Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография знаменитого комментатора Писания

Раби Овадья бар Яаков Сапорно (в русских переводах принято написание Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550/ гг.) — знаменитый комментатор Писания.

Родился в городке Чезене, расположенном поблизости от г. Бартануры, где двадцатью годами раньше родился р. Овадья Бартанура (см.), духовный лидер евреев Земли Израиля.

Изучал Тору в родном городе. Затем переселился в Рим и изучал там медицину, философию и математику; в то же время он преподавал Тору группе учеников.

В период с 5258 /1498/ по 5260 /1500/ год по рекомендации кардинала Доминико Гримини он преподавал грамматику святого языка и традиционные еврейские дисциплины в кружке свободомыслящих католических богословов, который возглавлял знаменитый просветитель и гуманист Иоганн Рейхлин. Сапорно считал, что слова Торы обращены ко всему человечеству и еврейские мудрецы обязаны обучать истине другие народы, приближая этим приход Машиаха.

Весной 5261 /1501/ года в университете г. Феррары ему была присвоена степень доктора философии.

До 5284 /1524/ года р. Овадья Сапорно жил в Риме, где возглавлял еврейскую общину города. В этот период он составил комментарий на Пятикнижие: его объяснения отличаются глубиной, сочетаемой с простотою изложения и лаконичностью. На протяжении всей последующей жизни он из года в год возвращался к работе над этой рукописью, редактируя ее и оттачивая формулировки.

Впервые его комментарий был напечатан в Венеции в 5327 /1567/ году — через семнадцать лет после смерти автора. Этот комментарий стал одним из самых популярных и изучаемых.

Там же, в Риме, р. Овадья Сапорно написал комментарии на книги пророков — Йоны, Хавакука и Зехарьи, а также на книгу Йова, Теилим (Псалмы Давида) и Шир аширим (Песнь песней).

В 5287 /1527/ году Рим был захвачен и разграблен германскими и испанскими войсками — еврейская община города особенно пострадала. Р. Сапорно обрел убежище в Болонье, на севере Италии. Здесь он зарабатывал на жизнь медицинской практикой, врачебное искусство сделало его популярным. Вместе с тем он был главой раввинского суда города, а также основал свой дом учения.

В 5297 /1537/ году р. Овадья Сапорно написал полемический трактат Ор амим (Свет народов), направленный против философских взглядов Аристотеля и его еврейских последователей; он сам перевел трактат на латынь, издав его также и для нееврейских читателей.

Умер в Болонье в 5310 /1550/ году, на девятом десятке лет.

Еврейское кладбище, на котором он погребен, было осквернено и частично разрушено при изгнании евреев из Болоньи в 5329 /1569/ году, — и точное место его захоронения неизвестно.

с разрешения издательства Швут Ами


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин