Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек постоянно изучает законы лашон а-ра, т.е. как не злословить, то он начинает замечать, как постепенно дурная привычка к злословию исчезает из его речи»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
В течение праздника Суккот в Храме приносили в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи всего человечества. Израиль он молил Вс-вышнего даровать всем народам благополучие и мир, о том, чтобы, как сказал пророк Йешаягу, «не поднял народ на народ меча, и они не учились больше войне».

Израиль отличается от других народов — те, когда веселятся, думают только о себе, а Израиль, едва сердце его наполнится радостью, тотчас же начинает заботиться обо всех остальных, стремясь наполнить мир цветением и принести изобилие всем его обитателям без исключения.

Рано утром в первый день праздника в Храме приносили постоянную жертву с ее возлияниями, винным и водным, и весь мир получал благословение на следующий год.

Сразу после этого приносили дополнительную искупительную жертву. Ее «содержание» менялось от одного дня к другому, как сказано в Торе (Бамидбар, 29):

«В пятнадцатый день седьмого месяца… — тринадцать быков… во второй день — двенадцать быков… в третий день — одиннадцать быков» и так далее — вплоть до седьмого дня праздника, когда приносилось в жертву только семь быков; итого за все дни праздника — семьдесят.

Эти семьдесят быков приносились в жертву за семьдесят пранародов, происшедших от Ноаха и ставших прародителями всех современных наций и народностей.

Израиль приносил этих быков в жертву, чтобы искупить грехи всего человечества; он молил Вс-вышнего даровать всем народам благополучие и мир, о том, чтобы, как сказал пророк Йешаягу, «не поднял народ на народ меча, и они не учились больше войне».

Наши мудрецы учили (Бамидбар Раба, 1):

Сказал рабби Йегошуа бен Леви:

«Если бы народы мира знали, сколько пользы приносит им существование Храма, они окружили бы его войсками и защищали от любых посягательств.

Он приносил им больше пользы, чем Израилю, как сказал царь Шломо (Млахим I, 8): “И для чужеземца, который не из Твоего народа, существует он [Храм]”. Там же написано: “Сделай все, о чем будет просить Тебя чужеземец”».

Когда же речь заходит об Израиле, Танах говорит (Диврей Гаямим II, 6): «Воздай каждому по делам его, как прочтешь Ты в его сердце». То есть — если Израиль заслужил — исполни его просьбу, если нет — откажи ему.

А ведь Храм был воздвигнут благодаря Израилю. Если бы не Израиль, солнце бы не светило и не выпадал бы дождь — ведь только ради Израиля Вс-вышний благословляет мир, сотворенный Им.

Ишмаэль и Эсав

Наши мудрецы учат, что первенство среди потомков Ноаха, разделившихся на семьдесят народов, было передано потомству Авраама, как сказано в Торе: «Отцом множества народов Я сделаю тебя».

Вначале Ишмаэль стал предводителем всех семидесяти народов, а после рождения Эсава благословение, посланное семидесяти народам, разделилось между Ишмаэлем и Эсавом. Ишмаэль встал во главе тридцати пяти народов, и Эсав во главе остальных тридцати пяти.

Яаков и семьдесят его детей и домочадцев, спустившиеся в Египет, стали отдельным народом и не входят в число народов, возглавляемых потомками Ишмаэля и Эсава. Семьдесят душ против семидесяти народов!

Вс-вышний решил, что Израиль станет царством священников и будет искупать грехи всех племен и народов, а Иерусалим — домом молитвы для всего мира. Поэтому, когда в Сукот Израиль приносил в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи народов мира, он делил их между народами, подвластными Эсаву, и народами, подвластными Ишмаэлю. Тридцать пять быков доставались одному и тридцать пять — другому.

Количество быков, приносимых в жертву, убывало ото дня ко дню. В этом правиле заключен намек: хотя Вс-вышний ради Израиля и поддерживает существование всех народов, только сам Израиль будет существовать вечно. В будущем народы мира попадут в прямую зависимость от него, и их силы будут постепенно истощаться.

«И будешь радоваться празднику своему»

Во времена, когда стоял Храм, праздник водочерпания устраивался с большим размахом. Сегодня, несмотря на то, что Храм разрушен и жертвоприношения и возлияния невозможны, мы продолжаем радоваться и веселиться от всей души в дни Сукот. Жертвоприношения упразднены, но заповедь-то осталась и никогда не будет отменена! Поэтому Тора учит: «Будешь радоваться празднику своему».

Поэтому в большинстве общин Израиля существует обычай в дни праздника собираться в синагогах, домах учения и других местах, где учат Тору, сидеть там в праздничной суке, петь, прославлять Вс-вышнего и веселиться в память о веселье водочерпания.

Принято петь все пятнадцать «Песен восхождения» из Книги Псалмов (Тегилим, 120-134) в память о пятнадцати ступенях Храма между внутренним и внешним двором, стоя на которых левиты пели во время праздника водочерпания.

Многие приносят с собой музыкальные инструменты, играют на них, поют и бьют в барабаны в память о праздничном веселье в Храме.


Саморазвитием называют самостоятельный процесс совершенствования себя, который реализуется путем приобретения новых и развития имеющихся навыков, а также за счет преодоления вредных привычек. Религиозные евреи считают самосовершенствование смыслом жизни Читать дальше

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Дерех Хаим 29. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:12

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Совершенство достигается в трех областях — в отношениях с другими людьми, в отношениях со Всевышним и собственное, внутреннее совершенство. Правильный вектор в отношениях с другими достигается через уважение к чужому имуществу.

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Отрывки из трактата «Авот» — «Поучения отцов»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике

Выражение мыслей вслух — тайна глубокого понимания

Рав Ноах Вайнберг

Научись выражать свои мысли вслух. Слова представляют собой мост между теоретическим и практическим, с их помощью ты можешь проверить, насколько ты веришь в то, что говоришь, и насколько ты следуешь тому, во что веришь

Элуль. Пробуждение «больших мозгов»...

Рав Ашер Кушнир

Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира « Элуль. Пробуждение Больших Мозгов »

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Дерех Хаим 27. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:10

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Качеством, помогающим достичь совершенства, является гармония. Человек должен быть в гармонии с Б-гом, людьми и самим собой. Наши мудрецы подробно объясняют, каким образом можно этого добиться.

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Тот, кто желает возвысить и усилить свою способность к новому творению и к обновлению, должен максимально использовать духовный прилив Рош аШана.

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.