Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Недельная глава Торы

Мудрецы разделили Пятикнижие на 54 отрывка, которые читают из недели в неделю в течение всего года.

Оглавление

Когда кто-то говорит: «Написано в нашей недельной главе…» — что он имеет в виду? ↓

Как возникло деление Торы на недельные главы? ↓

Изучение недельной главы ↓

Симхат Тора — праздник «недельной главы» ↓

Как читают недельную главу? ↓

Недельная глава и особенности еврейского календаря ↓

Когда кто-то говорит: «Написано в нашей недельной главе…» — что он имеет в виду? [↑]

«Недельная глава Торы» («Парашат а-шавуа» на иврите) — это отрывок из Пятикнижия (Хумаша), который принято изучать на протяжении недели, а также читать публично, по Свитку, в миньяне во время молитвы. Более древнее название этого отрывка, некогда распространенное в ашкеназских общинах — «сидра».

Как возникло деление Торы на недельные главы? [↑]

Заповедь публично читать Тору изначально связана с заповедью «Акель» («собрание»): согласно Торе (Дварим 31:10-13), раз в семь лет в праздник Суккот весь народ Израиля — мужчины, женщины и дети,— должны собираться в Иерусалиме и слушать чтение Дварим — пятой книги Хумаша. Читать ее должен был царь, стоя на специальном деревянном возвышении («Сота» 41а).

Недельная глава — принятое разделение ТорыРаньше недельные главы были короче, так как
цикл прочтения Торы составлял три года

Обычай публично читать все Пятикнижие восходит к пророку Эзре, возглавившему еврейский народ после возвращения из Вавилонского изгнания: роль царя как-бы приняла на себя община, а чтение начало носить регулярный характер. Чтение недельной главы никак не отменяло и не заменяло собой заповедь «Акель», но способствовало усилению связи народа с Торой.

Широкое распространение получил трехлетний цикл публичного чтения Торы, предполагавший разделение Хумаша на 141, 154 или 167 глав. Вавилонский Талмуд («Мегила» 29б) упоминает об этом обычае как о принятом в Земле Израиля, пишет о нем и Рамбам. Из заметок, которые оставили «баалей а-масора», следует, что до прибытия на Ближний Восток изгнанников из Испании и возникновения там сефардских общин, у еврейского населения Земли Израиля господствовал обычай прочитывать Тору за 3 года, каждый из отрывков носил название «седер» («порядок»).

Тем не менее, в эпоху Вавилонских гаонов трехлетний цикл чтения начал повсеместно вытесняться однолетним, и с тех пор большинство евреев придерживалось обычая завершать полный круг чтения Торы ежегодно, в праздник Симхат Тора, и тогда же начинать следующий цикл. Разбиение на отрывки уже тогда соответствовало уникальным особенностям лунно-солнечного еврейского календаря, который содержит до 55 недель в случае високосного года.

Каждая недельная глава получила название по первому самому значимому слову, входящему в нее. Согласно Рамбаму («Законы тфилин, мезузы и Свитков Торы», гл.8), весь Хумаш разделен на 54 недельные главы.

Изучение недельной главы [↑]

Текущая недельная глава — ключевой объект изучения и цитирования у евреев. Очень принято говорить о недельной главе за субботним столом.

Существуют сотни комментариев на Хумаш. Особой популярностью пользуются объяснения, которые составили Раши, Рамбан, Ибн Эзра, Сфорно, Ор а-Хаим, Нецив — список никогда не будет полным. Ежегодно появляются новые комментарии на Пятикнижие, а также книги, относящиеся к другим областям еврейского духовного знания, разбитые по недельным главам.

Существует известная алаха — «Шнаим Микра веэхад Таргум» («Дважды Тора и один раз Таргум»), согласно которой человек должен дважды прочитать недельную главу на иврите и один раз прочитать Таргум — арамейский перевод Хумаша. Некоторые авторитеты считают, что вместо Таргума можно проучить комментарий Раши, другие придерживаются мнения, что следует учить и Раши, и Таргум. Большинство законоучителей считает, что Таргум приоритетнее, чем комментарий Раши. «Мишна Брура» устанавливает, что если человек не может понять ни Таргум, ни комментарий Раши, ему следует пользоваться переводом на язык, который он знает, если этот перевод выполнен в соответствии с традиционным пониманием текста Хумаша (285:5).

Симхат Тора — праздник «недельной главы» [↑]

Праздник недельной главы — Симхат ТораПринято завершать полный круг чтения
недельных глав Торы в праздник Симхат Тора

Празднование Симхат Тора (дословно «Радость Торы») установлено Вавилонскими гаонами и наполнило новым смыслом праздник Шмини Ацерет особый праздничный день, следующий сразу же за праздником Суккот. В Земле Израиля все обычаи Симхат Тора исполняются прямо в Шмини Ацерет, а в диаспоре, где праздники удваиваются, «акафот» (обходы) со Свитками Торы происходят, как правило вечером в первый день Шмини Ацерет, а также вечером и утром второго дня, который так и называют — Симхат Тора — хотя в молитвах делаются вставки на праздник Шмини Ацерет.

Кульминацией праздника является новое возвращение к циклу недельных глав: когда читается «Везот абраха» — последняя недельная глава в Торе. К Свитку вызываются все присутствующие мужчины, и даже несовершеннолетние мальчики, и сразу после этого начинают читать главу «Берешит» — самую первую недельную главу Торы.

Как читают недельную главу? [↑]

Полностью недельная глава прочитывается в синагоге по Свитку Торы раз в неделю — во время утренней службы («Шахарит») в Шабат, в присутствии миньяна — минимум 10 совершеннолетних еврейских мужчин. Если на Шабат выпадает праздник, то вместо недельной главы читается специальный праздничный отрывок. Чтец, который именуется «бааль корэ» (дословно «хозяин чтения»), читает главу нараспев, в соответствии с традиционной мелодикой и принятым произношением («теамим» и «никудот»).

Глава разделяется на семь частей, и к их чтению габай синагоги поочередно вызывает семь человек. Также допускается дальнейшее разделение этих частей, с целью вызова к Торе большего числа людей. Вызов к Торе и отрывок, который читает сам вызванный или чтец («бааль корэ»), называются словом «алия» (дословно «подъем»). Согласно законам скромности («цниют») женщины не должны выполнять публичных функций в синагоге, связанных с привлечением мужского внимания. Поэтому они не вызываются к Торе, не выступают в роли габаев и чтецов, но могут слушать чтение из «эзрат нашим» — отгороженного помещения, предназначенного специально для женщин.

Восьмая «алия» носит название «мафтир» (от слова «афтара»): повторяются несколько последних стихов недельной главы, а после этого читают «афтару» (дословно «завершение») — особый отрывок, взятый из книги одного из еврейских пророков, установленный в качестве особого дополнения для текущей недельной главы.

Чтение недельной главы со свитка ТорыЧтец (бааль корэ) читает
недельную главу Торы со свитка

Обычай читать «афтару» возник в период религиозных репрессий, учиненных греко-сирийскими захватчиками во времена Антиоха Епифана, когда евреям под страхом смерти запретили публично читать Тору. Мудрецы нашли выход из положения: вместо недельной главы, а также особых отрывков, читаемых в праздники и посты, в общинах начали читать специально подобранные фрагменты из пророческих книг, которые могли бы ассоциироваться на уровне идеи или упоминаемых событий с тем, что написано в недельной главе. После победы над врагами и отмены запрета обычай чтения «афтары» отменен не был, и теперь «афтара» всегда сопровождает чтение Торы в Шабат, праздники и посты. В большинстве случаев это фрагменты из книг Шмуэля, Мелахим, Ирмияу и Йешаяу. Иногда сефардские и ашкеназские общины читают разные «афтарот».

При наличии среди молящихся коэна первым к чтению Свитка вызывают коэна. Вторым вызывают левита, а если нет левита, но есть коэн, то коэна вызывают повторно, вместо левита, поскольку коэны принадлежат к колену Леви. С третьей «алии» и далее можно вызывать обычных евреев (исраэль).

Небольшие фрагменты из начала недельной главы читаются во время послеполуденной молитвы («Минха») в Субботу на той неделе, которая предшествует неделе данной главы, а также во время утренней молитвы в понедельник и четверг (если на эти дни не выпадают Рош Ходеш, пост или праздник, каждый из которых предполагает чтение своих собственных отрывков). Эти фрагменты представляют собой первую «алию» в недельной главе, которая, в свою очередь, делится на три небольшие части, каждая из которых состоит как минимум из трех стихов и представляет самостоятельную «алию».

Недельная глава и особенности еврейского календаря [↑]

Поскольку праздники в Земле Израиля и в Диаспоре продолжаются разное количество дней, недельные главы, читаемые в израильских синагогах, иногда могут не совпадать с недельными главами, которые читают евреи в зарубежных общинах. Для того, чтобы уложиться в годичный цикл, в один Шабат иногда читают сразу две главы.

Есть три Субботы, в которые должны читаться строго определенные главы Торы:

  • Глава «Бемидбар» всегда читается в Субботу, предшествующую празднику Шавуот.
  • Глава «Дварим» всегда читается в Субботу, предшествующую 9-му Ава.
  • Глава «Ницавим» (или сдвоенная глава «Ницавим-Вайелех») всегда читается в последнюю Субботу месяца Элуль, т.е. в последнюю Субботу еврейского года, за которой следует праздник Рош а-Шана.

На основании этих привязок решают, нужно ли сдваивать недельные главы в другие Шабаты и в какие именно.

Выводить материалы