Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда было создано время?

23 декабря 2009 года, темы: Материя, Сотворение мира, Тора и наука, Время

Отложить Отложено

Здравствуйте, не могли бы вы пояснить, когда было создано время? Спасибо. Д.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Д.!

О том, что время было создано, а не всегда существовало, пишет уже Рамбам (Морэ Невухим 2, 30).

У Виленского Гаона сказано, что время было создано в самом начале Творения. Об этом пишет Тора в самом начале — Бэрейшит бара Элоким (буквальный перевод — вначале создал Б-г, но можно также прочесть — Б-г создал начало), т.е. Б-г создал бэрейшит — время (ведь только когда существует понятие времени, можно говорить о чем-то, что было раньше, и чем-то, что было позже). Это же следует и из комментария Сфорно. Из их слов видно, что понятие времени тесно связано с материей (Виленский Гаон говорит также, что на Небесах нет времени, т.е. духовное не связано с понятием времени), и поэтому именно в начале создания материального мира Творец создал время. Это соответствует также пониманию времени Эйнштейном.

Интересно отметить, что еврейские мудрецы уже в древние времена знали то, к чему ученые приходят только в последнее время.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Время — материал, с которым мы работаем в течение года?

Материалы по теме

Каково отношение евреев к неевреям?

Рав Реувен Куклин

Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Книга Мишлей с комментариями Виленского Гаона 16. Как был сотворен этот мир

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»

Тора и Наука

Замир Коэн

Тора и наука. Тематический обзор

Рав Ашер Кушнир

Современный интеллигентный еврей, пытающийся осознать своё еврейство, неизбежно сталкивается с вопросом о соотношении известных ему научных знаний с основами еврейского мировоззрения. Соответствует ли древняя Тора современным научным познаниям? Кто искренне захочет понять и разобраться в этой непростой теме, может столкнуться с большим препятствием. Проблема в том, что, как правило, современный интеллигентный еврей подойдёт к этому вопросу с мнением предвзятым и неуравновешенным.

Праздновали ли древние евреи свои дни рождения?

Рав Реувен Куклин

Что сказано в оригинальном тексте?

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

Чтобы понять и постичь 5. Откуда мы знаем, что Б-г создал мир и его обитателей?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения


10 Заповедей на Скрижалях Завета — квинтэссенция всех заповедей Торы. Пять из них говорят об отношениях между людьми, то есть о сфере взаимодействия «человек-человек», и пять — относятся к сфере «человек-Всевышний». Читать дальше