Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Что делать с ребенком, который постоянно заявляет, что все, сказанное когда-либо его отцом — ложь? Вопрос этот отнюдь не праздный. Есть такие, кто всегда «знает»: все написанное в Торе — неверно! Тора рассказывает о выходе из Египта, а они твердят: этого никогда не было! В Пророках сказано о завоевании земли Израиля, а они утверждают: неправда! Все это все сказки! «Отрицатели» эти столкнулись, однако, с одной проблемой: постоянно поступают новые археологические данные, подтверждающие библейские рассказы. Известнейший археолог, профессор Олбрайт, пишет: «Нет ни одного историка, на которого не произвело впечатления быстрое увеличение количества фактов, подтверждающих традицию предков» (The Biblical Period). Д-р Йоханан Аарони, один из виднейших исследователей археологии в Израиле, пишет: «Новые открытия полностью изменили подход исследователей к Писанию. Теперь они видят в нем исторический источник первостепенной важности, включая и древнейший период зарождения еврейского народа» (Eretz Israel HaKnaanit Hameucheret, pp. 2—5). В последнее время возобновились нападки на достоверность Писания, и однозначный ответ на эти нападки пришел как раз со стороны науки.

Профессор Адам Зарталь из Хайфского университета в течение 21 лет исследовал 3000 кв. км. в Самарии, что составляет около половины всей площади Иудеи и Самарии. Было найдено около 200 поселений 13—12 вв. до н.э., большая часть которых ранее не была известна. Результаты работы зафиксированы в двух уже вышедших и в трех готовящихся к изданию томах. В статье «Взойдите на гору Эйваль», опубликованной в газете «Аарец», проф. Зарталь показывает соответствие между сказанным в книгах Второзакония и Йеошуа и данными проведенных им археологических раскопок.

В книге Второзакония, гл. 27, Моше велит сынам Израиля перейти через Иордан и провести церемонию на горе Эйваль, у специального жертвенника, который нужно будет там построить. Евреи принесут жертвоприношения, высекут слова Торы на камнях, а затем проведут церемонию благословений и проклятий между горой Гризим и горой Эйваль. В книге Йеошуа рассказывается, как сыны Израиля в точности выполнили все сказанное им.

Исследованные проф. Зартелем древние поселения отличались от позднеханаанских архитектурой и предметами быта. Они в точности соответствуют тому, как должны выглядеть поселения полукочевого народа, вступающего в Ханаан из-за Иордана. Сопоставление образцов посуды того периода показывает продвижение с востока на запад — от долины Иордана к морю. Это как раз соответствует свидетельству Писания о переходе через Иордан и постепенном заселении земли и продвижении на восток.

Отвегающих Писание это не убедило. Может быть, эти поселения принадлежат древним ханаанейцам? Дома и осколки глиняной посуды, утверждали они, ничего не говорят о национальной принадлежности. И тогда был обнаружен жертвенник на горе Эйваль.

Профессор Зарталь рассказывает: на восточном склоне горы Эйваль мы обнаружили объект площадью около 14 дунамов. Обломки глиняной посуды, найденные там, показывают, что этот объект был основан в конце 13 века до н.э. и просуществовал около 50 лет — хронология, соответствущая традиционному пониманию истории завоевания евреями Ханаана. В этом месте стояло большое сооружение, в центре которого — каменное возвышение, на которое поднимались по пологому каменному склону. Эта постройка со склоном в точности отвечает описаниям еврейских жертвенников, приведенных в книге пророка Йехзкеля (гл. 43), в мишне Мидот (3), у Иосифа Флавия и в «Свитке Святилища», найденного в пещерах Мертвого моря. Внутри возвышения и вокруг него были найдены слои песка и в них — кости животных, принесенных в жертву. Большая часть этих животных — это молодые самцы крупного и мелкого рогатого скота, подходящие под законы жертвоприношений Торы. Архитектурная идентификация, период (начало завоевания евреями Ханаана) и место (гора Эйваль) позволяют с очень большой вероятностью идентифицировать данный объект с жертвенником, упомянутым во Второзаконии и в книге Йеошуа. Методы строительства, обломки посуды и другие данные совпадали с аналогичными находками, обнаружунными в различных местах между Иорданом и горами Самарии.

Из раскопок на горе Эйваль напрашиваются далеко идущие выводы. Если на горе Эйваль стоял жертвенник и возле него был проведен грандиозный ритуал (это соответствует его расположению и форме горы, подходящей для собрания большого количества народа), то это подтверждает традицию, зафиксированную в книгах Второзакония и Йеошуа. Если добавить к этому соответствие животных, принесенных в жертву, заповедям Тори и отсутствие изваяний идолов (в отличие от близлежащих ханаанейских капищ), то мы получаем достоверное свидетельство о национальном и религиозном формировании колен Израиля в очень ранний период — в точности так, как написано в Торе. В то время как «отрицатели» утверждают, что Писания — очень поздние по времени зарождения и недостоверные традиции, проф. Зарталь считает, что жертвенник на горе Эйваль показывает, что книги Второзакония и Йеошуа были написаны в ранний период, и это открытие — археологическое свидетельство достоверности Писания как исторического источника. Проф. Ларри Герр из Торонтского университета, проводящий раскопки в Тель-Оммейри недалеко от Оммана, обнаружил обломки глиняной посуды, идентичные найденным на горе Эйваль. Это первое свидетельство о присутствии в тот период еврейского населения и на восточном берегу Иордана.

Вернуться в детский сад

Что случилось после того после того, как эти научные факты стали известны? А ничего. «Отрицатели» не признают своего поражения — они просто молчат. Только несколько правдолюбцев подают голос. Профессор Ларри Стайгер из Гарвардского университета сказал: «Если на горе Эйваль стоял жертвенник, все мы (библейские археологи) должны вернуться в детский сад». Поскольку обнаружение жертвенника — непреложный факт, необходима революция в сознании археологов — они должны принять Писание как исторический источник, пишет проф. Зарталь в завершение своей статьи. На протяжении долгих лет раскопок в Самарии были обнаружены и многие другие данные, подтверждающие рассказ Писания. Они будут опубликованы в книге проф. Зарталя, которая вскоре выйдет в свет.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.