Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Человек благоразумный скрывает знание?

Темы: Мудрость, Шломо, Танах, Мишлей, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте! Читаю Писание, «Мишлей», и некоторые предложения вызывают недопонимание: Мишлей 12:23. Человек благоразумный скрывает знание, а сердце глупых провозглашает глупость. Мишлей 23:20. Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус для щелочей, то поющий песни для печального сердца. Мишлей 23:23. Правду купи, и не продавай мудрости и учения разума. Мишлей 25:22. Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Г-сподь воздаст тебе. М.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая M.!

Надо отдать должное Вашим способностям, если недопонимание у Вас возникло только в этих нескольких случаях. Рассмотрим их по порядку на основе простых комментариев. Если был указан номер одного стиха, а цитировался другой, мы брали сам стих, а кое-где подправили перевод.

12:23 Человек благоразумный скрывает знание, а сердце глупых провозглашает глупость. Умный человек скромен и не демонстрирует свои знания и способности при каждом удобном случае, а глупцы, как правило, любят себя показать.

23:23 Правду купи, и не продавай мудрость, наставление и понимание. Старайся приобрести мудрость, то есть, учи Тору у знающих ее, даже если тебе придется платить за это, однако сам не бери деньги, если обучаешь других.

25:20 Как легкая (или ветхая) одежда в холодный день, как уксус для щелочей, так поющий песни для печального сердца. Очевидная связь между тремя этими вещами — они не помогают, или даже вредны. Например, слово натар по мнению некоторых комментаторов обозначает не щелочь, а вид глины — если сделать из нее сосуд и налить туда уксус, сосуд протечет…

25:22 Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Г-сподь воздаст тебе. В предыдущем стихе царь Шломо дает нам мудрый совет: «Если твой враг голоден — накорми его хлебом, если испытывает жажду — напои его водой». Затем — метафора: если ты сделаешь так, то как будто наберешь ему на голову углей — то есть, этот прием будет надежно сдерживать врага. Ведь, невольно испытывая благодарность, он не сможет вредить тебе, как прежде.

Кроме того, это правило говорит и о чём-то сверхъестественном — даже тот враг, который не способен на чувство благодарности (тем более, если и мы не заинтересованы в примирении с ним), потеряет силу вредить нам, если мы сумеем накормить его. Именно этим советом воспользовалась в свое время царица Эстер, пригласив злодея Амана на пир вместе с царем. Хотя Талмуд приводит и другие веские соображения, которыми она руководствовалась, это было одно из них — она знала, что таким образом Аман потеряет силу вредить ей. А поскольку его затея — погубить всех евреев империи — касалась и ее (пусть Аман и не знал, что царица — еврейка), она рассчитывала, что теперь эта затея провалится, как в результате и вышло.

В Мидраш Тэилим (34) мудрецы привели еще одно объяснение совета царя Шломо: если дурное начало одолевает тебя — накорми его «хлебом Торы» и напои его «водой Торы». Тора неоднократно сравнивается в наших книгах с хлебом и водой — двумя жизненно необходимыми человеку вещами. И, как известно, Тора — лучшее (и, пожалуй, единственно надежное) средство, с помощью которого можно одолеть стремление к злу и направить все свои внутренние силы на добро.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре