Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Что делать с ребенком, который постоянно заявляет, что все, сказанное когда-либо его отцом — ложь? Вопрос этот отнюдь не праздный. Есть такие, кто всегда «знает»: все написанное в Торе — неверно! Тора рассказывает о выходе из Египта, а они твердят: этого никогда не было! В Пророках сказано о завоевании земли Израиля, а они утверждают: неправда! Все это все сказки! «Отрицатели» эти столкнулись, однако, с одной проблемой: постоянно поступают новые археологические данные, подтверждающие библейские рассказы. Известнейший археолог, профессор Олбрайт, пишет: «Нет ни одного историка, на которого не произвело впечатления быстрое увеличение количества фактов, подтверждающих традицию предков» (The Biblical Period). Д-р Йоханан Аарони, один из виднейших исследователей археологии в Израиле, пишет: «Новые открытия полностью изменили подход исследователей к Писанию. Теперь они видят в нем исторический источник первостепенной важности, включая и древнейший период зарождения еврейского народа» (Eretz Israel HaKnaanit Hameucheret, pp. 2—5). В последнее время возобновились нападки на достоверность Писания, и однозначный ответ на эти нападки пришел как раз со стороны науки.

Профессор Адам Зарталь из Хайфского университета в течение 21 лет исследовал 3000 кв. км. в Самарии, что составляет около половины всей площади Иудеи и Самарии. Было найдено около 200 поселений 13—12 вв. до н.э., большая часть которых ранее не была известна. Результаты работы зафиксированы в двух уже вышедших и в трех готовящихся к изданию томах. В статье «Взойдите на гору Эйваль», опубликованной в газете «Аарец», проф. Зарталь показывает соответствие между сказанным в книгах Второзакония и Йеошуа и данными проведенных им археологических раскопок.

В книге Второзакония, гл. 27, Моше велит сынам Израиля перейти через Иордан и провести церемонию на горе Эйваль, у специального жертвенника, который нужно будет там построить. Евреи принесут жертвоприношения, высекут слова Торы на камнях, а затем проведут церемонию благословений и проклятий между горой Гризим и горой Эйваль. В книге Йеошуа рассказывается, как сыны Израиля в точности выполнили все сказанное им.

Исследованные проф. Зартелем древние поселения отличались от позднеханаанских архитектурой и предметами быта. Они в точности соответствуют тому, как должны выглядеть поселения полукочевого народа, вступающего в Ханаан из-за Иордана. Сопоставление образцов посуды того периода показывает продвижение с востока на запад — от долины Иордана к морю. Это как раз соответствует свидетельству Писания о переходе через Иордан и постепенном заселении земли и продвижении на восток.

Отвегающих Писание это не убедило. Может быть, эти поселения принадлежат древним ханаанейцам? Дома и осколки глиняной посуды, утверждали они, ничего не говорят о национальной принадлежности. И тогда был обнаружен жертвенник на горе Эйваль.

Профессор Зарталь рассказывает: на восточном склоне горы Эйваль мы обнаружили объект площадью около 14 дунамов. Обломки глиняной посуды, найденные там, показывают, что этот объект был основан в конце 13 века до н.э. и просуществовал около 50 лет — хронология, соответствущая традиционному пониманию истории завоевания евреями Ханаана. В этом месте стояло большое сооружение, в центре которого — каменное возвышение, на которое поднимались по пологому каменному склону. Эта постройка со склоном в точности отвечает описаниям еврейских жертвенников, приведенных в книге пророка Йехзкеля (гл. 43), в мишне Мидот (3), у Иосифа Флавия и в «Свитке Святилища», найденного в пещерах Мертвого моря. Внутри возвышения и вокруг него были найдены слои песка и в них — кости животных, принесенных в жертву. Большая часть этих животных — это молодые самцы крупного и мелкого рогатого скота, подходящие под законы жертвоприношений Торы. Архитектурная идентификация, период (начало завоевания евреями Ханаана) и место (гора Эйваль) позволяют с очень большой вероятностью идентифицировать данный объект с жертвенником, упомянутым во Второзаконии и в книге Йеошуа. Методы строительства, обломки посуды и другие данные совпадали с аналогичными находками, обнаружунными в различных местах между Иорданом и горами Самарии.

Из раскопок на горе Эйваль напрашиваются далеко идущие выводы. Если на горе Эйваль стоял жертвенник и возле него был проведен грандиозный ритуал (это соответствует его расположению и форме горы, подходящей для собрания большого количества народа), то это подтверждает традицию, зафиксированную в книгах Второзакония и Йеошуа. Если добавить к этому соответствие животных, принесенных в жертву, заповедям Тори и отсутствие изваяний идолов (в отличие от близлежащих ханаанейских капищ), то мы получаем достоверное свидетельство о национальном и религиозном формировании колен Израиля в очень ранний период — в точности так, как написано в Торе. В то время как «отрицатели» утверждают, что Писания — очень поздние по времени зарождения и недостоверные традиции, проф. Зарталь считает, что жертвенник на горе Эйваль показывает, что книги Второзакония и Йеошуа были написаны в ранний период, и это открытие — археологическое свидетельство достоверности Писания как исторического источника. Проф. Ларри Герр из Торонтского университета, проводящий раскопки в Тель-Оммейри недалеко от Оммана, обнаружил обломки глиняной посуды, идентичные найденным на горе Эйваль. Это первое свидетельство о присутствии в тот период еврейского населения и на восточном берегу Иордана.

Вернуться в детский сад

Что случилось после того после того, как эти научные факты стали известны? А ничего. «Отрицатели» не признают своего поражения — они просто молчат. Только несколько правдолюбцев подают голос. Профессор Ларри Стайгер из Гарвардского университета сказал: «Если на горе Эйваль стоял жертвенник, все мы (библейские археологи) должны вернуться в детский сад». Поскольку обнаружение жертвенника — непреложный факт, необходима революция в сознании археологов — они должны принять Писание как исторический источник, пишет проф. Зарталь в завершение своей статьи. На протяжении долгих лет раскопок в Самарии были обнаружены и многие другие данные, подтверждающие рассказ Писания. Они будут опубликованы в книге проф. Зарталя, которая вскоре выйдет в свет.


Насыщенность этого дня невероятна, и если бы еврейский народ не видел в исполнении заповедей смысл своего существования, все это просто невозможно было бы вместить в один короткий день: пост первенцев, первый день поста Эстер во время Пуримских событий, пост праведников, частичный запрет работы, уничтожение хамеца — это далеко не полный список дня 14 Нисана Читать дальше

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Подготовка к Песах в лагере

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Седер Песах в советском лагере»

Глава из книги Рава Ицхака Зильбера об удивительном проведении Пасального седера в Сталинском лагере

Кимха де-Писха — обычай помощи нуждающимся к празднику Песах

Толдот Йешурун

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — Кимха деПисха (мука на Песах). Cегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Кицур Шульхан Арух 113. Законы кануна Песаха, поста первенцев и выпечки мацы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Очищение посуды

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Иерусалим — в книгу Гиннеса

Гавриэль Блох

Предпасхальная уборка в Иерусалиме

«Мцора» («Прокаженный»)

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мцора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.