Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Иегошуа бен Леви: всякий, кто привык давать цдаку, удостоится мудрых и богатых сыновей.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а

В чём жизнь человека походит на свечу?

Темы: Душа, Мишлей

Отложить Отложено

Шалом! В иудаизме проводится очень явное и красивое сравнение человека со свечой. Если можно, то расскажите подробнее об этом. Сергей

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Сергей,

В Танахе и в словах мудрецов не нашёл сравнения человека со свечой. В Мишлей (Притчах царя Шломо — Соломона) душа человека сравнивается со свечой: «Душа человека — свеча Б-га». Почему душа человека называется свечой? Об этом можно прочесть в статье «Учить, чтобы всё забыть?».

Однако, возможно, Вы имеете в виду сравнение рава Исраэля Салантера: он сравнил со свечой жизнь человека.

Рассказывают, что как-то поздно вечером рав Исраэль Салантер оказался в доме сапожника и увидел, что тот сидит и работает при свете постепенно гаснущей свечи. «Почему ты до сих пор работаешь? — спросил рав Исраэль. — Ведь час поздний, свеча скоро потухнет, и ты уже не сможешь ничего сделать». «Ну и что? — воскликнул сапожник. — Всё время, пока свеча горит, можно работать и чинить».

Рав Исраэль растрогался, услышав эти слова сапожника, и сказал себе: «Если для нужд тела необходимо работать всё время, пока свеча горит, и можно в это время ещё работать и чинить, тем более — для нужд души. Человеку необходимо стараться исправить себя всё время, пока он жив. И всё время, пока свеча — душа человека — горит, можно исправить». С тех пор рав Исраэль и его ученики, когда хотели сказать, что у человека даже в самой глубокой старости есть возможность исправить всё своё прошлое, все свои грехи, часто пользовались этим выражением: «Всё время, пока свеча горит, можно исправить».

Но из этого мы также можем сделать вывод, что после того, как «свеча потухла», после того, как душа покинула тело, уже нет никакой возможности что-либо исправить. И об этом говорит царь Шломо (Коэлет 9, 10): «Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь».

И ещё сказал царь Шломо (Коэлет 9, 4): «…ведь живому псу лучше, чем мертвому льву». При жизни у человека, даже самого простого, есть возможность совершать добрые дела и исправлять себя. После смерти уже нет возможности сделать даже самое небольшое доброе дело. И это то, чему учит нас мишна в Пиркей Авот (4, 17): «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире будущем».

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.