Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Тема

Что такое атеизм?

Рационален ли по сути атеизм как точка зрения, отрицающая существование Б-га?

Атеизм — мировоззрение, отвергающее веру в Б-га, а также убеждения в том, что не существует каких-либо божественных, сверхъестественных сил. Термин «атеизм» пришел из греческого: «а» — это частица отрицания, а «теос» — по-гречески «божество». Русский синоним атеизма — безбожие. Обычно атеизм подразумевает как неверие в Единого Б-га (монотеизм), так и в политеизм — многих богов и божеств, т.е. язычество. Как правило, атеисты отвергают креационизм — веру в акт Сотворения Мира, поддерживая теорию эволюции, не верят в «загробный» мир, критикуют религиозно-философские системы и религию как таковую. Большинство атеистов — материалисты: материализм отрицает любые виды духовного воздействия и существование нематериальных объектов. Выделяют также научный атеизм, в основе которого — попытки научно обосновать, что Б-га нет, и стихийный атеизм — попытку доказать отсутствие Б-га на основе логики. Атеистов (часто — ошибочно) ассоциируют со скептиками, агностиками и др.

Символ атеизма — отвергание веры в Б-гаВ основе атеизма лежат попытки обосновать, что Б-га нет

Во времена СССР главенствующей доктриной был т.н. «материалистический, воинствующий атеизм», который на практике означал закрытие или разрушение синагог и других религиозных заведений, преследование верующих и ущемление их прав во всех сторонах жизни, массовую ассимиляцию русскоязычных евреев.

Оглавление

Разница между атеистами, агностиками и верующими [↑]

«Первая из заповедей (Торы) — познай, что есть Б-г». Рамбам (Маймонид), книга «Сефер Ха-мицвот» (Книга Заповедей).

«Тот поистине нарушает заповедь, кто охвачен духом неразумия». Вавилонский Талмуд, «Трактат Coma, 3а».

Существуют три возможных отношения к Б-гу.

Во-первых, человек может быть абсолютно уверен, что Б-г есть. Людей, обладающих подобной уверенностью, обычно называют верующими (от старо-английского bi-leafe, что означает «полное знание»).

Во втором случае человек может сомневаться в том, есть ли Б-г. Такие люди известны как агностики (от греческого a-gignoskein, что означает «непознанное»).

И наконец, в-третьих, человек может быть абсолютно уверен в том, что Б-га нет. Таких людей и называют атеистами (от греческого слова a-theos, что значит «безбожный»).

Лишь две первые из этих трех теологических позиций содержат ядро здравого смысла. Третья — атеизм — неизбежно иррационален.

Существуют два пути, следуя по которым человек, оставаясь в пределах разумного, может с несомненностью верить в Б-га.

Во-первых, возможно, по крайней мере теоретически, что Б-г непосредственно обнаружит себя в человеке. И хотя мы имеем полное право отнестись к подобному заявлению весьма скептически, мы должны тем не менее признать, что некто мог прийти к абсолютной уверенности в существовании Б-га в результате такого события.

Атеизм и агностицизм — разные вещиАтеизм — неизбежно иррационален, в отличие от агностицизма

Во-вторых, человек мог прийти к сознанию того, что Б-г есть, опираясь на косвенные свидетельства, иначе говоря, на происшествия и явления, которые могут быть объяснены, только если признать, что Б-г действительно существует. Очень многое из того, что сегодня нам известно, известно нам именно благодаря таким косвенным свидетельствам. К примеру, мы знаем, что был некогда американский президент по имени Авраам Линкольн. Мы знаем об этом не потому, что когда-либо встречались с самим Линкольном, а потому, что иначе просто невозможно разумно объяснить общепринятый факт того, что он когда-то жил. Существуют ли сегодня прямые или косвенные свидетельства того, что Б-г есть, это уже другое дело. Главное для нас в том, что подобные свидетельства возможны, а следовательно, мы не можем apriori считать сумасшедшим человека, претендующего на то, что ему известно, что Б-г есть.

Точно так же, оставаясь в пределах разумного, можно и сомневаться в существовании Б-га, аналогично тому, как оставаясь в пределах разумного, мы сомневаемся в том, что некая конкретная личность, сила или предмет действительно существуют. И будет разумно пребывать в нерешительности до тех пор, пока вы не получите прямых или косвенных подтверждений.

Символ атеизма и лента солидарности атеистовСимволы атеизма придумываются самими атеистами на их собраниях

Напротив, невозможно оставаться в пределах разумного и с уверенностью отрицать существование Б-га, точно так же, как невозможно оставаться в пределах разумного и отрицать существование какой бы то ни было личности, предмета или силы. Для этого понадобилось бы исследовать каждый кубический сантиметр вселенной в поисках тех предметов или сил, о которых идет речь. Но поскольку мы не можем одновременно контролировать каждый уголок вселенной, мы не можем на разумном основании отрицать существование чего бы то ни было, включая Б-га.

Любому студенту-историку известно, в каком глупом положении оказывались такого рода отрицатели, шла ли речь о существовании континента к западу от Европы, о частицах меньших, чем атом, или о природных силах помимо гравитации и магнетизма. Атеизм как точка зрения, отрицающая существование Б-га, по сути своей неразумен, иррационален.

Критический взгляд на атеизм и атеистов [↑]

Чем же тогда объяснить, что некоторые весьма разумные и рациональные люди открыто заявляют о своем атеизме?

Большинство из них не понимает разницы между атеизмом и агностицизмом. Этим людям свойствен обычный здравый скептицизм; ввиду отсутствия свидетельств о существовании Б-га они не хотят называть себя верующими. Однако, если предложить им называться агностиками, эти люди с радостью поменяют этикетку.

Прочие открытые атеисты понимают разницу между агностицизмом и атеизмом, но недооценивают врожденной алогичности последнего. Большая часть этих людей воспитывалась в нерелигиозных семьях. Поскольку для их родителей религиозный вопрос не существовал как таковой, то и они унаследовали подобное отношение — так что атеизм они исповедают больше по инерции, чем по убеждению. Если же заставить их взглянуть на дело серьезнее, они безболезненно и с чистой совестью перейдут в лагерь агностиков.

Атеизм заглушает возможность здраво мыслитьЧасто атеизм — это форма бунта против религиозно настроенных родителей или учителей

Для сравнительно небольшой группы атеистов атеизм — это форма бунта против религиозно настроенных родителей или учителей. Поскольку бунт большинства этих людей носит эмоциональный, а отнюдь не интеллектуальный характер, то их не смущают никакие указания на неразумность их позиции. Их желание во что бы то ни стало ниспровергнуть религию и заклеймить религиозных людей мешает их способности рассуждать здраво.

Самая малочисленная группа явных атеистов это, как правило, очень тонко чувствующие и очень умные люди. Большинство из них никогда не сталкивалось с чем-либо подтверждающим существование Б-га, но им до боли знаком единственный и самый сильный аргумент против этого, а именно то, что хорошим людям часто приходится плохо. Большинство этих людей испытывали реальные страдания сами или переживая за кого-то из друзей или близких. Личная трагедия для них — более чем красноречиво свидетельствует о том, что Б-га нет. И все-таки даже эти люди, столкнувшись с врожденной иррациональностью атеизма, отступают в сферу крайне скептического агностицизма.

Итак: из трех возможных отношений человека к Б-гу — веры, агностицизма и атеизма — только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм.

Выводить материалы