Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Храмовая гора

Храмовая гора (на иврите — Ар а-Байт, «гора Дома», т.е. Храма), она же гора Мория — гора, где царь Соломон (Шломо) построил Иерусалимский Храм. Сегодня Храмовая гора находится в границах Старого города Иерусалима. В иудаизме это место считается самым святым на земле, т.к. Храм — это «ворота Небес», где Б-г устанавливает связь с людьми. По мнению мудрецов, название «Мория» происходит от слова «ораа» — учение, наставление, или от «ир'а» — трепет перед Небесами; другое объяснение: от слова «мор»— мирра, одно из благовоний (см. Раши к Берешит, 22:2; Брахот, л.35Б). Точкой наибольшего сосредоточения святости Храмовой горы является краеугольный камень Мироздания — Эвен а-Штия, с которого начиналось Сотворение мира. После постройки Храма на краеугольном камне был помещен Ковчег Завета, находившийся в специальном помещении — Святая Святых, куда мог заходить только Первосвященник и только один раз в году — в Йом Кипур. Краеугольный камень в наши дни находится внутри золотого «Купола над скалой», возведенного мусульманами.

Служившие в Храме священники-коэны, как и другие люди, приходившие в Храм, должны были находиться в состоянии ритуальной чистоты. Поскольку в наше время, по еврейским законам, это недостижимо, вход евреям на Храмовую гору запрещен. Остаток стены, подпиравшей некогда Храмовую гору с запада, сегодня известен как Стена Плача.

Оглавление

Гора Мория до постройки Храма [↑]

Как сообщает Мидраш, Первый человек — Адам — был создан на горе Мория, а затем помещен в Райский Сад (Ган Эден).

После того, как он совершил грех, нарушив запрет Б-га есть плод Дерева познания добра и зла, и был изгнан из Ган Эдена, он вновь оказался на горе Мория, «так как врата сада Эдена расположены вблизи нее» (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92). Мидраш рассказывает, что в первый вечер своей жизни, когда Адам увидел, что наступает темнота, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил»! Всю ночь Адам и его жена постились и плакали, а утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему в жертву быка (Авода зара 8а). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние, и был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20).

На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также Ноах (Ной), уже после того, как он и его семья вышли из Ноева Ковчега.

Перед смертью Ноах разделил землю между тремя своими сыновьями. Страна, в которой расположена гора Мория, была отдана сыну Шему (Раши, Берешит 12:6, Сифтей хахамим).

В недельной главе Лех Леха упомянут Малки-Цедек, священник города Шалем. Мидраш объясняет: Малки-Цедек — это Шем, а Шалем — это прежнее название Иерусалима; другое название города — Цедек, поэтому Шема называли «Малки-Цедек» — т.е. «царь Цедека» (Берешит14:18, Раши). Наряду с этим, Шем был первосвященником и приносил на горе Мория жертвы Всевышнему от имени всего человечества (Таргум Йонатан и Раши; Берешит раба; Зоар хадаш 22).

Еще при жизни Шема право быть служителем Вс-вышнего («кеуна», от слова «коэн», священник) было передано праотцу Аврааму и его потомкам (ср. трактат Недарим, л.32Б).

На горе Мория произошел важнейший эпизод нашей истории — жертвоприношение Ицхака — Акедат Ицхак (дословно «связывание Ицхака»), когда Вс-вышний, желая испытать веру Авраама, повелел ему вознести на жертвенник своего сына Ицхака. И отец, и сын беспрекословно подчинились желанию Б-га, и лишь когда прозвучал голос: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12), Авраам отвел занесенный над Ицхаком нож и вместо сына принес в жертву барашка.

Впоследствии, как считают комментаторы, Ицхак молился на этом месте, когда его впервые увидела Ривка, а позднее — уже вместе с Ривкой, после 20-летнего бесплодного брака, просил, чтобы Б-г дал им потомство (Берешит 25:21; Пиркей дераби Элиэзер 32).

Гора Мория связана и с именем праотца Яакова. Спасаясь от своего брата Эсава, Яаков бежал из дома отца. В пути он заночевал на горе Мория и увидел пророческий сон — лестницу (см. Лестница Яакова), стоящую на земле, а вершиной достигающую небес, по которой опускались и поднимались ангелы (Берешит 28:12; Зоар 1, 149б). Яаков услышал голос Творца, который обещал отдать ему и его многочисленным потомкам Землю Израиля. Вс-вышний также показал Яакову четыре царства, которые будут властвовать над его потомками, но при этом обещал, что никогда не уничтожит его народ (Пиркей дераби Элиэзер 35; Ваикра раба 29:2).

Тора так говорит об этом месте: «И пробудился Яаков ото сна своего, и сказал он: Воистину, есть Г-сподь на месте этом, а я не знал! И устрашился он, и сказал: Как страшно место это! Не что иное это, как Дом Б-жий! И это врата небес!» (Берешит, 28:16-17).

Впоследствии Иерусалим и сама гора Мория были заняты иевусеями — одним из ханаанских племен, которые отвоевали Землю Израиля у сынов Шема (Раши к Берешит, 12:6).

Много лет спустя, когда евреи под руководством Иеошуа бин Нуна завоевали обещанную им Землю, эти места были отданы колену Биньямина. Однако, даже разгромив армию иевусейского царя Иерусалима Адони-Цедека, Иеошуа не смог изгнать жителей города иевусеев (Иеошуа, 10:3-14; 15:63; 18:28).

Строительство Первого Храма [↑]

Во Второй Книге Шмуэля рассказывается о том, как царь Давид пошел войной на Иерусалим, в котором жили иевусеи, взял крепость Сион (Цийон) и основал «город Давида» (II Шмуэль 5:6-11; I Диврей аямим 11:4-7). По решению царя сюда был перенесен Ковчег Завета, в котором находились Скрижали Завета с написанными на них Десятью Заповедями. Ковчег был временно помещен в шатер.

Давида удручало, что сам он живет «в доме из кедрового дерева, а Ковчег Б-га пребывает в шатре», но пророк Натан сообщил ему слова, переданные во сне Б-гом: «Не ты построишь дом для Моего пребывания. …Но когда завершатся твои дни, и ты почиешь со своими предками, то Я поставлю после тебя твоего потомка… Он построит Дом Моему Имени, и Я утвержу престол его царства навеки» (II Шмуэль 7:1-17; I Диврей аямим 17:1-15).

Давид купил для постройки Храма участок земли, на котором находилось гумно иевусея Аравны (Орны). Это и была гора Мория (Диврей а-Ямим 2, 2:1). Деньги на покупку были собраны с каждого колена.

На этом месте Давид воздвиг жертвенник Б-гу и заложил фундамент постоянного каменного Храма, призванного заменить Мишкан — переносной Храм (построенный в пустыне еще в эпоху Исхода из Египта). На этом фундаменте его сын Шломо в 2960 (826 г. до н.э.) построил Первый Храм.

Как только было закончено строительство Храма на Храмовой горе, и Ковчег Завета перенесен в специальное помещение — Святая Святых, шхина (Б-жественное присутствие) сошла в Храм. Во Второй Книге Хроник (Диврей а-Ямим 2, 5:12-14) это описано так: «И левиты певцы…, одетые в виссон, с цимбалами и с арфами и кинорами, стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать коэнов, трубивших в трубы. И были, как один, трубящие и поющие, издавая голос единый к восхвалению и славословию Г-спода; и когда загремел звук труб, и цимбалов, и музыкальных инструментов, и когда восхваляли Г-спода, — “ибо благ Он, ибо вовеки милость Его”, — тогда дом, дом Г-сподень, наполнило облако. И не могли коэны стоять на служении из-за облака, ибо наполнила слава Г-сподня дом Б-жий».

Во времена Первого и Второго Храмов [↑]

410 лет Храм являлся местом превозношения Б-га. Здесь, как и прежде в Переносном Храме (Мишкане), воздвигнутом еще в период странствий по пустыне, служили коэны — потомки Аарона. Они приносили жертвы от имени всего народа («общественные жертвы»), а также совершали другие виды служения.

Территория Храма была разделена на «святую» (где могли находиться только коэны) и «будничную», куда приходили все евреи, при этом, приходить сюда можно было только в состоянии ритуальной чистоты, принося свои «личные» жертвы. Три раза в году — в праздники Песах, Шавуот и Суккот — «восхождение» в Храм было обязательным и называлось «алия ле-регель», отсюда название этих праздников: «шалош регалим» («регель» — дословно на иврите «нога», «шалош»«три»). В «будничном» помещении Храма также заседал Санедрин — Верховный еврейский суд.

В Первом Храме явно присутствовала шхина, и во время службы происходило десять постоянных чудес (они перечислены в трактате Мишны «Пиркей авот» — ч.5, мишна 5).

9 Ава 3338 (422 г. до н.э.) вавилонский царь Навухаднецар разрушил и сжег Первый Храм. Жители страны были угнаны в Вавилонию. Согласно Устной торе, Первый Храм был разрушен за три греха — идолопоклонство, убийство и разврат. Семьдесят лет продолжалось изгнание — пока евреи не вернулись в свою страну и не восстановили Храм.

Второй Храм был построен согласно плану, полученному пророком Иехезкелем в посланном ему Свыше откровении. В нем уже не было ни явных чудес, ни явного присутствия шхины. Кроме того, был утрачен Ковчег Завета, скрытый в тайнике в недрах Хромовой горы незадолго до вавилонского завоевания Иерусалима. Тем не менее, в эту эпоху люди больше боялись Б-га, чем во времена Первого Храма. Но и Второй Храм не устоял и был разрушен по другой причине — из-за необоснованной ненависти евреев друг к другу.

Второй Храм был разрушен и сожжен римлянами9 Ава 3828 (68 г. н.э.), через 420 лет после возведения.

Храмовая гора после разрушения Храма [↑]

Разрушив Иерусалим, римляне сравняли его с землей и распахали Храмовую гору. Осталась только Западная стена Храмовой горы — Стена Плача, которая, как известно из пророчества, никогда не будет разрушена (о строительстве и разрушении стен Храмовой горы и самого Храма см. здесь).

Впоследствии на развалинах Иерусалима была построена римская колония Элия Капитолина, а на месте Храма на Храмовой горе воздвигнуто языческое капище.

После падения Рима, во времена Византийской империи, чтобы стереть память о Храме, здесь была устроена огромная мусорная свалка, а в южной части горы была возведена христианская церковь. Евреи были изгнаны из Иерусалима более чем на 500 лет.

В 4398 (638) году мусульмане во главе с халифом Омаром завоевали Иерусалим и расчистили Храмовую гору. Они объявили это место своей святыней («краеугольный камень» — тот, с которого, по их мнению, пророк Мухаммед вознесся на небо) и в 4451 (691) году построили вокруг камня «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла — всем известное сейчас здание с золотым куполом. На Храмовой горе была также возведена одна из главных мусульманских мечетей — мечеть Аль-Акса (в 4473 / 713 году).

В 4859 (1099) году Иерусалим завоевали крестоносцы. Они убивали евреев, но не тронули Храмовую гору. Мечеть Аль-Акса они сделали своей резиденцией, а «Купол над скалой» облюбовал рыцарский орден тамплиеров.

В XII веке султан Салах-ад-Дин (Саладин) отвоевал Иерусалим и изгнал христиан.

В результате шестого крестового похода Храмовая гора снова оказалась в руках христиан на сорок пять лет (5059-5104 / 1299-1344/ гг.).

Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года. Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев, а начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, вплоть до освобождения Старого города израильской армией в 5727 (1967) году во время Шестидневной войны. В настоящее время Храмовая гора подчиняется властям Палестинской автономии.

Строительство Третьего Храма [↑]

Еврейские пророки и мудрецы говорят о том, что в будущем, с приходом Машиаха — царя из дома Давида — отстроится Третий Храм, который уже никогда не будет разрушен. Не только евреи, но и народы мира признают над собой власть Единого Б-га, и никому не придет в голову считать Храмовую гору местом, предназначенным для чего-то другого. Мысли всего человечества устремятся к Храму с благодарственными молитвами.

Выводить материалы

Авраам Коен

Храма нет. Только Стена.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Дети и Иерусалим

Неизвестный автор

На фото Масличная гора и мечеть Аль-Акса.

Туннель Западной Стены

Вадим Левин

Подземный туннель тянется вдоль всей Стены Плача. Он прилегает к ней и находится под зданиями Старого города. Туннель позволяет получить доступ к дополнительным 485 м стены. Часть Западной стены осталась открытой после разрушения Храма. Поскольку она была максимально приближена к Святая Святых Храма, и оставалась доступной, эта часть стены стала молитвенным местом иудеев на протяжении тысячелетий. Со временем она скрылась под слоем веков. Увидеть ее можно в подземном туннеле, изображенном на фото.