Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Царь Соломон — пророк?

Темы: Шломо, Рав Реувен Куклин, Пророчество, Мишлей

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемый рав! Скажите, пожалуйста, является ли Шломо А-мелех пророком? В книге Диврей-а-ямим 2 сказано: «Мудрость и знание даны тебе…». Значит ли это, что притчи Шломо получены им непосредственно от Б-га, являясь руководством к правильному поведению? Иными словами, имеет ли книга Мишлей такой же статус, как книги других пророков? Большое спасибо! Алексей, Беэр-Шева

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Алексей!

В переводе Шир а-Ширим (Песни Песней) Йонатана бен-Узиэля царь Шломо называется пророком. А мидраш (Шир а-Ширим Рабба 1) говорит, что все три своих книги (Шир а-Ширим, Мишлей и Коэлет) царь Шломо написал, находясь на уровне руах а-кодэш — уровне, близком к пророческому. Поэтому, несомненно, эта книга имеет такой же статус, как и книги других пророков, и является идеальным руководством к правильному поведению.

Однако даже если бы царь Шломо не был пророком, книга Мишлей оставалась бы идеальным руководством к правильному поведению — ведь царь Шломо был не только пророком. Он был также самым мудрым человеком из всех, когда-либо живших, как сказано в книге Мелахим I (5:11): «И стал Шломо мудрее всех». Может ли быть лучшее «Руководство по правильному поведению», чем руководство, написанное мудрейшим из людей?!

Виленский Гаон писал своим домочадцам так: «Среди моих книг есть книга Мишлей в переводе на идиш. Во имя Б-га, читайте её каждый день, и она лучше всех других книг, наставляющих человека на правильный путь».

С уважением, Реувен Куклин

Слушайте: Уроки по книге Мишлей

Материалы по теме


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки тиса

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса

Ки Тиса. Золотой телец

Рав Ефим Свирский

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе