Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Пятикнижие, Рав Александр Кац, Рим, Италия, Сфорно, Комментарий
Раби Овадья бар Яаков Сапорно (в русских переводах принято написание Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550/ гг.) — знаменитый комментатор Писания.
Родился в городке Чезене, расположенном поблизости от г. Бартануры, где двадцатью годами раньше родился р. Овадья Бартанура (см.), духовный лидер евреев Земли Израиля.
Изучал Тору в родном городе. Затем переселился в Рим и изучал там медицину, философию и математику; в то же время он преподавал Тору группе учеников.
В период с 5258 /1498/ по 5260 /1500/ год по рекомендации кардинала Доминико Гримини он преподавал грамматику святого языка и традиционные еврейские дисциплины в кружке свободомыслящих католических богословов, который возглавлял знаменитый просветитель и гуманист Иоганн Рейхлин. Сапорно считал, что слова Торы обращены ко всему человечеству и еврейские мудрецы обязаны обучать истине другие народы, приближая этим приход Машиаха.
Весной 5261 /1501/ года в университете г. Феррары ему была присвоена степень доктора философии.
До 5284 /1524/ года р. Овадья Сапорно жил в Риме, где возглавлял еврейскую общину города. В этот период он составил комментарий на Пятикнижие: его объяснения отличаются глубиной, сочетаемой с простотою изложения и лаконичностью. На протяжении всей последующей жизни он из года в год возвращался к работе над этой рукописью, редактируя ее и оттачивая формулировки.
Впервые его комментарий был напечатан в Венеции в 5327 /1567/ году — через семнадцать лет после смерти автора. Этот комментарий стал одним из самых популярных и изучаемых.
Там же, в Риме, р. Овадья Сапорно написал комментарии на книги пророков — Йоны, Хавакука и Зехарьи, а также на книгу Йова, Теилим (Псалмы Давида) и Шир аширим (Песнь песней).
В 5287 /1527/ году Рим был захвачен и разграблен германскими и испанскими войсками — еврейская община города особенно пострадала. Р. Сапорно обрел убежище в Болонье, на севере Италии. Здесь он зарабатывал на жизнь медицинской практикой, врачебное искусство сделало его популярным. Вместе с тем он был главой раввинского суда города, а также основал свой дом учения.
В 5297 /1537/ году р. Овадья Сапорно написал полемический трактат Ор амим (Свет народов), направленный против философских взглядов Аристотеля и его еврейских последователей; он сам перевел трактат на латынь, издав его также и для нееврейских читателей.
Умер в Болонье в 5310 /1550/ году, на девятом десятке лет.
Еврейское кладбище, на котором он погребен, было осквернено и частично разрушено при изгнании евреев из Болоньи в 5329 /1569/ году, — и точное место его захоронения неизвестно.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.