Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина. Хасид Яавец

Раби Йосеф бар Хаим Яавец (Хасид Яавец; умер в 5267 /1507/ г.) — выдающийся мыслитель и проповедник, один из духовных лидеров поколения изгнанников из Испании.

Учился в Лиссабоне у р. Йосефа Ибн Хаюна (см.), главы еврейских мудрецов в Португалии.

Еще до изгнания евреев из Испании и Португалии бежал от преследований на Сицилию, а затем переселился в неаполитанское королевство. С 5253 /1493/ года обосновался на севере Италии, в ломбардском городе Мантуе, расположенном на одном из притоков реки По.

Стремясь возродить духовную жизнь испанских изгнанников, призывал их извлечь уроки из происшедшей трагедии. Основную причину случившегося он видел в широком распространении античной и арабской философии среди евреев — в результате, вера в сердцах ослабла и заповедями стали пренебрегать. Раби Яавец указывал, что именно увлеченные философией интеллектуалы первыми становились отступниками и предавали свое еврейство, и порой, добровольно — в то время как те, чей разум и душа не были отравлены ядом нееврейского мировоззрения, не только оставались верными Торе, но и жертвовали ради нее всем своим имуществом и даже жизнью.

Свои взгляды р. Яавец изложил в книге Ор ахаим (Свет жизни), направленной против увлечения нееврейскими науками и философией, а также в трактате Хасдей Ашем (Милости Всевышнего), посвященном предстоящему избавлению еврейского народа и возвращению на Святую Землю в дни Машиаха.

Написал также комментарии на Теилим (Псалмы Давида) и на трактат Авот (Поучения отцов). Глубокие нравственные уроки, содержащиеся в этих книгах, послужили причиной того, что в последующих поколениях автора стали называть Хасид Яавец (Благочестивый Яавец).

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.