее правильность в первую очередь не в догматике, а в том, что это лучший путь для построения своей жизни, создания семьи и др.

Меня смущает одно — желание ортодоксальных евреев приносить материальные жертвы. Неужели, если завтра будет восстановлен Храм, Вы пойдете воскуривать ягненка? Мне кажется, что большинство даже ортодоксальных евреев не понимают серьезность этого и не задумываются над этим, ведь у пророка Осии (14) говорится, что Б-г желает не воскурений, а молитвы, плода уст наших (неточно привожу, по памяти).

Если я не прав, то объясните мне, в чем смысл принесения жертвы в современном ее понимании? Я верю в Б-га, но я не могу поручиться за то, что решился бы принести жертву. Это даже кажется чем-то языческим… Помогите в этом разобраться.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый И.,

Прежде всего, о Ваших следующих словах: «Я считаю, что иудаизм — это правильная религия и ее правильность в первую очередь не в догматике, а в том, что это лучший путь для построения своей жизни, создания семьи…». Вы, конечно, абсолютно правы в том, что это «лучший путь для построения своей жизни, создания семьи…», и Тора действительно указывает самый лучший путь в построении семьи, отношений между мужем и женой, воспитании детей и т.д. Однако не следует видеть в Торе нечто подобное книге по психологии. Тора — прежде всего, книга, которая учит нас, как выполнять волю Всевышнего в этом мире. Однако, безусловно, поскольку это воля Всевышнего, её выполнение не может принести нам вреда, а будет только полезно.

Такой подход к Торе поможет нам найти ответ и на Ваш вопрос о жертвоприношениях — деятельности, которая выглядит, как минимум, странно в глазах современного человека. Но поскольку мы знаем, что Тора — это книга, которую Б-г дал нам, и в ней Он указывает нам, как выполнить Его волю, мы должны выполнять всё, что в ней сказано, хотя часть заповедей мы не понимаем, и они кажутся нам странными. Это особенно важно понимать, когда речь идёт о жертвоприношениях — теме, которая занимает очень важное место в Пятикнижии.

И все же попытаемся объяснить (в какой-то мере), зачем всё-таки нужны жертвоприношения, чтобы это не казалось настолько странным.

Рамхаль в своей книге «Путь Всевышнего» (часть 1, глава 3) пишет: «Постановила Высшая Мудрость, чтобы человек состоял из двух противоположных частей, т.е. души разумной и чистой и тела земного и мутного; каждая из частей по природе склоняет человека в свою сторону. То есть: тело — к материальности, а душа — к разуму, и идёт между ними война, так, что если победит душа, то она сама поднимется и поднимет вместе с собой тело, и человек достигнет назначенного совершенства. А если допустит человек, чтобы победила в нём материя, то опустится тело и опустится его душа с ним, и будет этот человек непригоден к совершенству и отвержен от него, не дай Б-г».

Из этих слов рабби Моше-Хаима Луцатто ясно: хотя материальное не является «положительным» по своей природе, мы не должны отказываться от него — ведь мы можем его возвысить. Это возможно, если духовное побеждает; т.е. если материальное служит духовному, оно само возвышается и достигает духовного уровня. Это происходит, когда мы выполняем заповеди Всевышнего.

Но, помимо этого, Всевышний создал в мире особенную возможность обратить материальное в духовное. Это происходит во время жертвоприношения, когда человек, предназначенный для этого (коэн), пребывающий в состоянии ритуальной чистоты (тоора; удаления от материального), с соответствующим намерением и в священном месте помещает жертву на огонь Всевышнего. (Сам огонь символизирует духовность, т.к. он ведёт к разложению материи). Это — один из моментов, которые могут в чём-то прояснить значение жертвоприношений.

Основываясь на сказанном, можно понять, почему Храм назван цавар («шея» — см. Шир а-Ширим Рабба 4, 6): как шея соединяет голову с телом, так и Храм соединяет духовное с материальным.

С уважением, Реувен Куклин

Слушайте: Тора — книга по психологии?

Материалы по теме