Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Тора и наука

Соответствует ли древняя Тора современным научным познаниям? Современный интеллигентный еврей, пытающийся осознать своё еврейство, неизбежно сталкивается с вопросом о соотношении известных ему научных знаний с основами еврейского мировоззрения. Кто искренне захочет понять и разобраться в этой непростой теме, может столкнуться с большим препятствием. Проблема в том, что, как правило, современный интеллигентный еврей подойдёт к этому вопросу с мнением предвзятым и неуравновешенным. Авторитет науки как источника истинных знаний не подвергается им никакому сомнению, а вот авторитет Торы в вопросе тех же знаний — заранее представляется сомнительным. При этом понимание, что именно утверждает Тора, то ли отсутствует вообще, то ли находится на уровне поверхностном и получено не из самой Торы, а из случайных внешних источников. Да к тому же, закончив ВУЗ, но не обратившись дополнительно к изучению книг по философии науки и её методологии, не так просто глубоко и ясно разобраться в основах научного здания.

Оглавление

Тора и наука: есть ли противоречия ↓

Существует ли противоречие? ↓

Происхождение Вселенной ↓

Возраст Вселенной ↓

Происхождение жизни ↓

Итог ↓

Выводы ↓

Творение и наука ↓

Наука — повеление Творца ↓

Природа подстроена под нужды человека ↓

Природа доступна пониманию человека ↓

Научные открытия заранее запланированы ↓

Отношение мудрецов Торы к науке ↓

Притча ↓

Роль науки в Творении ↓

Наука как средство укрепления Веры ↓

Наука как испытание Веры ↓

Наука помогает понять Природу ↓

Наука играет роль в историческом процессе ↓

Место науки в Творении ↓

Что важнее? ↓

Вывод ↓

Итог ↓

Главы из книги р. Ашера Кушнира

Тора и наука: есть ли противоречия [↑]

Существует ли противоречие? [↑]

Колоссальные успехи в самых разных отраслях научного познания, а особенно в развитии техники, создали у современного человека впечатление всезнания и всесилия науки[1].

Идеологи атеизма использовали такое восприятие науки, чтобы утвердить свою безраздельную гегемонию, ставя знак тождества между наукой и атеизмом. В результате наука и религия стали рассматриваться как два взаимоисключающих воззрения. Более того, атеисты предприняли всё возможное, чтобы укрепить стереотип о религии как о явлении регрессивном, препятствующем развитию науки. Поэтому у современного человека может сложиться твёрдая уверенность, что и Тора противоречит науке.

Планетарная система Коперника

Однако если методом исключения, шаг за шагом, сокращать область противоречия[2], то после проведённого выше анализа вырисовывается совсем другая картина.

Как было разобрано в начале, между Торой и наукой в её классическом понимании в принципе не может быть никаких противоречий, они просто не пересекаются.

Наука исследует мир материальный, Тора описывает мир духовный; наука выявляет закономерности природы, Тора устанавливает законы этики; наука ищет ответы на вопросы «как» и «сколько», а Тора отвечает на вопросы «зачем», «почему» и «для чего». Таким образом, у них нет точек пересечения.

Также нет ни одного научного факта, непосредственно наблюдаемого или измеряемого, ни одного закона природы или силы взаимодействия, ни одной общепринятой теории в физике, химии и математике, которые противоречат чему-либо в Торе.

Где же противоречие?

Происхождение Вселенной [↑]

Согласно общепризнанной физической модели, Вселенная произошла из энергии Взрыва. Согласно Торе, физическая Вселенная была сотворена как часть духовного Творения.

Теория Большого взрыва, как и современные космогонические модели, описывает возможное появление и развитие Вселенной в рамках доступной научному познанию материальности мира и никак на вопрос о причине самого Взрыва не отвечает. Поэтому и противоречия между этими моделями и возможностью сотворения Вселенной как духовной реальности не существует[3].

Возраст Вселенной [↑]

Наука оценивает возраст Вселенной в миллиарды лет, тогда как согласно Торе, миру около 6000 лет.

Но как было разобрано выше, эти оценки не противоречат друг другу, а построены на разных исходных посылках[4]. Тора опирается на обоснованный[5] вывод о существовании Творца, а наука — на недоказанный постулат о Его отсутствии.

Происхождение жизни [↑]

Тора описывает целенаправленное сотворение Жизни, а наука настаивает на случайном, эволюционном характере её возникновения.

Гипотеза о случайном происхождении жизни строится на наблюдаемых фактах — микроэволюции, — и на ненаблюдаемом, в принципе не проверяемом допущении — предположении о том, что в очень далёком прошлом имела место макроэволюция.

Экспериментально наблюдаемая микроэволюция ничему в Торе не противоречит. Наоборот, это как раз и раскрывает один из механизмов Общего Провидения Б-га. А вот предположение о самопроизвольной макроэволюции противоречит описанию Творения и обоснованно отвергается[6].

Нет никакой возможности достоверно установить, что уникальная последовательность редчайших эволюционных событий действительно имела место в далёком прошлом. Можно только предполагать, что такая последоваельность могла бы произойти.

Альберт Эйнштейн

Но это не научный факт, не знание, а вера, опирающаяся на постулат материализма и на принципиальное отрицание возможности Творения[7]. Поэтому нет никакой необходимости считаться с мнением учёных-атеистов по этому вопросу.

Итог [↑]

Если собрать все вышеперечисленные выводы вместе и учесть, что все косвенные свидетельства эволюции могут быть объяснены с позиции модели Творения, становится ясно, что единственное противоречие между Торой и наукой в том, что принимается в рассуждениях за исходную точку: признание или отрицание реальности Творца.

Но в этом специфическом вопросе наука как раз совсем не компетентна[8]. Как сказал лауреат Нобелевской премии по физике Стивен Вайнберг, «наука не делает невозможной веру в Б-га, она лишь допускает возможность неверия».

Итак, лозунги вроде «Тора противоречит науке» или «наука доказала, что Б-га нет», в конечном итоге сводятся к знакомому конфликту теизма и атеизма. И возникновение этого конфликта объясняется не рациональностью, логикой и объективностью, а идеологией, эмоциональностью и субъективностью части учёных.

Выводы [↑]

Во-первых, никаких противоречий между Торой и эмпирической наукой нет.

Тора и наука, изучающая природу такой, какой она предстаёт перед исследователями, не только не противоречат друг другу, но и в принципе противоречить не могут, так как обе исходят из одного Источника. Тора была дана человеку Творцом для постижения духовных ценностей, и точно так же Им была дана и возможность научного исследования Природы.

Во-вторых, воззрение Торы совершенно несовместимо с атеизмом, который использует науку в идеологических целях. Но здесь Торе противоречит мнение учёных-атеистов, а не наука как таковая.

В-третьих, Тора — не «враг науки». Наоборот, из Торы следует повеление Творца человеку заниматься наукой. Нужно и важно добиваться научного прогресса в рамках познания материального мира.

В-четвёртых, знания Торы о мире духовном и знания науки о мире материальном органично дополняют друг друга и вместе формируют единую картину реальности[9].

Нильс Бор

В завершение важно подчеркнуть и общее различие: наука ищет всему в природе естественное объяснение, а Тора раскрывает духовный корень всех этих явлений. Наука ищет непосредственную причину, а Тора — причину причин[10].

Итак, если на данный момент и бытует ошибочное убеждение о существовании противоречия, то причина этого отчасти в неправильном понимании слов Торы, построенном на постулате об отсутствии Творца, а отчасти в том, что наука ещё не обрела полноты знания о мире, но от её имени были преждевременно высказаны недостоверные выводы. Ведь никто не станет оспаривать, что человечество всё ещё находится в процессе понимания мира. И через сотню лет оно может достичь совершенно других высот, с которых современное научное воззрение будет выглядеть примитивным и, возможно, даже ложным.

Таким образом, все мнимые противоречия — следствие недостаточного понимания либо слов Торы, либо реальности этого Мира.

***

Творение и наука [↑]

Прежде, чем перейти к рассмотрению концепции Творения, важно прояснить взаимоотношения Торы и науки в целом, чтобы избавиться от навязанных атеизмом стереотипов об антагонизме между ними.

Как правило, эта тема разбирается с точки зрения научного подхода и широко известна именно в таком ключе. Но на неё можно посмотреть совсем по-другому.

Обсуждение следует начать с принципиального вопроса о реальности Творца. Ведь если предположить, что Творца нет, а Тора — дело рук человека, то все прения на эту тему становятся бессмысленными. А если Творец есть, чему была посвящена первая часть книги, то это побуждает рассматривать тему Торы и науки с точки зрения Замысла Творения, включающего абсолютно всё — в том числе и науку.

Такой подход не только кардинальным образом меняет взгляд на науку, но и позволяет в другой перспективе увидеть её отношения с Торой.

Наука — повеление Творца [↑]

Творец раскрыл человеку основное — цель его жизни и то, какими средствами её можно достичь. В этом его духовная роль, исполнение которой составляет «спектакль» жизни. А вот секрет строения «сцены» жизни — природы, знания о которой для достижения духовных целей Творения не требуются, — Творец человеку не раскрыл, предоставив ему овладеть этим самостоятельно.

В Торе содержится однозначное требование к человечеству: «…НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ»[11].

Как это понять? Если Мир сотворён со всем, что необходимо для существования человека, то почему употребляется словом «овладейте?» Ведь более точным выражением было бы «пользуйтесь». Но если Тора использует именно это слово и повелевает «овладеть», значит, Природа помимо того, что открыто для пользования, содержит и то, чем надо овладеть.

Другими словами, Природа передана в руки человека, ожидает его участия в её освоении. А это, в свою очередь, требует исследовать её устройство. Духовный мир для человека скрыт, поэтому Творец должен был его раскрыть. А вот мир материальный открыт, поэтому Творец его не раскрыл, но при этом создал все условия, чтобы человек смог все его секреты познать сам, смог стать активным соучастником Творения, завершая всё то, что Творец для него уготовил.

А для этого Творец:

  1. Изначально заложил в Природу всё необходимое для существования человека — то, чем надо овладеть.
  2. Сотворил принципиальную возможность познания Природы — то, посредством чего овладение может осуществиться.
  3. Управляет познанием мира, закладывая озарение нового открытия в разум учёного в установленное время.

Раскроем это более подробно.

Природа подстроена под нужды человека [↑]

Человек исследует природу и находит в ней необходимые и полезные для себя ресурсы. В силу привычки людям кажется естественным, что в природе есть вода с её исключительными качествами, воздух, содержащий кислород в необходимой пропорции, вещества, обладающие уникальными свойствами, электричество, магнетизм и так далее.

Но так ли это естественно? Обязательно ли присутствие в природе таких материалов, элементов и сил? Должны ли они обладать свойствами, приносящими пользу человеку?

В природе могло бы не быть источников энергии и тепла (нефти, угля, газа), строительных материалов (глины, цемента, древесины), сырья для одежды (льна, хлопка) и многого другого, что удовлетворяет другие потребности человека, и их отсутствие ничего бы в природе принципиально не изменило.

Тем не менее, эти богатейшие ресурсы существуют и никому, кроме как человеку, принести пользы не могут. Только разумный человек способен реализовать этот потенциал для «овладения» миром и улучшения условий своей жизни.

Значит, как и утверждает концепция Творения, все необходимые ресурсы для технологического прогресса человечества, с начала и до конца его существования, были изначально подготовлены в недрах земли, а все свойства веществ заранее определены в соответствии с их возможным использованием для удовлетворения человеческих потребностей.

Природа доступна пониманию человека [↑]

Научная методика позволяет человеку исследовать и осваивать окружающую его природу. Тот факт, что природные процессы поддаются математическому описанию, кажется учёным совершенно естественным. Но так ли это? Ведь нет никаких причин, в соответствии с которыми это было бы необходимо. И в последнее время исследователи стали обращать внимание на этот неестественный феномен[12].

А вот что об этом пишет великий мудрец РАМХАЛЬ в книге «Даат Твунот»:

«Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке… Доказательство этому — описание сотворения мира в Торе. Творец свидетельствует, что создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени и разделенными на “речения”, а не одним “речением”, как мог бы. Именно из этого следует возможность и необходимость проводить анализ Его действий, их причин и тем более следствий, различать все категории, виды и их аспекты, всё согласно образу мышления человека».

Итак, тот факт, что физические силы, взаимодействия и энергетический потенциал могут быть измерены и подчиняются определённым законам, доказывает, что возможность математического описания природы изначально была сотворена как средство освоения этого мира.

Научные открытия заранее запланированы [↑]

Творец повелевает человеку освоить этот мир, но, чтобы разработать нужные для этого технологии, следует вначале разобраться в строении природы, понять её закономерности и свойства. А это уже требует развития научного познания.

На определённом этапе человечество приступило к развитию науки и добилось колоссальных успехов в освоении природы, что было всецело поставлено в заслугу человеческому гению. Но если быть последовательными в рассуждениях и не забывать, что вся эта тема анализируется с позиции Творения, то возможность научного познания — часть Плана Творения. Всё в мире не может произойти без Воли Творца. Значит, и научное развитие, вне зависимости от того, что об этом думает сам человек, строго соответствует Плану Творения, предусматривающему в числе прочего, когда именно какое именно открытие произойдёт.

История раскрывает, что научный прогресс происходил скачкообразно, а не линейным образом, как можно было бы ожидать. Особого прогресса в научном познании не было в течение тысячелетий, пока не наступил заранее предвиденный в Торе[13] этап человеческого развития. Это произошло в середине XVII века, когда Творец раскрыл тем, кто искал и трудился[14], секреты строения физического мира. И только тогда, как из рога изобилия, посыпались одно за другим великие научные открытия.

При этом сами учёные знают и признают, что великие научные открытия являются результатом не последовательных умозаключений, а творческого озарения.

Итак, согласно концепции Творения, всё научное развитие изначально запланировано как элемент продвижения человечества к цели его творения.

Отношение мудрецов Торы к науке [↑]

В соответствии с этим и еврейские мудрецы, посвящавшие свою жизнь изучению Торы, видели в науке важную составляющую развития человечества[15].

В основополагающей для иудаизма книге «Заповеди сердца» («Ховот аЛевавот») Рабейну Бахие выделяет три части мудрости[16], необходимые мудрецам Торы. Одна из них — практическая; она включает известные в те времена премудрости инженерных расчётов и точных измерений, данные о движении звёзд, медицине и др.

Многие мудрецы Торы уделяли внимание научному познанию и вели исследовательскую работу. РАМБАМ был великим врачом, и работы его до сих пор представляют научный интерес. Виленский Гаон был известен широкими и глубокими познаниями во многих областях науки[17]. Да и в наше время наукой занимаются много глубоко религиозных людей, которыми движет желание познать Замысел Б-га.

Важно также подчеркнуть, что мудрецы никогда не представляли науку как нечто противоположное Торе и никогда никого не преследовали за научные взгляды.

Притча [↑]

Чтобы подвести итог и подчеркнуть важность, которую Тора придаёт развитию знаний о природе, стоит обратиться к известной притче.

У великого царя был любимый сын. Когда приблизился день его рождения, царь решил подарить ему необыкновенный подарок — сад. Но не просто сад, а царский сад. Он повелел своим мудрецам и умельцам спланировать и спрятать в саду многочисленные приятные сюрпризы: драгоценные камни, вкуснейшие плоды, целебные воды и растения, а заодно массу хитроумных деталей, раскрывающих безграничную любовь отца к сыну. Царю страстно хотелось, чтобы сын не только раскрыл все аспекты премудрости сада для своей же пользы, но и смог в результате этого признать мудрость и великую любовь отца. И царь был бы очень разочарован, если бы сын не обратил внимания на все старания отца, не исследовал подаренный ему сад.

Так и Царь Мира, Творец, ожидает от своего «сына», Человечества, что оно захочет понять Царский подарок — мир Природы, — раскроет его секреты и таким образом оценит Любовь и Добро Того, Кто всё для него создал, и сможет быть благодарным Ему за все блага, которые Творец в своём Милосердии вложил в этот мир.

Роль науки в Творении [↑]

Отношение Торы к науке станет ещё яснее, если рассмотреть роль последней как части духовного Замысла Творения.

Наука как средство укрепления Веры [↑]

Как было показано выше, Творец не раскрыл в Торе секреты строения природы, а оставил их человеку на «овладение». Эти секреты стали постепенно раскрываться только с развитием науки. Физика и химия позволили познать законы природы, с помощью которых Творец управляет материальным миром. Молекулярная биология продемонстрировала, как живые организмы порождают себе подобных на основе генетической информации. Был открыт механизм адаптации (микроэволюции), позволяющий понять, как конкретно осуществляется Общее Провидение Б-га[18].

Таким образом, наука существенно расширила и углубила понимание Божественного Плана, раскрывая величие Его всеобъемлющей Мудрости.

В этом и состоит первостепенная духовная роль науки: понять реализацию Замысла Творения, раскрыть великую Мудрость Творца, укрепить веру в Него и в результате пробудить в сердце человека признание Его Добра.

Поэтому РАМБАМ[19] обязывает всматриваться в сотворённую природу, изучать её как один из путей познания Творца, как путь к Трепету и Любви перед Ним.

Наука как испытание Веры [↑]

В главе 10 подробно разбирается, что наука — средство испытания как учёных, так и всех думающих людей.

Наука помогает понять Природу [↑]

Тора не содержит никаких прямых знаний о строении материи. И хотя ключи к материальному миру были раскрыты пророкам и переданы мудрецам Торы со стороны духовной — в виде «корней» и «ветвей», «света» и «сосуда» и так далее, — Творец не раскрыл, каким именно образом эти идеи получат конкретное завершение в мире физическом.

Но жизнь по Торе и исполнение заповедей требуют в определённых случаях знаний об устройстве природы. Поэтому мудрецы Торы, как можно узнать из Талмуда, который полон сведений и советов в самых разных областях познания, уделяли внимание научным исследованиям. Но не так, как это было принято в их эпоху, когда древние греки развивали в основном теоретический, философский аспект науки, а в эмпирическом плане. Они искали практическую пользу посредством конкретных наблюдений, а также заимствовали такие знания у учёных мужей народов мира.

И так на протяжении всей истории, с появлением всё новых вопросов, решения которых зависят от понимания природных явлений, мудрецы Торы полагались на научные знания тех поколений, во время которых они жили.

Итак, наука является орудием познания природы и, как следствие, помогает в решении новых вопросов, которые пробуждаются в законах Торы в связи с изменениями в условиях жизни.

Наука играет роль в историческом процессе [↑]

Развитие науки и техники играет существенную роль в глобальной истории. С точки зрения Торы, конечная цель научно-технического прогресса — не повышение материального благосостояния, а подготовка необходимых условий к периоду окончательного исправления человечества.

Вследствие Проклятия[20] человек вынужден постоянно работать ради выживания, что не позволяет ему в полной мере посвятить себя духовным целям своего существования. В конце истории благодаря научно-техническому прогрессу человек будет освобождён от «рабского» труда, не требуемого для осуществления цели творения, и получит достаточно времени для духовной жизни[21].

Место науки в Творении [↑]

Столь высокая оценка роли науки вызывает вопрос: а почему мудрецы Торы не занимались наукой в первую очередь? Это подводит к более общему вопросу о месте науки в иерархии ценностей: обладает ли она первостепенной значимостью, как это принято полагать?

Что важнее? [↑]

Жизнь человека подобна спектаклю, который разворачивается на «сцене» Природы. Что важнее для его участника — уделить внимание своей роли и умелой «игре» или исследованию устройства «сцены» и её улучшению?

Очевидно, что достижение цели жизни должно быть в ней главным, а познание окружающей природы — второстепенным. Более того, это познание для «спектакля» не столь принципиально, ведь цель творения человека может быть достигнута как при глубоком понимании устройства природы, так и без него[22].

Независимо от того, знает ли человек законы физики, пользуется ли он достижениями техники, продлевает ли жизнь с помощью медицины, он сталкивается с одними и теми же основными человеческими дилеммами, которые ставят его перед испытаниями и определяют его роль как человека. Свобода выбора, благодаря которой возможно испытание воли человека, никак напрямую не связана с развитием научных знаний и технического прогресса[23].

Тем не менее, как было упомянуто выше, всему человечеству повелевается заботиться и о «сцене» — природе, чтобы, с одной стороны, не разрушить её, а с другой, использовать её для меняющихся нужд «спектакля».

Вывод [↑]

Хотя доминирующая в обществе идеология атеизма всеми силами пытается придать познанию и освоению природы, а тем самым и улучшению условий жизни первостепенное значение и ценность, в свете вопроса о смысле человеческого существования наука и технический прогресс второстепенны. Никакой роли в достижении цели жизни они не играют.

В свете этого становится ясным, почему мудрецы Торы не считали познание природы главным приоритетом. Более того, с тех пор, когда Тора была дана на горе Синай, её изучение вменяется им как строгое повеление и становится для них основным и обязательным занятием. А повеление овладеть природой остаётся для народов мира, чем они с успехом и занимаются[24].

Итог [↑]

Тора не только не против научного и технического прогресса, не только поддерживает его, но и обязывает человеческое общество добиваться этого прогресса.

Более того, с точки зрения Торы, наука была, есть и будет единственным инструментом объективного познания материального мира. И именно поэтому из Торы ясно вытекает позиция (в каком-то смысле парадоксальная) в защиту научного консерватизма, отвергающая научное рассмотрение духовной реальности — но не ввиду того, что эта реальность отсутствует, а ввиду того, что современная научная методика применима только в рамках материального мира. Применять её к духовности бессмысленно.

Наука должна развиваться исключительно на основе эмпирического, объективного опыта. И существование духовного мира этому никак не препятствует.

***


[1] Этой теме посвящено Приложение 2.

[2] Правила дискуссии прежде всего предполагают прояснение области противоречия.

[3] Подробнее см. в главе 4.

[4] Так как Творение произошло в мире духовном, оценивать этот процесс знакомыми мерками бессмысленно, ведь земное время тогда ещё не было сотворено. Но при этом с учётом темпов изменений в духовном мире допустимо, что в мире земном этот процесс мог растянуться на миллиарды лет. То есть порядок шести духовных периодов Творения может быть эквивалентен тем событиям, которые могли занять при земных темпах времени миллиарды лет. Подробнее см. главу 5.

[5] Обоснованию Творения была посвящена первая часть книги.

[6] Эта тема подробно разобрана в Приложении 3.

[7] Известный теоретик эволюционного учения Август Вейсман пишет: «Мы вынуждены принять принцип естественного отбора, потому что только он даёт нам объяснение целесообразности живого мира без необходимости предполагать, что этот мир был сотворён с изначальной целью». Джордж Уолд, нобелевский лауреат из Гарвардского университета, замечал: «Достаточно просто поразмыслить о важности этой задачи, чтобы согласиться, что самопроизвольное зарождение живого организма невозможно. Однако вот они мы, в результате чего я верю в самопроизвольное зарождение».

[8] Подробно это обсуждается в первой части книги, в подразделе 3.2.

[9] Тема симбиоза Торы и науки проясняется в главе 9.

[10] Эту идею легче понять, если представить себе театральный спектакль, к концу которого главный герой кончает жизнь самоубийством. Если спросить зрителей, то они объяснят его поступок возможными психологическими мотивами — из-за неразделённой любви, из-за неприятия со стороны общества, идеологии и т.п. Но если спросить режиссёра, то можно получить неожиданный ответ: так положено по сценарию, что главный герой должен покончить жизнь самоубийством на 78-й минуте… И действительно, спектакль — не сама жизнь. В ней артист всего лишь дословно заучивает свой текст и скрупулёзно выполняет установленную ему роль. Так обстоит дело и с этим миром, на который можно смотреть двояко — либо взглядом «зрителя», изыскивая всему естественную причину, чем наука и занимается, либо взглядом Сверху, постигая истинные причины всего происходящего. Тора как раз и раскрывает, что именно написано в «сценарии» Б-га…

[11]Бэрешит 1:28. РАМБАН в своём комментарии (Бэрешит 1:26) пишет, что это повеление включает овладение всем живым и растительным, а также самой землёй, её богатствами.

[12] Многие учёные выражают удивление, что природные явления могут быть описаны математическими формулами. Знаменитый физик Стивен Хокинг в своей книге «Краткая история времени» писал по поводу поиска единой физической теории: «Даже если возможна всего одна единая теория — это просто набор правил и уравнений. Но что вдыхает жизнь в эти уравнения и создает Вселенную, которую они могли бы описывать?»

[13]Книга Зоар (Ваэра 132) содержит пророчество, что настанет время (в пересчёте на общепринятое летоисчисление — в середине XVII века), когда Творец откроет человечеству источники великой мудрости.

[14] Творец даёт это только тем, кто его ищет, кто использует подаренный им Свыше талант по назначению.

[15] Несмотря на одобрение и поддержку научного и технического прогресса, мудрецы Торы были осторожны в суждениях и даже отвергали некоторые общепринятые выводы и следствия, напрямую из науки не следующие. Например, научные знания никак не помогают установить правомерность их использования. Наука сама по себе не содержит никаких этических норм и границ применения своих достижений. Поэтому мудрецы Торы выступали за разумный контроль тех технологий, от которых исходит угроза для физического, душевного или духовного здоровья людей.

[16] «Заповеди сердца». Предисловие автора. С.6. (Издание «Тора лишма».)

[17] «Коль атор», рабби из Шкалова.

[18] См. параграф 6.2.2.

[19] РАМБАМ, «Мишне Тора», Исодей аТора 1:1, 2:1, 4:19.

[20] Изначально Человек был помещён в идеальные условия, где никакие насущные заботы не отвлекали его от основного — духовной работы и испытания. Грех же привел к Проклятию — постоянной заботе о своём пропитании и бытовом устройстве, занятию излишнему, никак не необходимому для осуществления цели жизни. Подробнее см. Приложение 1, подраздел 5.3 «О реализации Творения».

[21] Развитие науки и техники в конечном итоге приведёт к появлению человеческого общества, в котором не будет потребности постоянно занимать себя работой, чтобы просто существовать. Это неизбежно поставит вопрос о том, чем занять освободившееся время. Сейчас, чтобы отвлечь человека от пугающих мыслей о смысле его существования и заглушить его «духовный голод» — скуку, цивилизация предлагает выход в виде индустрии развлечений. Но придёт время, когда «развлекательный» образ жизни станет менее приемлем. Вот тогда возможность духовной жизни и откроется перед человечеством в массовом порядке.

[22] Водителю не требуется знать устройство исправного автомобиля, чтобы доехать на нём до пункта назначения.

[23] Достижения науки и техники могут расширить знания человечества, принести изобилие и создать более комфортабельные, безопасные условия жизни, но не могут приблизить человека к цели его творения.

[24] Это никак не исключает возможности занятия наукой для человека религиозного. После того, как он получит основы еврейского образования, усвоит соответствующие этические нормы и жизненные приоритеты, он сможет приступить и к изучению наук. Но не в качестве идеала, не для карьеры, престижа или славы, а для того, чтобы познать пути Творения и иметь средства к существованию.

Выводить материалы

Тора, наука и тетя Белла

Рав Ашер Кушнир

Археология по следам Традиции

Рав Пинхас Шнайдер

Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?