Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Мишлей — Притчи царя Соломона

Притчи царя Соломона — книга Мишлей, одна из книг ТаНаХа, составленная мудрым еврейским царем Соломоном (Шломо).

Мишлей, притчи царя Соломона — это одна из книг царя Шломо (Соломона), написанная им в качестве руководства к правильному поведению. Она обращена ко всем людям — как к юным, так и умудренным опытом. Еврейской название «Мишлей», скорее всего, произошло от слова «машаль» — «притча», «пример», «метафора» (точный перевод см. ниже): заключенные в книге машалим (притчи, примеры) призваны помочь нам постичь глубочайшие знания, содержащиеся в Торе, и научиться применять их в нашей жизни. Книга притч Соломоновых, Мишлей, включена в ТаНаХ (т.н. «еврейская Библия») в составе раздела Писаний (Ктувим).

Оглавление

Мишлей — не сборник изречений [↑]

Тот, кто хоть раз присутствовал на вечерней субботней трапезе, имел возможность прикоснуться к мудрости Мишлей, ведь знаменитым гимном «Эшет Хайль» заканчивает царь Шломо свою книгу Притчей, описывая достоинства благонравной женщины: она верна своему мужу, трудолюбива, хозяйственна, распорядительна, предприимчива, человеколюбива и умна: «Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах (города) деяния ее» (Мишлей, 31:30-31).

Да и многие другие цитаты из этой великой книги у нас на слуху: «Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками» (Мишлей, 14:1). «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет» (Мишлей, 6:23). «Потому что мудрость лучше жемчужин и все желанное не сравнится с нею» (Мишлей, 8:11). «Щадящий розгу свою ненавидит сына своего, а кто любит его, тот с детства наказывает его» (Мишлей, 13:24).

Мы часто пользуемся фразами из книги Мишлей, и каждое предложение имеет свою ценность, но желающий воспринять мудрость царя Шломо в целостности изучает эту книгу с комментариями, узнает о ее многоуровневой структуре и об истинной цели ее написания.

Автор Мишлей [↑]

Мидраш (Шир а-Ширим Рабба 1) говорит, что все три своих книги (Песнь Песней — Шир а-Ширим, Мишлей и Экклезиаст — Коэлет) царь Шломо написал, находясь на уровне руах а-кодэш — уровне, близком к пророческому. Поэтому, несомненно, эта книга имеет такой же статус, как и книги других пророков.

Однако, даже если бы царь Шломо не был пророком, книга Мишлей оставалась бы хорошим руководством к правильному поведению: царь Шломо не только был пророком, но и самым мудрым человеком из всех, когда-либо живших, как сказано в книге книге Царей (Мелахим I, 5:11): «И стал Шломо мудрее всех».

Цель написания Мишлей [↑]

Сказал царь Шломо (см. Мишлей 1, 6), что он написал книгу Мишлей, чтобы «понять притчу (машаль) и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (хидотам)». Эти слова толкует Гаон из Вильно: царь Шломо говорит здесь о Письменной и Устной Торе.

Письменная Тора здесь названа машаль («притча», «пример»), потому что пример всегда понятен, однако он никогда не приводится «ради себя самого», — в нём всегда скрыт намёк на глубокие вещи, которые сложно понять без помощи примера. Так и слова Торы даны не только ради их простого смысла, но и ради тех глубоких вещей, на которые они «намекают» [см. Зоар, Бэаалотха 149, 2: «Да выйдет дух из того, кто говорит, что Тора написана только ради того рассказа, который в ней изложен. Потому что, если бы это было так, Тора не была бы высшей Торой, истинной Торой… Но, конечно же, святая Тора — Тора истинная, “Тора Господня совершенна”, и каждое слово в ней учит нас вещам высшим»]. А Устную Тору назвал царь Соломон «загадкой» (хида), потому что она подобна загадке — даже простой смысл её не понятен.

Виленский Гаон говорит, что в любой вещи есть четыре элемента: материал, субъект, форма и цель. Материал в «Книге Притчей Соломоновыъ» — это сами мишлей, примеры, из которых она создана. Царь Шломо, автор книги — это субъект: тот, кто познает, мыслит и действует. Форма — это знание, разумение и понимание, а цель всей книги — выучить из нее мусар, т.е. морально-этический урок, с тем, чтобы жить в соответствии с ним. Царь Шломо учит нас, что не сама философия важна, а то, к чему она приводит человека.

Что такое «машаль?» [↑]

В русском языке не существует одного слова, которое было бы прямым переводом понятия «машаль». Машалим — это примеры, метафоры, иносказания, притчи, которые мы используем в том случае, когда не можем человеку объяснить что-то напрямую.

Царь Шломо говорит, что он в этой книге создал «ручки для Торы»: Тора так велика, что обычному человеку трудно «взять» ее, если у нее «нет ручек». Вот этими «ручками» и становятся многочисленные «машалим», которые приводит в своей книге мудрейший из людей.

Машаль способен не только помочь человеку понять что-то, но и принять это. Это книга не про мудрость и не про знания. Это книга написана для того, кто серьезно подходит к задаче работы над собой.

Один из видов машалим — это так называемые «мишлей хайот», то есть притчи, связанные с животными. Например, читаем 6 главу, 6 пасук: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на пути его, и сделайся мудрым». Шломо строит такие машалим на мысли, что все, что есть в мире — есть в человеке. В нас есть все свойства мира, и ими можно пользоваться, ведь Вс-вышний создал весь этот мир как машаль для нас. Все что происходит в мире, нас учит чему-то, а то, что есть в животных, — особенно близко нам.

Мы находимся в мире, который и есть машаль. То, что мы видим в этом мире — это отражения духовных сущностей. Царь Шломо использует в «Книге Притчей» разные виды машалим. Один из них призван помочь ухватиться за какую-то идею, а потом увидеть, что у этой идеи есть много разных уровней.

Множество уровней машаля в книге Мишлей [↑]

Например, в 11 главе приводится вошедшее в поговорку высказывание: «(Что) золотое кольцо в носу у свиньи, (то) женщина красивая и — безрассудная (бессмысленная)». Простое значение этого машаля — несоответствие между чем-то и чем-то: нечистоплотной свинье не подходит золотое украшение. Но главное здесь — нимшаль, т.е. мораль, разъяснение машаля, которое царь Шломо здесь, как и во многих других псуким такого типа, приводит во второй части. Говоря русским языком: вначале басня — потом мораль басни: «женщина красивая, но бессмысленная». Красивой женщине, у которой нет ничего внутри, — красота ее не помогает.

Есть и более глубокий уровень, который нам объясняют комментаторы: фраза эта — про людей, которые учат Тору. Если человек учит Тору, но не применяет ее в жизни, его Тора оказывается, как золотое кольцо в носу свиньи, она бессмысленна. В «Эшет Хайль» (заключительный раздел Мишлей) объясняется, когда красота оказывается важна: когда есть «ират ашем» (трепет перед Вс-вышним), тогда есть и целостность. Ничего плохого нет в золотом кольце, в талмид-хахаме и в красивой женщине — если есть главное: богобоязненность и работа над собой.

Еще один вид машаля: царь Шломо в одном месте говорит о каком-то понятии как об ужасном, а в другом месте — как о прекрасном. Например, в одном месте говорится, что человек, обладающий дерзостью — закончит в гейноме, а в другом месте — что настоящая «эшет хайль» должна быть дерзкой, и это прекрасное качество коронует истинную женщину. Оба эти высказывания, рассмотренные вместе, строят машаль на очень важную идею: нет хороших и плохих качеств. Качество на иврите — это «мида», другой перевод этого слова — «размер»: любое качество хорошо или плохо в зависимости от того, в каком количестве и соотношении с другими качествами оно есть в человеке. Когда мы подходим к работе строительства себя, мы должны помнить, что Вс-вышний в принципе ничего плохого не создал. Все, что Он создал — это хорошо. Сами по себе качества — это потенциал, важно знать, как их использовать, чтобы они стали благом.

Важность изучения книги Мишлей [↑]

Виленский Гаон писал своим домочадцам так: «Среди моих книг есть книга Мишлей в переводе на идиш. Во имя Б-га, читайте её каждый день, и она лучше всех других книг, наставляющих человека на правильный путь».

Книга Мишлей, притчи Соломоновы — это книга для глубокого изучения и немедленного применения в главной работе человека в этом мире — работе над собой.

Рекомендуем прослушать по книге Мишлей цикл видеоуроков рава Э. Ксидо, аудиоцикл р. Э. Нездатного или цикл уроков для женщин Эстер Оффенгенден.

Выводить материалы