Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Храмовая гора

Храмовая гора, она же гора Мория, на которой стоял еврейский Храм Соломона — самое святое место для евреев. Считается, что отсюда началось Сотворение мира.

Храмовая гора (на иврите — Ар а-Байт, «гора Дома», т.е. Храма), она же гора Мория — гора, где царь Соломон (Шломо) построил Иерусалимский Храм. Сегодня Храмовая гора находится в границах Старого города Иерусалима. В иудаизме это место считается самым святым на земле, т.к. Храм — это «ворота Небес», где Б-г устанавливает связь с людьми. По мнению мудрецов, название «Мория» происходит от слова «ораа» — учение, наставление, или от «ир'а» — трепет перед Небесами; другое объяснение: от слова «мор»— мирра, одно из благовоний (см. Раши к Берешит, 22:2; Брахот, л.35Б). Точкой наибольшего сосредоточения святости Храмовой горы является краеугольный камень Мироздания — Эвен а-Штия, с которого начиналось Сотворение мира. После постройки Храма на краеугольном камне был помещен Ковчег Завета, находившийся в специальном помещении — Святая Святых, куда мог заходить только Первосвященник и только один раз в году — в Йом Кипур. Краеугольный камень в наши дни находится внутри золотого «Купола над скалой», возведенного мусульманами.

Служившие в Храме священники-коэны, как и другие люди, приходившие в Храм, должны были находиться в состоянии ритуальной чистоты. Поскольку в наше время, по еврейским законам, это недостижимо, вход евреям на Храмовую гору запрещен. Остаток стены, подпиравшей некогда Храмовую гору с запада, сегодня известен как Стена Плача.

Оглавление

Гора Мория до постройки Храма [↑]

Как сообщает Мидраш, Первый человек — Адам — был создан на горе Мория, а затем помещен в Райский Сад (Ган Эден).

После того, как он совершил грех, нарушив запрет Б-га есть плод Дерева познания добра и зла, и был изгнан из Ган Эдена, он вновь оказался на горе Мория, «так как врата сада Эдена расположены вблизи нее» (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92). Мидраш рассказывает, что в первый вечер своей жизни, когда Адам увидел, что наступает темнота, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил»! Всю ночь Адам и его жена постились и плакали, а утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему в жертву быка (Авода зара 8а). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние, и был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20).

На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также Ноах (Ной), уже после того, как он и его семья вышли из Ноева Ковчега.

Перед смертью Ноах разделил землю между тремя своими сыновьями. Страна, в которой расположена гора Мория, была отдана сыну Шему (Раши, Берешит 12:6, Сифтей хахамим).

В недельной главе Лех Леха упомянут Малки-Цедек, священник города Шалем. Мидраш объясняет: Малки-Цедек — это Шем, а Шалем — это прежнее название Иерусалима; другое название города — Цедек, поэтому Шема называли «Малки-Цедек» — т.е. «царь Цедека» (Берешит14:18, Раши). Наряду с этим, Шем был первосвященником и приносил на горе Мория жертвы Всевышнему от имени всего человечества (Таргум Йонатан и Раши; Берешит раба; Зоар хадаш 22).

Еще при жизни Шема право быть служителем Вс-вышнего («кеуна», от слова «коэн», священник) было передано праотцу Аврааму и его потомкам (ср. трактат Недарим, л.32Б).

На горе Мория произошел важнейший эпизод нашей истории — жертвоприношение Ицхака — Акедат Ицхак (дословно «связывание Ицхака»), когда Вс-вышний, желая испытать веру Авраама, повелел ему вознести на жертвенник своего сына Ицхака. И отец, и сын беспрекословно подчинились желанию Б-га, и лишь когда прозвучал голос: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12), Авраам отвел занесенный над Ицхаком нож и вместо сына принес в жертву барашка.

Впоследствии, как считают комментаторы, Ицхак молился на этом месте, когда его впервые увидела Ривка, а позднее — уже вместе с Ривкой, после 20-летнего бесплодного брака, просил, чтобы Б-г дал им потомство (Берешит 25:21; Пиркей дераби Элиэзер 32).

Гора Мория связана и с именем праотца Яакова. Спасаясь от своего брата Эсава, Яаков бежал из дома отца. В пути он заночевал на горе Мория и увидел пророческий сон — лестницу (см. Лестница Яакова), стоящую на земле, а вершиной достигающую небес, по которой опускались и поднимались ангелы (Берешит 28:12; Зоар 1, 149б). Яаков услышал голос Творца, который обещал отдать ему и его многочисленным потомкам Землю Израиля. Вс-вышний также показал Яакову четыре царства, которые будут властвовать над его потомками, но при этом обещал, что никогда не уничтожит его народ (Пиркей дераби Элиэзер 35; Ваикра раба 29:2).

Тора так говорит об этом месте: «И пробудился Яаков ото сна своего, и сказал он: Воистину, есть Г-сподь на месте этом, а я не знал! И устрашился он, и сказал: Как страшно место это! Не что иное это, как Дом Б-жий! И это врата небес!» (Берешит, 28:16-17).

Впоследствии Иерусалим и сама гора Мория были заняты иевусеями — одним из ханаанских племен, которые отвоевали Землю Израиля у сынов Шема (Раши к Берешит, 12:6).

Много лет спустя, когда евреи под руководством Иеошуа бин Нуна завоевали обещанную им Землю, эти места были отданы колену Биньямина. Однако, даже разгромив армию иевусейского царя Иерусалима Адони-Цедека, Иеошуа не смог изгнать жителей города иевусеев (Иеошуа, 10:3-14; 15:63; 18:28).

Строительство Первого Храма [↑]

Во Второй Книге Шмуэля рассказывается о том, как царь Давид пошел войной на Иерусалим, в котором жили иевусеи, взял крепость Сион (Цийон) и основал «город Давида» (II Шмуэль 5:6-11; I Диврей аямим 11:4-7). По решению царя сюда был перенесен Ковчег Завета, в котором находились Скрижали Завета с написанными на них Десятью Заповедями. Ковчег был временно помещен в шатер.

Давида удручало, что сам он живет «в доме из кедрового дерева, а Ковчег Б-га пребывает в шатре», но пророк Натан сообщил ему слова, переданные во сне Б-гом: «Не ты построишь дом для Моего пребывания. …Но когда завершатся твои дни, и ты почиешь со своими предками, то Я поставлю после тебя твоего потомка… Он построит Дом Моему Имени, и Я утвержу престол его царства навеки» (II Шмуэль 7:1-17; I Диврей аямим 17:1-15).

Давид купил для постройки Храма участок земли, на котором находилось гумно иевусея Аравны (Орны). Это и была гора Мория (Диврей а-Ямим 2, 2:1). Деньги на покупку были собраны с каждого колена.

На этом месте Давид воздвиг жертвенник Б-гу и заложил фундамент постоянного каменного Храма, призванного заменить Мишкан — переносной Храм (построенный в пустыне еще в эпоху Исхода из Египта). На этом фундаменте его сын Шломо в 2960 (826 г. до н.э.) построил Первый Храм.

Как только было закончено строительство Храма на Храмовой горе, и Ковчег Завета перенесен в специальное помещение — Святая Святых, шхина (Б-жественное присутствие) сошла в Храм. Во Второй Книге Хроник (Диврей а-Ямим 2, 5:12-14) это описано так: «И левиты певцы…, одетые в виссон, с цимбалами и с арфами и кинорами, стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать коэнов, трубивших в трубы. И были, как один, трубящие и поющие, издавая голос единый к восхвалению и славословию Г-спода; и когда загремел звук труб, и цимбалов, и музыкальных инструментов, и когда восхваляли Г-спода, — “ибо благ Он, ибо вовеки милость Его”, — тогда дом, дом Г-сподень, наполнило облако. И не могли коэны стоять на служении из-за облака, ибо наполнила слава Г-сподня дом Б-жий».

Во времена Первого и Второго Храмов [↑]

410 лет Храм являлся местом превозношения Б-га. Здесь, как и прежде в Переносном Храме (Мишкане), воздвигнутом еще в период странствий по пустыне, служили коэны — потомки Аарона. Они приносили жертвы от имени всего народа («общественные жертвы»), а также совершали другие виды служения.

Территория Храма была разделена на «святую» (где могли находиться только коэны) и «будничную», куда приходили все евреи, при этом, приходить сюда можно было только в состоянии ритуальной чистоты, принося свои «личные» жертвы. Три раза в году — в праздники Песах, Шавуот и Суккот — «восхождение» в Храм было обязательным и называлось «алия ле-регель», отсюда название этих праздников: «шалош регалим» («регель» — дословно на иврите «нога», «шалош»«три»). В «будничном» помещении Храма также заседал Санедрин — Верховный еврейский суд.

В Первом Храме явно присутствовала шхина, и во время службы происходило десять постоянных чудес (они перечислены в трактате Мишны «Пиркей авот» — ч.5, мишна 5).

9 Ава 3338 (422 г. до н.э.) вавилонский царь Навухаднецар разрушил и сжег Первый Храм. Жители страны были угнаны в Вавилонию. Согласно Устной торе, Первый Храм был разрушен за три греха — идолопоклонство, убийство и разврат. Семьдесят лет продолжалось изгнание — пока евреи не вернулись в свою страну и не восстановили Храм.

Второй Храм был построен согласно плану, полученному пророком Иехезкелем в посланном ему Свыше откровении. В нем уже не было ни явных чудес, ни явного присутствия шхины. Кроме того, был утрачен Ковчег Завета, скрытый в тайнике в недрах Хромовой горы незадолго до вавилонского завоевания Иерусалима. Тем не менее, в эту эпоху люди больше боялись Б-га, чем во времена Первого Храма. Но и Второй Храм не устоял и был разрушен по другой причине — из-за необоснованной ненависти евреев друг к другу.

Второй Храм был разрушен и сожжен римлянами9 Ава 3828 (68 г. н.э.), через 420 лет после возведения.

Храмовая гора после разрушения Храма [↑]

Разрушив Иерусалим, римляне сравняли его с землей и распахали Храмовую гору. Осталась только Западная стена Храмовой горы — Стена Плача, которая, как известно из пророчества, никогда не будет разрушена (о строительстве и разрушении стен Храмовой горы и самого Храма см. здесь).

Впоследствии на развалинах Иерусалима была построена римская колония Элия Капитолина, а на месте Храма на Храмовой горе воздвигнуто языческое капище.

После падения Рима, во времена Византийской империи, чтобы стереть память о Храме, здесь была устроена огромная мусорная свалка, а в южной части горы была возведена христианская церковь. Евреи были изгнаны из Иерусалима более чем на 500 лет.

В 4398 (638) году мусульмане во главе с халифом Омаром завоевали Иерусалим и расчистили Храмовую гору. Они объявили это место своей святыней («краеугольный камень» — тот, с которого, по их мнению, пророк Мухаммед вознесся на небо) и в 4451 (691) году построили вокруг камня «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла — всем известное сейчас здание с золотым куполом. На Храмовой горе была также возведена одна из главных мусульманских мечетей — мечеть Аль-Акса (в 4473 / 713 году).

В 4859 (1099) году Иерусалим завоевали крестоносцы. Они убивали евреев, но не тронули Храмовую гору. Мечеть Аль-Акса они сделали своей резиденцией, а «Купол над скалой» облюбовал рыцарский орден тамплиеров.

В XII веке султан Салах-ад-Дин (Саладин) отвоевал Иерусалим и изгнал христиан.

В результате шестого крестового похода Храмовая гора снова оказалась в руках христиан на сорок пять лет (5059-5104 / 1299-1344/ гг.).

Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года. Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев, а начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, вплоть до освобождения Старого города израильской армией в 5727 (1967) году во время Шестидневной войны. В настоящее время Храмовая гора подчиняется властям Палестинской автономии.

Строительство Третьего Храма [↑]

Еврейские пророки и мудрецы говорят о том, что в будущем, с приходом Машиаха — царя из дома Давида — отстроится Третий Храм, который уже никогда не будет разрушен. Не только евреи, но и народы мира признают над собой власть Единого Б-га, и никому не придет в голову считать Храмовую гору местом, предназначенным для чего-то другого. Мысли всего человечества устремятся к Храму с благодарственными молитвами.

Выводить материалы

Можно ли подниматься на Храмовую гору?

Рав Бенцион Зильбер

Почему вокруг этого столько шумихи?

Почему евреям нельзя подниматься на Храмовую гору?

Рав Бенцион Зильбер

Не боимся ли мы своей задачи в этом мире?..

Иерусалим, Большая мечеть, 1844 год

Неизвестный автор

Мечеть Аль-Акса, расположенная на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима, является третьей святыней ислама после Каабы (мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине

Мечеть Аль-Акса Иерусалиме

Неизвестный автор

Мечеть Аль-Акса — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. Первоначально построена халифом Умаром на Храмовой горе Мориа — месте иудейских Первого Храма Соломона, и Второго Храма, разрушенного Римской империей в 70 г. н. э. Нынешнее сооружение было заложено халифом Абд аль-Маликом и относится в основном к VIII в. Снимок, сделанный по технологии фотохром.