Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография главного раввина Османской империи

Раби Элияу Мизрахи (Рэам; 5210-5286 /1450-1526/ гг.) — глава еврейской общины Турции.

Родился в г. Константинополе (через три года после его рождения Византийская империя пала, ее столица была захвачена турками и в дальнейшем стала называться Стамбулом).

В возрасте двадцати пяти лет р. Элияу встал во главе ешивы; кроме традиционных еврейских дисциплин, он преподавал своим ученикам также астрономию и математику.

В 5255 /1495/ он был избран хахам баши — главным раввином Османской империи. Заседал в государственном суде по правую руку от верховного муфтия и судил тяжбы между евреями.

В те годы, когда он стоял во главе общины, в Османской империи нашли убежище десятки тысяч евреев, изгнанных из Испании и Португалии, — главный раввин сам занимался сбором средств для них, а также размещением и устройством изгнанников.

Со всех концов диаспоры к р. Мизрахи обращались за решением спорных вопросов; его законодательные решения пользовались высочайшим авторитетом. Сто пятьдесят из составленных им респонсов включены в сборник Тшувот а-Рэам (Ответы р. Элияу Мизрахи). Еще целый ряд респонсов приведен в его книге Маим амуким (Глубокие воды).

В историю еврейской мысли Рэам вошел, в первую очередь, благодаря своим аналитическим заметкам, посвященным комментарию Раши (см.) на Пятикнижие. Рэам подвергает глубокому анализу каждую фразу и почти каждое слово великого комментатора. Во многих случаях он встает на защиту мнений Раши, отражая критические стрелы Рамбана (см.); но порой Рэам и сам не соглашается с объяснениями, предложенными Раши.

Эта книга увидела свет в 5287 /1527/ году, через год после смерти автора.

Рэам написал также книгу Тосафей Смаг (Добавления к Смагу) — аналитические заметки к законодательному кодексу Сефер мицвот гадоль (Смаг), составленному тосафистом р. Моше из Куци (см.).

Перу Рэама принадлежит и учебник по элементарной математике Сефер амиспар (Книга о числах).

с разрешения издательства Швут Ами


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.