Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Гора Синай

Оглавление

Место дарования Торы [↑]

Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. А событие дарования Торы часто называют «Синайским откровением» — во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего (см. тему Шхина — Б-жественнное присутствие).

В то время, как народ Израиля стоял станом под горой Синай, их лидер — пророк Моше (Моисей) — поднялся на гору, которая, как описывает Тора (Шмот, 19:18) «дымилась… И восходил от нее дым, как дым печи обжиговой; и содрогалась вся гора очень». Здесь Всевышний продиктовал Моше 10 Заповедей, а также дал ему и всему народу законы Письменной и Устной Торы.

Дарование Торы произошло на 50-й день после Исхода из Египта, и в память об этом событии был установлен праздник Шавуот.

Где находится гора Синай [↑]

Точное местонахождение горы Синай неизвестно в наше время. Возможно, последним евреем, побывавшим там, был пророк Элияу, как это описано в книге Млахим. Поскольку после дарования Торы святость Шхины (Б-жественного присутствия) покинула это место, не было смысла сохранять какую-либо связь с ним, — теперь оно не отличалось от любого другого.

Где же находилась гора Синай?

Принято считать, что в Синайской пустыне, это логичнее всего. Хотя есть мнения, что, на самом деле, эта гора находилась недалеко от реки Иордан, на территории тогдашнего Мидьяна. Есть также несколько исследователей, считающих, что эта гора находится на восточном (саудовском) побережье Эйлатского залива.

Однако, как мы уже отметили, теперь это не имеет значения, так как для нашего дальнейшего служения Всевышнему Он сам избрал другое место — гора Мория (она же Храмовая гора) в Земле Израиля, где позже был построен Иерусалимский Храм. Поэтому нет необходимости искать ту гору, да и возможности найти ее точно, на самом деле, нет. Даже поверхностное знакомство с источниками, говорящими о географии путешествия сынов Израиля в пустыне, показывает: в наше время нельзя утверждать, что упомянутая в Торе «стоянка» у Синая была в том или ином месте — ведь не обо всех местах существует непрерывная традиция, подтверждающая их название.

Поэтому, с точки зрения иудаизма, нет никакого смысла в почитании этой горы, а тем более — в почитании горы на Синайском полуострове, на территории современного Египта, куда обычно водят туристические экскурсии. Даже если и называют в народе какую-либо гору «гора Моисея» — ни у кого в настоящее время нет достоверных данных, чтобы утверждать: вот это — та самая гора Синай, она же Хорев, на которой Б-г даровал Тору.

Почему Тора была дарована на горе Синай [↑]

Есть несколько ответов на этот вопрос.

В Псалмах сказано: «Зачем скачете вы (от зависти), горы холмистые?» (Теилим, 68, 17). Раби Йоси a-Глили сказал: «Когда Всевышний уже решил даровать Тору на горе Синай, другие горы сошли с места и заспорили друг с другом: каждая из них утверждала, что Тора должна быть дарована именно на ней. Гоpa Тавор и гора Кармель пришли в числе других, утверждая, что они призваны Всевышним. Но Он сказал им: “Зачем скачете вы, горы холмистые? Гору ту возжелал Б-r, чтобы обитать на ней”. Ведь на всех этих горах совершалось идолопоклонство, а на горе Синай — не совершалось».

Откуда взялась гора Синай? Раби Йоси сказал: «Гора Мория была отделена от земли, как хала от теста, от того места, где Авраам намеревался принести в жертву Ицхака. Она и стала горой Синай. Ведь именно на том месте, где лежал связанным наш праотец Ицхак, его потомкам следовало получить Тору».

Другой ответ можно найти в книге Мэ-Ам Лоэз(глава Шмот, 19:17). Там рассказано, что незадолго до дарования Торы и во время него произошёл ряд чудес. Одним из них был спор между крупнейшими горами мира о том, на какой из них будет дана Тора. Гора Синай в этом споре даже не участвовала, ведь она не из числа крупнейших! Но Вс-вышний даровал Тору именно на ней, чтобы показать, что скромность — совершенно необходимое качество для изучения Торы. По той же самой причине Тора была дана именно Моше, которого Тора называет самым скромным из людей (Бемидбар 12:3). Дело в том, что скромный человек способен воспринимать чужие идеи, а у гордеца сильная тенденция навязывать свои мнения другим.

Рав Элияу Ки-Тов приводит описание этой версии в следующем ключе. Когда Всевышний произнес: «Я — Г-сподь, Б-г твой…», горы разбушевались и холмы обрушились. Горы Тавор и Кармель сошлись и заспорили, кто из них призван Всевышним. Когда они услышали следующие слова: «…Который вывел тебя из земли Египетской», то сразу вернулись на свои места, понимая, что не подходят для Дарования Торы. Ведь гора Синай — самая низкая из гор, так же как Израиль — самый маленький из народов, в Моше — самый скромный из людей. Именно в том и заключается величие Торы, что она учит человека скромности.

Здесь напрашивается другой вопрос. Если Творец искал максимальную скромность, почему же Тора не была дана в долине?

Чтобы научить нас не преуменьшать значение наших собственных действий. Нет человека, действия которого не имели бы значения. Человек не должен забывать, что сам факт его существования доказывает его значимость.

Еще один ответ, который Мэ-Ам Лоэз даёт на этот вопрос, тоже связан с высотой горы Синай. В те времена идолопоклонники использовали все высокие горы, чтобы ставить на них свои идолы. А гора, служащая идолопоклонству, не кашерна (т.е., буквально, не пригодна) для дарования Торы точно так же, как камни из разобранного идола не кашерны для построения жертвенного алтаря для службы Всевышнему. Кроме того, если бы Тора была дана в месте, которое ассоциируется с идолопоклонством, сложилось бы впечатление, что дарование Торы каким-то образом связано с этим идолом. А гора Синай, в силу своего невыдающегося роста, для идолопоклонства не использовалась.

Выводить материалы