Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Большинство людей грешат грабежом, и все в той или иной степени дают волю злоречию.»Вавилонский Талмуд, Бава батра 165
Тема

Писания — Ктувим, книги ТаНаХа

Что такое Писания, или Ктувим? Какие книги входят в этот раздел ТаНаХа?

Писания, или Ктувим (כְּתוּבִים) — третий раздел Письменной Торы (ТаНаХа), следующий за Пятикнижием Моисея (Хумашем) и Пророками (Невиим). В раздел Ктувим — Писаний — входят 11 книг. Основным принципом включения книг в раздел Ктувим является то, что все эти книги, как считает еврейская традиция, написаны под влиянием «руах акодеш» («Духа Святости», см. ниже). Часть книг раздела Ктувим-Писаний посвящены философским основам иудаизма и морально-этическим наставлениям (например, т. н. Притчи Соломоновы — Мишлей, книга Экклезиаст — Коэлет, книга Иова). Многие, наряду с этим, — высоко поэтичны, например, как Песнь Песней — Шир аШирим, или книга Псалмов — Теилим. Действие части книг Ктувим-Писаний построено вокруг событий, происходивших в еврейской истории в разные эпохи (например, свиток Эстер, книга Нехемии, книги Хроник — Диврей аЯмим).

Оглавление

Писания в струкруре книг ТаНаХа [↑]

Писания, Ктувим — одна из частей ТанахаМудрецы Великого собрания решили, какие книги
войдут в ТаНаХ в составе книг Писаний (Ктувим)

В отличие от книг Пророков, Писания-Ктувим были созданы под влиянием «руах акодеш» («Духа Святости»). «Руах акодеш» — это уровень духовного постижения, который лишь на одну ступень ниже чем пророчество. Когда книга или даже одна мысль, являясь результатом мудрости человека, раскрывает части абсолютной истины, то считается, что у его автора была «руах акодеш».

Окончательный отбор и утверждение книг, вошедших в раздел Ктувим — Писаний — были завершены вскоре после формирования раздела Невиим — Пророков, в начале эпохи Второго Храма. Согласно большинству мнений, этим занимались мудрецы Великого собрания («аншей кнесет аГдола»), и именно в их эпоху решилось, какие именно книги войдут в ТаНаХ в составе книг Писаний. В итоге, сегодня, в раздел Ктувим включены 11 книг. В большинстве печатных изданий Танаха они печатаются в следующем порядке: книга Псалмов — Теилим, Мишлей (книга Притч Соломоновых), книга Иова, Песнь Песней — Шир аШирим, свиток Рут (Руфь), книга Эйха — Плач Иеремии (Ирмияу), книга Экклезиаст — Коэлет, свиток Эстер, книга Даниэля, книга Эзры (вместе с книгой Нехемии), I и II книги Хроник — Диврей аЯмим I и II.

В структуре Ктувим-Писаний принято выделять две особые группы книг: «Сифрей Эмет» («Книги истины») и «Хамеш Мегилот» («Пять свитков»).

Книги Истины [↑]

В тех списках Танаха, которые оставили нам «баалей амасора», тексты трех книг, входящих в раздел Ктувим — Теилим, Мишлей и Ийов (кроме начала и конца книги) — написаны в два столбца, что позволяет выделить созвучные фрагменты внутри стихов текста, и тем самым превратить его в поэтический. Данный способ размещения был использован и при наборе некоторых печатных изданий ТаНаХа. Три вышеупомянутые книги получили общее название «Сифрей Эмет», представляющее собой своеобразную игру слов: в еврейском языке слово «эмет» означает истину, но здесь это еще и акроним, образованный из первых букв названий этих трех книг.

В этих книгах использована особая система знаков кантилляции, позволяющая выделять созвучные отрывки в стихах.

«Сифрей Эмет» в изданиях Ктувим обычно помещают самыми первыми.

Пять свитков [↑]

Книги Шир аШирим, Рут, Эйха, Коэлет и Эстер принято называть «Хамеш Мегилот» — то есть «Пять свитков». Их помещают сразу после «Сифрей Эмет», хотя хронологически это последние книги, «официально» включенные в Танах. Самым ранним из известных нам свидетельств объединения этих книг в одну группу является авторитетный сборник «Мидраш Раба».

Данные книги читаются публично в синагогах по особым случаям. Шир аШирим читают в Песах, Рут — в Шавуот, Эйха — вечером и утром 9 Ава, Коэлет — в Суккот, а Эстер — в Пурим. Собственно, порядок размещения этих книг в Танахе обусловлен кругом их чтения в синагогах, начиная с Песаха.

Писания включают в себя Пять свитков, одним из которых является свиток ЭстерЧасть Ктувим или Писаний составляют «Пять
свитков», один из которых — «Свиток Эстер»

Чтение книги Эстер в Пурим вечером и днем является не просто обычаем, а законом, принятым во всех еврейских общинах. Чтение этой книги обязательно слушать не только мужчинам, но и женщинам, а если человек не слышал даже одно слово — он не исполнил заповедь и должен слушать чтение всей книги заново. Книга Эстер читается по рукописному пергаментному свитку. Чтение сопровождается благословениями до и после чтения. В случае с четырьмя остальными книгами свиток не обязателен, а благословения не произносятся. Впрочем, в некоторых общинах принят обычай Виленского Гаона, который произносил благословение перед чтением всех этих свитков.

Только свиток Эйха и свиток Эстер читаются всеми общинами. Обычай читать три остальных свитка в «Шалош Регалим» («Три праздника») широко распространился, но не является всеобщим: общины, придерживающиеся нусаха «Ашкеназ», это делают, но многие сефарды и ряд хасидских групп не связывают эти книги с Тремя праздниками.

Даниэль, Эзра, Диврей аЯмим [↑]

Помимо «Книг истины» и «Пяти свитков», в Ктувим включены еще три книги — Даниэль, Эзра, Диврей аЯмим.

У евреев принято объединять две части Диврей аЯмим в одну книгу. Под книгой Эзры обычно подразумеваются объединенные в единое целое книги Эзры и Нехемьи. Тем не менее, при указании точной ссылки на цитируемое место в Ктувим может быть написано «Диврей аЯмим I» или «Нехемья», поскольку система деления на главы и стихи, используемая в Ктувим, была заимствована у христиан.

Даниэль, Эзра и Диврей аЯмим не образуют формальной группы. Тем не менее, у них есть ряд интересных общих особенностей:

Эти книги были написаны последними из всех, включенных в Танах («Пять свитков» были написаны раньше, чем три последние книги, но не были включены в Ктувим сразу).

Все три книги так или иначе говорят о периоде Вавилонского изгнания и последовавшего возвращения в Землю Израиля. Вторая часть Диврей аЯмим завершается сжатым изложением истории царствования последних царей Иудеи из династии Давида. В самом конце, всего в шести последних стихах изложены захват Иерусалима, разграбление и разрушение Храма, Вавилонский плен и возвращение евреев в Землю Израиля с целью восстановить Храм по приказу персидского царя Корэша. Книга Даниэля сообщает о деятельности автора в период изгнания. Эзра и Нехемья руководят народом в период восстановления Храма, Иерусалима, и вообще еврейской жизни в Земле Израиля.

Книги Даниэля и Эзры — это единственные книги в Танахе, значительная часть которых написана на арамейском языке (еще одно место — книга пророка Ирмияу, но там по-арамейски написано одно предложение, а здесь целые главы).

Особая роль Псалмов — Теилим [↑]

В Писаниях особую роль занимают ТеилимКнига псалмов «Теилим» входит в Писания и
занимает в каждом еврейском доме важное место

Книга Псалмов — Теилим — является одной из самых востребованных книг в каждом еврейском доме, где соблюдают заповеди. Многие евреи заканчивают всю книгу еженедельно или ежемесячно, некоторые группы придерживаются обычая прочитывать Теилим полностью до утренней молитвы в Шабат накануне Рош Ходеша.

Книга Теилим оказала определяющее влияние на еврейское молитвенное служение. как ев еврейскую молитвенную практикуВо всех общинах псалмы уже давно воспринимаются как интегральная часть молитвы. После того, как еврей умирает, рядом с телом постоянно кто-то должен находиться, читая при этом Теилим. Евреи знают, что чтение Псалмов — это своего рода «технология», использование которой как-бы запускает механизм поддержки со стороны Небес. Поэтому Теилим очень часто читают в тяжелые моменты и в ситуации неопределенности: болезни, роды, проблемы с деньгами и с женитьбой и т. д. «Сефер аХинух», опираясь на Рамбама, пишет, что читать Теилим необходимо не для того, чтобы добиться расположения Творца, а для того, чтобы сделать веру в Б-жественное Провидение частью сознания человека.

Выводить материалы