Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография главного раввина Османской империи

Раби Элияу Мизрахи (Рэам; 5210-5286 /1450-1526/ гг.) — глава еврейской общины Турции.

Родился в г. Константинополе (через три года после его рождения Византийская империя пала, ее столица была захвачена турками и в дальнейшем стала называться Стамбулом).

В возрасте двадцати пяти лет р. Элияу встал во главе ешивы; кроме традиционных еврейских дисциплин, он преподавал своим ученикам также астрономию и математику.

В 5255 /1495/ он был избран хахам баши — главным раввином Османской империи. Заседал в государственном суде по правую руку от верховного муфтия и судил тяжбы между евреями.

В те годы, когда он стоял во главе общины, в Османской империи нашли убежище десятки тысяч евреев, изгнанных из Испании и Португалии, — главный раввин сам занимался сбором средств для них, а также размещением и устройством изгнанников.

Со всех концов диаспоры к р. Мизрахи обращались за решением спорных вопросов; его законодательные решения пользовались высочайшим авторитетом. Сто пятьдесят из составленных им респонсов включены в сборник Тшувот а-Рэам (Ответы р. Элияу Мизрахи). Еще целый ряд респонсов приведен в его книге Маим амуким (Глубокие воды).

В историю еврейской мысли Рэам вошел, в первую очередь, благодаря своим аналитическим заметкам, посвященным комментарию Раши (см.) на Пятикнижие. Рэам подвергает глубокому анализу каждую фразу и почти каждое слово великого комментатора. Во многих случаях он встает на защиту мнений Раши, отражая критические стрелы Рамбана (см.); но порой Рэам и сам не соглашается с объяснениями, предложенными Раши.

Эта книга увидела свет в 5287 /1527/ году, через год после смерти автора.

Рэам написал также книгу Тосафей Смаг (Добавления к Смагу) — аналитические заметки к законодательному кодексу Сефер мицвот гадоль (Смаг), составленному тосафистом р. Моше из Куци (см.).

Перу Рэама принадлежит и учебник по элементарной математике Сефер амиспар (Книга о числах).

с разрешения издательства Швут Ами


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру