Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Писания — Ктувим, книги ТаНаХа

Оглавление

Писания [↑]

Писания (Ктувим) – третий раздел Письменной Торы (ТаНаХа), следующий за Пятикнижием (Хумашем) и Пророками (Невиим).

В отличие от Пророков, Писания были созданы под влиянием «руах акодеш» («Духа Святости»). «Руах акодеш» - это уровень духовного постижения, который лишь на одну ступень ниже чем пророчество.  Когда книга или даже одна мысль, являясь результатом мудрости человека, раскрывает части абсолютной истины, то считается, что у его автора была «руах акодеш».   Окончательный отбор и утверждение книг Ктувим были завершены вскоре после формирования раздела Невиим, в начале эпохи Второго Храма. В Ктувим включены 11 книг. В большинстве печатных изданий Танаха они печатаются в следующем порядке: Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи), Ийов, Шир аШирим (Песнь Песней), Рут, Эйха, Коэлет, Эстер, Даниэль, Эзра, Диврей аЯмим (Хроники, I и II).

В структуре Ктувим принято выделять две особые группы книг: «Сифрей Эмет» (Книги истины) и «Хамеш Мегилот» (Пять свитков).

Книги Истины [↑]

В тех списках Танаха, которые оставили нам «баалей амасора», тексты трех книг, входящих в раздел Ктувим – Теилим, Мишлей и Ийов (кроме начала и конца книги) – написаны в два столбца, что позволяет выделить созвучные фрагменты внутри стихов текста, и тем самым превратить его в поэтический. Данный способ размещения был использован и при наборе некоторых печатных изданий ТаНаХа. Три вышеупомянутые книги получили общее название «Сифрей Эмет», представляющее собой своеобразную игру слов: в еврейском языке слово «эмет» означает истину, но здесь это еще и акроним, образованный из первых букв названий этих трех книг.

В этих книгах использована особая система знаков кантилляции, позволяющая выделять созвучные отрывки в стихах.

«Сифрей Эмет» в изданиях Ктувим обычно помещают самыми первыми.

Пять свитков [↑]

Книги Шир аШирим, Рут, Эйха, Коэлет и Эстер принято называть «Хамеш Мегилот» (Пять свитков). Их помещают сразу после «Сифрей Эмет», хотя хронологически это последние книги, «официально» включенные в Танах. Самым ранним из известных нам свидетельств объединения этих книг в одну группу является авторитетный сборник «Мидраш Раба».

Данные книги читаются публично в синагогах по особым случаям. Шир аШирим читают в Песах, Рут - в Шавуот, Эйха – вечером и утром 9 Ава, Коэлет - в Суккот, а Эстер - в Пурим. Собственно, порядок размещения этих книг в Танахе обусловлен кругом их чтения в синагогах, начиная с Песаха.

Чтение книги Эстер в Пурим вечером и днем является не просто обычаем, а законом, принятым во всех еврейских общинах. Чтение этой книги обязательно слушать не только мужчинам, но и женщинам, а если человек не слышал даже одно слово – он не исполнил заповедь и должен слушать чтение всей книги заново. Книга Эстер читается по рукописному пергаментному свитку. Чтение сопровождается благословениями до и после чтения. В случае с четырьмя остальными книгами свиток не обязателен, а благословения не произносятся. Впрочем, в некоторых общинах принят обычай Виленского Гаона, который произносил благословение перед чтением всех этих свитков.

Только Эйха и Эстер читаются всеми общинами. Обычай читать три остальных свитка в «Шалош Регалим» («Три праздника») широко распространился, но не является всеобщим: общины, придерживающиеся нусаха «Ашкеназ», это делают, но многие сефарды и ряд хасидских групп не связывают эти книги с Тремя праздниками.

Даниэль, Эзра, Диврей аЯмим [↑]

Помимо «Книг истины» и «Пяти свитков» в Ктувим включены еще три книги - Даниэль, Эзра, Диврей аЯмим.

У евреев принято объединять две части Диврей аЯмим в одну книгу. Под книгой Эзры обычно подразумеваются объединенные в единое целое книги Эзры и Нехемьи. Тем не менее, при указании точной ссылки на цитируемое место в Ктувим может быть написано «Диврей аЯмим I» или «Нехемья», поскольку система деления на главы и стихи, используемая в Ктувим, была заимствована у христиан.

Даниэль, Эзра и Диврей аЯмим не образуют формальной группы.Тем не менее, у них есть ряд интересных общих особенностей:

  1. Эти книги были написаны последними из всех, включенных в Танах («Пять свитков» были написаны раньше, чем три последние книги, но не были включены в Ктувим сразу).
  2. Все три книги так или иначе говорят о периоде Вавилонского изгнания и последовавшего возвращения в Землю Израиля. Вторая часть Диврей аЯмим завершается сжатым изложением истории царствования последних царей Иудеи из династии Давида. В самом конце, всего в шести последних стихах изложены захват Иерусалима, разграбление и разрушение Храма, Вавилонский плен и возвращение евреев в Землю Израиля с целью восстановить Храм по приказу персидского царя Корэша. Книга Даниэля сообщает о деятельности автора в период изгнания. Эзра и Нехемья руководят народом в период восстановления Храма, Иерусалима, и вообще еврейской жизни в Земле Израиля.
  3. Книги Даниэля и Эзры – это единственные книги в Танахе, значительная часть которых написана на арамейском языке (еще одно место – книга пророка Ирмияу, но там по-арамейски написано одно предложение, а здесь целые главы).

Особая роль Теилим

  [↑]

Книга Псалмов является одной из самых востребованных книг в каждом еврейском доме, где соблюдают заповеди. Многие евреи заканчивают всю книгу еженедельно или ежемесячно, некоторые группы придерживаются обычая прочитывать Теилим полностью до утренней молитвы в Шабат накануне Рош Ходеша.

Книга Теилим оказала определяющее влияние на еврейское молитвенное служение. как ев еврейскую молитвенную практикуВо всех общинах псалмы уже давно воспринимаются как интегральная часть молитвы. После того, как еврей умирает, рядом с телом постоянно кто-то должен находиться, читая при этом Теилим. Евреи знают, что чтение Псалмов – это своего рода «технология», использование которой как-бы запускает механизм поддержки со стороны Небес. Поэтому Теилим очень часто читают в тяжелые моменты и в ситуации неопределенности: болезни, роды, проблемы с деньгами и с женитьбой и т.д. «Сефер аХинух», опираясь на Рамбама, пишет, что читать Теилим необходимо не для того, чтобы добиться расположения Творца, а для того, чтобы сделать веру в Б-жественное Провидение частью сознания человека.

Выводить материалы