Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография главного раввина Османской империи

Раби Элияу Мизрахи (Рэам; 5210-5286 /1450-1526/ гг.) — глава еврейской общины Турции.

Родился в г. Константинополе (через три года после его рождения Византийская империя пала, ее столица была захвачена турками и в дальнейшем стала называться Стамбулом).

В возрасте двадцати пяти лет р. Элияу встал во главе ешивы; кроме традиционных еврейских дисциплин, он преподавал своим ученикам также астрономию и математику.

В 5255 /1495/ он был избран хахам баши — главным раввином Османской империи. Заседал в государственном суде по правую руку от верховного муфтия и судил тяжбы между евреями.

В те годы, когда он стоял во главе общины, в Османской империи нашли убежище десятки тысяч евреев, изгнанных из Испании и Португалии, — главный раввин сам занимался сбором средств для них, а также размещением и устройством изгнанников.

Со всех концов диаспоры к р. Мизрахи обращались за решением спорных вопросов; его законодательные решения пользовались высочайшим авторитетом. Сто пятьдесят из составленных им респонсов включены в сборник Тшувот а-Рэам (Ответы р. Элияу Мизрахи). Еще целый ряд респонсов приведен в его книге Маим амуким (Глубокие воды).

В историю еврейской мысли Рэам вошел, в первую очередь, благодаря своим аналитическим заметкам, посвященным комментарию Раши (см.) на Пятикнижие. Рэам подвергает глубокому анализу каждую фразу и почти каждое слово великого комментатора. Во многих случаях он встает на защиту мнений Раши, отражая критические стрелы Рамбана (см.); но порой Рэам и сам не соглашается с объяснениями, предложенными Раши.

Эта книга увидела свет в 5287 /1527/ году, через год после смерти автора.

Рэам написал также книгу Тосафей Смаг (Добавления к Смагу) — аналитические заметки к законодательному кодексу Сефер мицвот гадоль (Смаг), составленному тосафистом р. Моше из Куци (см.).

Перу Рэама принадлежит и учебник по элементарной математике Сефер амиспар (Книга о числах).

с разрешения издательства Швут Ами


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.