Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография знаменитого комментатора Писания

Раби Овадья бар Яаков Сапорно (в русских переводах принято написание Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550/ гг.) — знаменитый комментатор Писания.

Родился в городке Чезене, расположенном поблизости от г. Бартануры, где двадцатью годами раньше родился р. Овадья Бартанура (см.), духовный лидер евреев Земли Израиля.

Изучал Тору в родном городе. Затем переселился в Рим и изучал там медицину, философию и математику; в то же время он преподавал Тору группе учеников.

В период с 5258 /1498/ по 5260 /1500/ год по рекомендации кардинала Доминико Гримини он преподавал грамматику святого языка и традиционные еврейские дисциплины в кружке свободомыслящих католических богословов, который возглавлял знаменитый просветитель и гуманист Иоганн Рейхлин. Сапорно считал, что слова Торы обращены ко всему человечеству и еврейские мудрецы обязаны обучать истине другие народы, приближая этим приход Машиаха.

Весной 5261 /1501/ года в университете г. Феррары ему была присвоена степень доктора философии.

До 5284 /1524/ года р. Овадья Сапорно жил в Риме, где возглавлял еврейскую общину города. В этот период он составил комментарий на Пятикнижие: его объяснения отличаются глубиной, сочетаемой с простотою изложения и лаконичностью. На протяжении всей последующей жизни он из года в год возвращался к работе над этой рукописью, редактируя ее и оттачивая формулировки.

Впервые его комментарий был напечатан в Венеции в 5327 /1567/ году — через семнадцать лет после смерти автора. Этот комментарий стал одним из самых популярных и изучаемых.

Там же, в Риме, р. Овадья Сапорно написал комментарии на книги пророков — Йоны, Хавакука и Зехарьи, а также на книгу Йова, Теилим (Псалмы Давида) и Шир аширим (Песнь песней).

В 5287 /1527/ году Рим был захвачен и разграблен германскими и испанскими войсками — еврейская община города особенно пострадала. Р. Сапорно обрел убежище в Болонье, на севере Италии. Здесь он зарабатывал на жизнь медицинской практикой, врачебное искусство сделало его популярным. Вместе с тем он был главой раввинского суда города, а также основал свой дом учения.

В 5297 /1537/ году р. Овадья Сапорно написал полемический трактат Ор амим (Свет народов), направленный против философских взглядов Аристотеля и его еврейских последователей; он сам перевел трактат на латынь, издав его также и для нееврейских читателей.

Умер в Болонье в 5310 /1550/ году, на девятом десятке лет.

Еврейское кладбище, на котором он погребен, было осквернено и частично разрушено при изгнании евреев из Болоньи в 5329 /1569/ году, — и точное место его захоронения неизвестно.

с разрешения издательства Швут Ами


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»